Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Что значит быть великодушным?

  • Текст: Т. Скок. О великодушии
    (1)В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. (2)Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир». (3)В конце своей жизни, прошедший через нравственные испытания и физические муки, князь Андрей становится способен искренне пожалеть своего страдающего врага, Анатоля Курагина, и в этом проявляется истинное величие его души: «восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его сердце. (4)Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями». (5)Получив смертельное ранение, он с сожалением понимает, что дальнейшая его жизнь могла бы пройти по-иному: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. (6)Но теперь уже поздно. (7)Я знаю это!» (8)Величие духа князя Андрея – это итог его кропотливой работы над собой; перед лицом смерти он просветлел душой, вознесся к высотам духа и тем явил пример истинного мужества. (9)Ни жалоб, ни озлобления. (10)Строгое и чистое просветление.
    (11)Быть великодушным – это уметь жалеть и понимать других людей. (12)Подбадривать, подставлять им плечо в трудную минуту. (13)Уметь хвалить искренне, без тени зависти.
    (14)Замечать таланты и указывать им стезю, дарить идеи – это тоже великодушие. (15)Великолепный образец – Александр Сергеевич Пушкин, светлый гений. (16)Его солнечная природа проявлялась и в творчестве, и в мироощущении, и в отношении к друзьям и близким. (17)«Если жизнь тебя обманет,/ Не печалься, не сердись! (18)В день уныния смирись:/ День веселья, верь, настанет», – строчки из его стихотворения говорят о христианском мировосприятии: не печалиться, не унывать, не гневаться, проявлять смирение, терпеть и верить в лучшее. (19)Эта же мысль в письме А.С. Пушкина к П.А. Плетневу от 22 июля 1831 года, в котором он врачует душу друга: «Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. (20)Опять хандришь. (21)Эй, смотри, хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу… (22)Жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. (23)Вздор, душа моя, не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы». (24)Хотелось жить, виделось далекое будущее, но судьба распорядилась по-иному…

    (25)О последних днях А.С. Пушкина осталось несколько воспоминаний друзей и близких, в которых с новой силой проступает величие духа поэта. (26)П. А. Вяземский: «Смерть обнаружила в характере Пушкина все, что было в нем доброго и прекрасного… (27)Сколько было в этой исстрадавшейся душе великодушия, силы, глубокого скрытого самоотвержения». (28)В.И. Даль: «Пушкин заставил всех присутствующих сдружиться со смертью, так спокойно он ожидал ее, так твердо был уверен, что последний час его ударил… (29)Когда тоска и боль его одолевали, он крепился усильно, и на слова мои: терпеть надо, любезный друг, делать нечего; но не стыдись боли своей: стонай, тебе будет легче, - отвечал отрывисто: "Нет, не надо; жена услышит”… (30)Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его». (31)Е.Н. Мещерская-Карамзина: «Когда друзья и несчастная жена устремились к бездыханному телу, их поразило величавое и торжественное выражение лица его. (32)На устах сияла улыбка, как будто отблеск несказанного спокойствия, на челе отражалось тихое блаженство осуществившейся святой надежды».

    (По Т. Скок)
31.01.2022 17:38:07
Автор: Елисеев Андреевич

Что значит быть великодушным? Именно этот вопрос волнует Тамару Скок.
Исследуя проблему, автор приводит «ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир». Получив в бою смертельное ранение, пройдя через «нравственные испытания и физические муки», герой становится способен простить и пожалеть своего врага, постичь любовь ко всем людям на земле, заплакать «нежными слезами над их и своими заблуждениями». Описывая мысли и чувства Болконского, автор восхищается тому, как, несмотря на близость смерти, духовно возвышается герой.
В качестве другого «великолепного образца» великодушия автор приводит Александра Сергеевича Пушкина. Последние дни его жизни обнаружили в его характере «всё, что было в нём доброго и прекрасного». Писатель, преодолевая тоску и боль, «заставил всех присутствующих сдружиться со смертью, так спокойно он ожидал её». Приводя этот пример, автор текста заставляет читателя задуматься над тем, что значит быть по-настоящему самоотверженным и чутким к чужим чувствам.
Эти примеры, дополняя друг друга, показывают, какими качествами должен обладать великодушный человек.
Ясна позиция автора: великодушие – это такая нравственная ценность, которая сочетает в себе самоотверженность, жалость к людям, открытость, любовь, честность перед всеми и самим собой.
Я согласен с автором. Действительно, великодушные люди способны совершать поступки, которые учат нас доброте, бескорыстной любви к людям.
Для примера хочу обратиться к рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека». Главный герой произведения Андрей Соколов, бывший солдат, потерявший во время войны всех близких ему людей, встречает осиротевшего мальчика и решается на великодушный и ответственный поступок. Проникшись состраданием к тяжёлой судьбе ребёнка, герой берёт его под свою опеку, «заменяет» ему погибших родителей и дарит мальчику надежду на счастливое будущее.
Таким образом, великодушие – это бесценный дар, возвышающий человека и обогащающий его душу. Это качество достойно восхищения, поэтому так важно ценить великодушных людей и воспитывать в себе это качество.
Количество слов - 296

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте!
Вы создали самостоятельную работу, знаете структуру сочинения ЕГЭ.
Ваша речь развита, умеет правильно строить предложения. Вы грамотны и начитанны.
Всё это- достоинства работы.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно, анализ связи не может быть засчитан.

Эти примеры, дополняя друг друга, показывают, какими качествами должен обладать великодушный человек.
А в чём дополнение, если Вы СОПОСТАВЛЯЕТЕ, СРАВНИВАЕТЕ последние дни жизни Пушкина и А.Болконского.  

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Вопрос
Что значит быть великодушным?
Ответ
Великодушие – это такая нравственная ценность...
Нужно выправить или ПВ или ПА, чтобы восстановить вопросно-ответную связь.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл

Ошибки:

Я согласен с автором. Действительно, великодушные люди способны совершать поступки, которые учат нас доброте, бескорыстной любви к людям.
Для примера хочу обратиться к рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека».
Обоснование входит в тот же абзац, что и собствення позиция с согласием.

K6 - Точность и выразительность речи + 1балл

Нет максимума по К 10

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм + 0 баллов

Ошибки:

В качестве другого «великолепного образца» великодушия автор приводит Александра Сергеевича Пушкина. Последние дни его (автора или Пушкина) жизни обнаружили в его характере «всё, что было в нём доброго и прекрасного». Писатель, преодолевая тоску и боль, «заставил всех присутствующих сдружиться со смертью, так спокойно он ожидал её». Приводя этот (На что именно указывает местоимение? ) пример, автор текста заставляет читателя задуматься над тем, что значит быть по-настоящему самоотверженным и чутким к чужим чувствам.
Эти примеры, дополняя друг друга, показывают, какими качествами должен обладать великодушный человек.
повторы
неверное употребление личного и указательного местоимения
Действительно, великодушные люди способны совершать поступки, которые учат нас доброте, бескорыстной любви к людям.
НАС- кого Вы имеете в виду?

Рекомендация
Таким образом, великодушие – это бесценный дар, возвышающий человека и обогащающий его душу. Это качество достойно восхищения, поэтому так важно ценить великодушных людей и воспитывать в себе это качество.
Это финал текста, поэтому повтор вполне уместен. И всё-таки обращу Ваше внимание, что от повторов лучше уходить: слово великодушный можно заменить синонимами (например, благородный).

Я задумалась над Вашей фразой "великодушие – это бесценный дар, возвышающий человека и обогащающий его душу". В ней скрыт алогизм.1. Если ВЕЛИКОДУШИЕ-ДАР, то как он может обогащать, он уже есть. 2. А почему ДА? Разве человек рождается с ВЕЛИКОДУШИЕМ.
Получается красивая и очень странная фраза. Задайте себе вопрос: "Что я  хочу сказать?" Ответьте на него, и, возможно получится яснее выразить мысль.

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием (проработайте виды связи между примерами).

Удачи на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку