Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Почему человеку важна способность мыслить?

  • Текст: Л. Толстой. О способности мыслить
    (1)Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. (2)Избавиться можно только усилиями мысли. (3)Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. (4)Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
    (5)Хотя и не мысль открыла нам то, что надо любить, - мысль не могла открыть нам этого, - но мысль важна тем, что она показывает нам то, что мешает любви. (6)Вот это-то усилие мысли против того, что мешает любви, это-то усилие мысли важнее, нужнее и дороже всего.
    (7)Если бы человек не мог мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. (8)А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. (9)И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить.
    (10)Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. (11)В действительности же есть только один руководитель - совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. (12)Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего не должно делать. (13)И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком усилием мысли.
    (14)Если бы человек не знал, что глаза могут видеть, и никогда не раскрывал бы их, он был бы очень жалок. (15)Так же, и еще более, жалок человек, если он не понимает, что ему дана сила мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды. (16)Если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды: первое, потому что разум скажет ему, что всякие беды проходят и часто превращаются в доброе, а второе то, что для разумного человека всякая беда на пользу. (17)А между тем люди, вместо того, чтобы смотреть прямо в глаза беде, стараются увернуться от нее.
    (18)Не лучше ли радоваться тому, что бог дал нам власть не огорчаться тем, что с нами случается помимо нашей воли, и благодарить его за то, что он подчинил нашу душу только тому, что в нашей власти - нашему разуму. (19)Он ведь не подчинил нашей души ни родителям нашим, ни братьям, ни богатству, ни телу нашему, ни смерти. (20)Он, по благости своей, подчинил ее одному тому, что от нас зависит, - нашим мыслям.
    (21)Вот эти-то мысли и чистоту их и должны мы для нашего блага блюсти всеми силами.
    (22)Когда мы узнаем новую мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. (23)Всякая истина уже лежит в душе всякого человека. (24)Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
    (25)Часто бывает, что придет мысль, которая кажется и верной и вместе странной, и боишься поверить ей. (26)Но потом, если хорошенько подумаешь, то видишь, что та мысль, которая казалась странной, - самая простая истина, такая, что, если раз узнал, в нее уже нельзя перестать верить.
    (27)Всякая великая истина для того, чтобы войти в сознание человечества, должна неизбежно пройти три ступени. (28)Первая ступень: "Это так нелепо, что не стоит и обсуждать". (29)Вторая ступень: "Это безнравственно и противно религии". (30)Третья ступень: "Ах! это так всем известно, что не стоит и говорить про это".
    (31)Хорошо было бы, если бы мудрость могла переливаться из того человека, в котором ее много, в того, в ком ее мало, как вода переливается из одного сосуда в другой до тех пор, пока в обоих будет равно. (32)Но для того, чтобы человеку принять чужую мудрость, ему нужно прежде самому думать.

    (По Л.Н. Толстому)
31.01.2022 19:24:39
Автор: Владислав Тележенко

Способность человека мыслить, рассуждать и анализировать отличает его от всех других существ. Немногие считают интеллект истинным благом. Однако возможность с помощью разума познавать мир, делать духовные открытия является высшим даром для людей. Именно проблеме важности мышления посвящён текст Л. Н. Толстого.
Рассуждая над вопросом значения разума, автор пишет, что «нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошо мыслить». Способность рассуждать позволяет людям находить смысл жизни, ставить цели и проводить грань добра и зла. Для человека нет большего дара, чем умение мыслить, ведь иначе легко совершить непоправимые ошибки, поддаться соблазнам, свернуть с намеченного пути. Кроме того, «если человек разумен, то ему легко будет переносить всякие беды». Только свободные люди могут в лишениях и трудностях находить новые возможности, а необходимая воля достигается усилиями мысли. Благодаря разуму сильный человек заставляет себя идти вперёд, меняться и превозмогать обстоятельства.
Оба примера, дополняя друг друга, позволяют понять, что мышление играет одну из главных ролей в жизни любого. Разум формирует поведение людей, их возможности и ориентиры. Мысль является первой стадией в любом начинании, которое может изменить как человека, так и всё общество.
Автор утверждает, что сила ума необходима каждому, ведь с её помощью люди определяют жизненный путь. Не приложив стараний, не полагаясь на здравые идеи и цели, человек не может рассчитывать на изменения.
С позицией автора нельзя не согласиться, могу с уверенностью сказать, что стремления людей должны быть разумными, благочестивыми, но при этом чётко сформулированными. Читая текст Л. Н. Толстого, невольно вспоминаешь произведение Джорджа Клейсона «Самый богатый человек в Вавилоне». Дебасир, старый и знатный торговец, встретил на городской площади своего должника Таркада, который по юношеской глупости неразумно истратил последние деньги. Молодой человек просил отсрочку и новый кредит, на что ростовщик ответил ему поучительной историей из жизни. Много лет назад, когда Дебасир был молод, он тоже потерял сбережения, потому что ему «не хватало способности мыслить». За долги юноша попал в рабство, где наконец-то стал думать о том, как выкупить себя и стать уважаемым человеком. В одну из ночей он принял волевое решение, сбежав в пустыню и направившись к Вавилону. Когда закончились припасы, перед ним открылись две дороги: смерть или действие вопреки. Дебасир решил окончательно изменить свой жизненный путь, он шёл вперёд, подгоняя себя мечтой о счастье. Если бы тогда у героя не хватило силы разума, чтобы поставить цель и идти к ней, видеть изменения, он бы так и остался рабом. Способность мыслить даёт человеку возможности для исполнения желаний, для преодоления невзгод.
Разум – это настоящее благо, дарованное каждому из людей. Возможность мыслить позволяет человеку делать важные шаги на пути к мечте, не допускать превращения жизни в существование.  
Количество слов - 420

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Владислав!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
Но Вы высказываетесь по другой проблеме: какими должны быть устремления человека?

Дебасир, старый и знатный торговец, встретил на городской площади своего должника Таркада, который по юношеской глупости неразумно истратил последние деньги. Молодой человек просил отсрочку и новый кредит, на что ростовщик ответил ему поучительной историей из жизни. Много лет назад, когда Дебасир был молод, он тоже потерял сбережения, потому что ему «не хватало способности мыслить». За долги юноша попал в рабство, где наконец-то стал думать о том, как выкупить себя и стать уважаемым человеком. В одну из ночей он принял волевое решение, сбежав в пустыню и направившись к Вавилону. Когда закончились припасы, перед ним открылись две дороги: смерть или действие вопреки.
Это пересказ, который можно полностью удалить: в нём нет аналитического компонента.
То, что делает ГЕРОЙ= пересказ.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл.

Ошибки:

Способность человека мыслить, рассуждать и анализировать отличает его от всех других существ. (нет логической связи между  и 2 предложением). Немногие считают интеллект истинным благом (на основании чего Вы делаете такой вывод?) Однако возможность с помощью разума познавать мир, делать духовные открытия является высшим даром для людей.
Рекомендация:
Поместите в отдельные абзацы примеры-иллюстрации. Тогда получится так:
1. Пример 1- пояснение 1
2. Пример 2- пояснение2
3. Указание связи и её анализ.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм + 1 балл

Ошибки:

проводить грань добра и зла
грань МЕЖДУ чем? и чем?

С позицией автора нельзя не согласиться,ТЧК могу с уверенностью сказать, что стремления людей должны быть разумными, благочестивыми, но при этом чётко сформулированными.
Перегруженное предложение, разделите на части.

K10 - Соблюдение речевых норм + 2 балла

Ошибки:

стремления людей должны быть разумными, благочестивыми, но при этом чётко сформулированными.
Вы смешиваете слова СТРЕМЛЕНИЕ (к чему-л.) и УСТРЕМЛЕНИЯ (настойчивое влечение, тяготение, стремление к чему-л., к достижению какой-л. цели).

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Владислав, Вы написали сильную работу. Внимательно прочитайте рецензию, проработайте логику сочинения, и тогда на экзамене Вы создадите прекрасное сочинение.


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 21

Возврат к списку