ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема свободы и совести

  • Текст: С. Соловейчик. О свободе и совести
    (1)Что такое свобода? (2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
    (6)Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
    (7)Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. (8)Как же это получается?
    (9)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (10)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
    (11)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.
    (12)Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. (13)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
    (14)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (15)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (16)Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
    (17)Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. (18)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (19)В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. (20)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (21)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.
    (22)Человек свободный – это человек, свободный внутренне. (23)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (24)Но внутренне он независим. (25)Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.
    (26)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (27)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. (28)Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
    (29)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
    (30)Что такое внутренняя свобода?
    (31)Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. (32)Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.
    (33)От чего свободен внутренне свободный человек? (34)Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью.(35) От расхожего общего мнения. (36)Он независим от толпы. (37)Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. (38)Свободен от предубеждений. (39)Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.
    (40)Можно сказать так: в нем свободно человеческое.
    (41)Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. (42)Он ценит свободу каждого человека.(43) Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. (44)Она дана ему в вечное владение. (45)Он не живет для свободы, а живет свободно.
    (46)Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.
    (47)Каждый из нас встречал свободных людей. (48)Их всегда любят. (49)Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. (50)Это очень важно понять. (51)От чего не свободен свободный человек?
    (52)От совести.
    (53)Что такое совесть?
    (54)Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. (55)Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. (56)Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. (57)Такого человека называют как угодно, но только не свободным. (58)Свобода в общем сознании воспринимается как добро.
    (59)Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. (60)Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. (61)Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. (63)Совесть – то, что соединяет людей.
    (64)Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. (65)Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. (66)Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. (67)Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. (68)И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. (69)Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. (70)Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. (71)Свободный человек строго слушается совести – но только ее.
    (72)Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. (73)Это главное в воспитании.
    (74)Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. (75)Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.
    (С. Соловейчик)
30.01.2022 22:09:46
Автор: Екатерина Кузнецова

Как связаны совесть и свобода? Над этим вопросом размышляет С.Соловейчик в предложенном для анализа тексте.
Рассуждая о проблеме, автор пишет, что «свобода без совести – ложная свобода», потому что человек начинает употреблять её во зло. Этот пример показывает, что только с совестью свобода используется во благо.
Далее С.Соловейчик акцентирует внимание читателей на том, что «совесть – это правда…» Она заставляет человека жить по справедливости, а свободный человек всегда «строго слушается её». Пример свидетельствует о том, что без совести не будет «правды», а, значит, не будет и свободы.
Оба примера, дополняя друг друга, показывают, что свобода тесно связана с совестью, без которой люди будут совершать злодеяния и нарушать справедливость, и их уже нельзя будет назвать «внутренне свободными».
Авторская позиция понятна. С.Соловейчик считает, что свобода не может существовать без совести, иначе в мире не будет добра, так как человек станет «рабом дурных своих устремлений и обстоятельств жизни».
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что если отсутствует совесть, то нет истинной свободы. Так, в произведении К.Г.Паустовского «Телеграмма» Катерина Петровна попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не восприняла слова всерьёз, продолжая жить как обычно, пока у нее не появилась тяжесть на душе – муки совести. Однако, когда она приехала, уже было поздно, и ей было стыдно попадаться на глаза соседям и знакомым. Другими словами, Настя жила «ложной свободой», так как совести у неё не было.
Прочитав текст С.Соловейчика, я сделала вывод, что человек никогда не обретет свободу, если у него нет совести, так как у него не будет «полного жизненного дыхания» и его жизнь не будет легкой.
Количество слов - 265

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Екатерина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Определена одна из фоновых (второстепенных) проблем исходного текста, однако формулировка проблемного вопроса представляется неудачной: на составленный вами вопрос трудно найти ответ, который коррелировал бы со словом "КАК". Эта неудачная формулировка проявляется при сопоставлении проблемного вопроса и позиции автора. В позиции автора вы даете ответ на другой вопрос: может ли свобода существовать без совести? Правильнее было бы именно этот вопрос сделать проблемным.

K2 - Комментарий:  + 3 балла

Пример 1 ("понимание свободы без совести как ложной свободы") в сочинении указан.  Однако в пояснении содержится логическое следствие, не вытекающее из данного суждения. Вы пишете, что только с совестью свобода используется во благо, но это пояснение не к данному тезису, а к какому-то не названному вами примеру. Если бы вы привели пример из текста, где было бы показано, как свобода и совесть используются во благо, тогда такое пояснение было бы засчитано. В данном случае я вижу пояснение, не соотносящееся с приведенным в качестве тезиса примером.

Пример 2 ("взаимосвязь совести и правды") указан. Пояснение противоречит предыдущему рассуждению. Вы пишете, что без совести не будет правды, а значит, не будет и свободы. Но в предыдущем абзаце вы утверждали, что свобода без совести бывает, только она признается ложной.

Вам было сложно писать пояснения к выбранным примерам, потому что вы не смогли проанализировать текст целиком. Вы выбрали в тексте один фрагмент и разбили его на два примера, пояснить которые было очень затруднительно. А текст на самом деле посвящен не столько взаимосвязи совести и свободы, сколько разному смысловому наполнению слова "свобода". Автор рассуждает о свободе внешней и внутренней, сопоставляя их. Вот и нужно было вычленить эти примеры, обнаружив связь между ними -- сопоставление.

Взаимосвязь между примерами определена, проанализирована формально, такой поверхностный анализ связи засчитан быть не может. Балл за определение типа связи ставлю с натяжкой, т.к, на мой взгляд, вы пытаетесь уловить связь между смысловыми фрагментами, относящимися к одному примеру. Вы проанализировали не весь текст, а лишь несколько его предложений.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

На мой взгляд, пример, приведенный в качестве доказательства собственного тезиса, несколько "притянут за уши". Мы не можем утверждать категорично, что у Насти не было совести, она же испытывала чувство стыда, а этого никогда  не происходит с бессовестными людьми...

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки: наличие противоречивых суждений в комментарии и неполное соответствие проблемного вопроса и позиции автора.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

Ошибки: нет

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.  

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

Далее С.Соловейчик акцентирует внимание читателей на том, что «совесть – это правда…»
В конструкции с косвенной речью после кавычек ставится знак окончания предложения -- точка.
Пример свидетельствует о том, что без совести не будет «правды», а, значит, не будет и свободы.
Запятая не нужна, т.к. союз сливается с вводным словом, исключение вводного слова без союза невозможно.
Однако, когда она приехала, уже было поздно, и ей было стыдно попадаться на глаза соседям и знакомым.
В позиции начала предложения запятая на стыке сочинительного и подчинительного союза не ставится.
без которой люди будут совершать злодеяния и нарушать справедливость, и их уже нельзя будет назвать «внутренне свободными».
Придаточные однородные, запятая не нужна.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибки: нет

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Ошибки:

Однако, когда она приехала, уже было поздно, и ей было стыдно попадаться на глаза соседям и знакомым.
Здесь, во-первых, смысловая недостаточность, непонятно, в каком смысле "было поздно", поздно для чего. Во-вторых, повтор слова "было".

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, стараться глубже погружаться в текст, учиться анализировать его целиком. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку