Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Сила материнской любви

  • Текст: Ю. Яковлев. У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками...
    (1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2)В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
    (6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.
    —(8)Ваш сын приговорен к казни.
    (9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.
    —(11)Можно мне видеть коменданта?
    (12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нем был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
    (16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. (17)Под глазами начинали вырисовываться темные мешки.
    —(18)Я пришла умолять вас о моем сыне!
    —(19)Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?
    —(22)Он приговорен к казни.
    (23)Мейер вытер лоб ладонью.
    —(24)Он работал на лесопилке...
    —(25)Ах, лесопилка! —  (26)Он как бы вспомнил о лесопилке. —(27)И ваш сын... (28)Понимаю, понимаю...
    (29)Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. (30)Хотела думать, что он сочувствует. (31)Смотрела на него глазами, полными слез.
    —(32)Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, —  после недолгого молчания сказал комендант.
    —(33)Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. —  (34)Но умоляю вас войти в мое положение.
    —(35)Понимаю, —  сказал он и как бы ушел в себя.
    (36)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (37)И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
    —(38)Ваша мать жива?
    —(39)Моя матушка? —  (40)Он слегка посветлел. —  (41)Моя матушка?
    (42)По-немецки это звучало «мейн муттерхен».
    —(43)Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. (44)Старшей фельдшерицей. (45)Вы знаете, —  комендант оживился, —  она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.
    — (46)Все матери похожи друг на друга.
    —(47)Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (48)Потом он сказал:
    —(49)Одного часового убили четверо юношей... (50)Это вполне могли сделать и трое. (51)Не правда ли?
    —(52)Правда, — отозвалась я.
    —(53)А один мог быть задержан случайно. (54) Могло ведь так случиться?
    — (55)Могло, — с готовностью подтвердила я.
    (56)На меня нашло материнское ослепление. (57)Никого вокруг не существовало. (58)Только мой сын. (59)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (60)Пропала гордость. (61)Обязанности перед близкими людьми. (62)Только бы он жил! (63)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.
    (64)Комендант покосился на часы и сказал:
    —(65)Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
    —(66)Куда мне бежать?
    —(67)Бежать не нужно. (68)Вас довезут на автомобиле. (69)Тут недалеко. (70)Километра полтора. — (71)Он крикнул: — (72)Рехт!
    (73)Появился длинный, худой Рехт. (74)Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (75)Я спасла сына!
    (76)Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. (77)Их было четверо. (78)Все четверо — мои ученики. (79)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (80)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (81)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.
    (82)Машина остановилась. (83)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (84)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (85)Он распрямился и крикнул:
    —(86)Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (87)Который из вас сын госпожи учительницы?
    (88)Мой сын не шелохнулся. (89)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (90)Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (91)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.
    (92)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (93)Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (94)Его веки слегка вздрагивали. (95)Глаза смотрели виновато. (96)Перед кем он чувствовал вину? (97) Передо мной или перед самим собой? (98)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?
    (99)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (100)Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
    —(101)Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. — (102)Вы задерживаете казнь... (103)Может быть, здесь нет вашего сына?
    (104)Я вздрогнула. (105)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (106)Спасая сына, я одновременно предаю его. (107)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (108)Умирать всегда тяжело. (109)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...
    (110)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне: близость смерти уравняла их в моем сердце.
    —(111)Госпожа учительница!.. (112)Берите любого и уходите. (113)Слышите?
    (114)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (115)Я взглянула на сына. (116)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. (117)А его я увидела совсем маленьким. (118)В кроватке с сеточкой. (119)Его мучила корь. (120)Он метался в жару. (121)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (122)Он и сейчас не звал меня на помощь.
    (123)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (124)Я повернулась и сказала:
    —(125)Они все мои сыновья.
    (по Ю.Яковлеву)
30.01.2022 22:00:33
Автор: Сагид Гусейнов

На какие поступки способна мать ради спасения своего ребёнка? Именно эта проблема находится в центре внимания Ю.Яковлева.

Размышляя над этим вопросом,автор отмечает мысли матери,которая хочет спасти своего сына:"И для того чтоб он был,я готова была на любое признание,на любой поступок". Этот пример показывает,что матери пойдут на все действия,чтобы защитить своего ребёнка.

Далее Ю.Яковлев обращает внимание на то,что учительница так и не смогла сделать выбор между сыном и учениками. Перед ней стоял сложный выбор:сын или ученики. Ведь она их всех  считала своими детьми.
Этот пример доказывает,что мать,хоть и любит своего сына и готова на всё ради него,не может бросить своих учеников в трудной ситуации.

Оба примера,дополняющие друг друга,помогают понять,что мать,ради спасения своего ребёнка,может пройти через все тяготы,но в то же время она не может предать учеников,которых считает своими детьми.

Позиция автора ясна. Он считает,что мать способна на любые поступки,чтобы защитить своё дитя.

Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно,каждая мать готова пройти через любые трудности,чтобы спасти своего ребёнка. Для доказательства своей позиции приведу в пример повесть М.Горького "Детство". Бабушка Максима,Акулина Ивановна,заменила внуку мать,защищала его от побоев дедушки,поддерживала и никому не давала в обиду.

В заключение хочется ещё раз подчеркнуть,что мать способна на всё ради спасения своего ребёнка.
Количество слов - 226

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Сагид!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен. Однако отмечу, что зачла его с натяжкой: он не совсем точно иллюстрирует проблему. Вы пишете о спасении и о поступке матери, однако она не спасла сына, не переступила через себя, через нравственные ценности свои. Ее любовь выходит за грани материнской любви. Учительница любит учеников так же сильно, как сына. Текст намного глубже, чем Вам кажется. Вынуждена снять Вам балл за логику.

Взаимосвязь между примерами определена неверно, не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена не совсем корректно. В финале текста мы видим, что все-таки сына мать не спасла. Однако, конечно, в тексте есть такая мысль, которую предложили Вы в качестве позиции автора. Впредь более вдумчиво ищите идею текста, смотрите на кульминацию, например.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Размышляя над этим вопросом,автор отмечает мысли матери,которая хочет спасти своего сына:"И для того чтоб он был,я готова была на любое признание,на любой поступок".
1) Логический провал. В начале комментария необходимо максимально подробно представить персонажей, о которых пойдет речь. Иначе непонятно, о каком спасении идет речь. Далее Вы пишете об учительнице. Та же ошибка. Кто это? Непонятно из Вашего текста.
Этот пример доказывает,что мать,хоть и любит своего сына и готова на всё ради него,не может бросить своих учеников в трудной ситуации.
2) Неоправданное выделение предложения в отдельный абзац. Пояснение идет после примера в том же абзаце.
Позиция автора ясна. Он считает,что мать способна на любые поступки,чтобы защитить своё дитя.

В заключение хочется ещё раз подчеркнуть,что мать способна на всё ради спасения своего ребёнка.
3) Дублирование. Нельзя в сочинении дважды повторять одну и ту же мысль.
4) Логическая ошибка - второй пример не совсем точно соответствует заявленной проблеме.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Оба примера,дополняющие друг друга,помогают понять,что мать, ЛИШНЯЯ ЗПТ ради спасения своего ребёнка, ЛИШНЯЯ ЗПТ может пройти через все тяготы,но в то же время она не может предать учеников,которых считает своими детьми.
1) Лишние запятые.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Перед ней стоял сложный выбор:сын или ученики. Ведь она их всех  считала своими детьми.
1) Неоправданная парцелляция.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Именно эта проблема находится в центре внимания Ю.Яковлева.

Размышляя над этим вопросом,автор отмечает мысли матери,которая хочет спасти своего сына:"И для того чтоб он был,я готова была на любое признание,на любой поступок".
1) Тавтология.

Этот пример показывает,что матери пойдут на все действия,чтобы защитить своего ребёнка.
2) Несочетаемость. Верно: пойдут на всё.
Оба примера,дополняющие друг друга,помогают понять,что мать,ради спасения своего ребёнка,может пройти через все тяготы,но в то же время она не может предать учеников,которых считает своими детьми.
3) Неоправданный повтор. Используйте синонимы.
Позиция автора ясна. Он считает,что мать способна на любые поступки,чтобы защитить своё дитя.

Невозможно не согласиться с мнением автора.
4) Неоправданный повтор.
Для доказательства своей позиции приведу в пример повесть М.Горького "Детство".
5) Произведение не пример. Эпизод из него - пример.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста, комментарием, логикой. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку