ЦЕ
Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.
ЦИ
Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.
ЦЫ
Проблема проявления героизма в годы войны
-
Текст: К. Паустовский. Лефортовские ночи(1)Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.
(4)Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.
(6)Ждать приходилось долго. (7)Мы курили около вагонов. (8)Каждый раз к нам подходили женщины в теплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. (9)Самые эти слова - "грузить раненых",- то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.
- (10)Ждите!- отвечали мы. (11)Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью.
(12)Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе.
(13)Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.
(14)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15)Иные из женщин плакали от жалости. (16)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17)Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.
(18)Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (19)Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.
(20)Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (21)С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. (22)Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. (23)Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.
(24)В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. (25)Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. (26)Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.
(27)Иногда мы возили раненых австрийцев. (28)В то время Австрию насмешливо называли "лоскутной империей", а австрийскую армию - "цыганским базаром". (29)Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами "Ф" и "И". (30)Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.
(31)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (32)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки... (33)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии.
(34)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (35)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. (36)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (37)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. (38)Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. (39)Тогда я с трудом повторил:
- (40)Есмь славянин! (41)Полоненный у велика-велика битва... брат мой.
(42)Он закрыл глаза. (43)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (44)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (45)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. (46)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? (47)Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. (48)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. (49)Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.
(По К. Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
Рассуждая о проблеме, автор пишет о санитарных поездах, которые «подходили каждую ночь» за ранеными, сдерживающими стоны и успокаивающими женщин доходчивыми словами. Солдаты «зачастую переносили раненых до рассвета». Этот пример показывает, что люди, несмотря на травмы и усталость, продолжали делать свою работу и не жаловались, старясь утешить окружающих.
Далее К.Г.Паустовский акцентирует внимание читателей на оказании помощи раненым австрийцам. Один из них был ранен в горло, и перед смертью он «не пожаловался, не попросил пить», а продолжал говорить про великую битву. Пример свидетельствует о том, что в годы войны люди до последнего готовы сражаться.
Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что мужество людей заключалось почти во всех действиях солдат: в помощи раненым, в утешении, в самопожертвовании.
Авторская позиция понятна. К.Г.Паустовский считает, что героизм людей в годы войны заключался в их готовности помогать не только своим, но и другим армиям, держаться до последнего, подбадривая народ «доходчивыми словами», умереть с достоинством, зная, что внёс вклад в победу страны.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что мужество проявлялось в самопожертвовании собой ради Родины. Так, в произведении В.Быкова «Сотников» главный герой, несмотря на болезнь, отправляется с товарищем на поиски продовольствия. На обратом пути их заметили вражеские солдаты, и, пока Рыбак пытался скрыться в лесу, Сотников, истекая кровью и жертвуя своей жизнью, сражался против трёх немцев.
Прочитав текст К.Г.Паустовского, я сделала вывод, что героизм в годы войны заключался не только в подвигах, но и в таких «мелочах», как поддержание народа, несмотря на обстоятельства, и оказание помощи как своей армии, так и чужой.
Здравствуйте, Екатерина!
К сожалению, работа пока далека от идеальной с точки зрения содержания, хотя видно, что вы знакомы со структурой сочинения.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 1 балл
Пример 1 в сочинении указан с фактическими и логическими ошибками, поэтому не засчитан (см. анализ К5, К12).
Пример 2 (поведение раненого австрийца) указан, пояснение логически не относится к примеру.
Взаимосвязь между примерами и анализ связи не засчитываются, так как выставлен балл за один пример.
Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что мужество людей заключалось почти во всех действиях солдат: в помощи раненым, в утешении, в самопожертвовании. |
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
Авторская позиция понятна. К.Г.Паустовский считает, что героизм людей в годы войны заключался в их готовности помогать не только своим, но и другим армиям, держаться до последнего, подбадривая народ «доходчивыми словами», умереть с достоинством, зная, что внёс вклад в победу страны. |
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
Но обоснование выглядит неубедительно, пример логически не завершён.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
Ошибки:
Рассуждая о проблеме, автор пишет о санитарных поездах, которые «подходили каждую ночь» за ранеными, сдерживающими стоны и успокаивающими женщин доходчивыми словами. Солдаты «зачастую переносили раненых до рассвета». Этот пример показывает, что люди, несмотря на травмы и усталость, продолжали делать свою работу и не жаловались, старясь утешить окружающих. |
Логическая ошибка: в примере нет никакого (ни прямого, ни косвенного) указания на травмы и усталость. Нарушение причинно-следственной связи.
Цитата приведена неточно. В тексте, размещённом на сайте, по-другому: "Переносили раненных мы медленно и поэтому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета". Солдаты - фактическая ошибка (читайте внимательнее текст!) Подробнее об этом см. комментарий к К12.
Далее К.Г.Паустовский акцентирует внимание читателей на оказании помощи раненым австрийцам. Один из них был ранен в горло, и перед смертью он «не пожаловался, не попросил пить», а продолжал говорить про великую битву. Пример свидетельствует о том, что в годы войны люди до последнего готовы сражаться. |
Тот, кто читает ваше сочинение, должен понимать мысль, даже если он не читал текст.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что мужество проявлялось в самопожертвовании собой ради Родины. Так, в произведении В.Быкова «Сотников» главный герой, несмотря на болезнь, отправляется с товарищем на поиски продовольствия. На обратом пути их заметили вражеские солдаты, и, пока Рыбак пытался скрыться в лесу, Сотников, истекая кровью и жертвуя своей жизнью, сражался против трёх немцев. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Если К10 < 2 баллов, К 6 < 2 баллов.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
Ошибки: нет.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Ошибки:
Прочитав текст К.Г.Паустовского, я сделала вывод, что героизм в годы войны заключался не только в подвигах, но и в таких «мелочах», как поддержание народа, несмотря на обстоятельства, и оказание помощи как своей армии, так и чужой. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Ошибки:
Авторская позиция понятна. К.Г.Паустовский считает, что героизм людей в годы войны заключался в их готовности помогать не только своим, но и другим армиям, держаться до последнего, подбадривая народ «доходчивыми словами», умереть с достоинством, зная, что внёс вклад в победу страны. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Ошибки:
Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что мужество людей заключалось почти во всех действиях солдат: в помощи раненым, в утешении, в самопожертвовании. Авторская позиция понятна. К.Г.Паустовский считает, что героизм людей в годы войны заключался в их готовности помогать не только своим, но и другим армиям, держаться до последнего, подбадривая народ «доходчивыми словами», умереть с достоинством, зная, что внёс вклад в победу страны. |
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что мужество проявлялось в самопожертвовании собой ради Родины. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
Прочитав текст К.Г.Паустовского, я сделала вывод, что героизм в годы войны заключался не только в подвигах, но и в таких «мелочах», как поддержание народа, несмотря на обстоятельства, и оказание помощи как своей армии, так и чужой. |
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов.
Ошибки:
Солдаты «зачастую переносили раненых до рассвета». |
Допущены ошибки в цитате (см. комментарий к К2).
Раненых помогали переносить не солдаты (читайте внимательно текст: номера предложений №4 (мы, трамвайщики), № 13 (мы, кондуктору, люди разных возрастов, характеров, взглядов), № 19 (вожатые), № 24 (мы помогали санитарам переносить тяжелораненых) и т.д. Нужно не скользить по поверхности текста, а внимательно читать.
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, логикой развития мысли, речевым оформлением.
Главный совет: читайте внимательно текст!
Желаю удачи!