Не путайте:
- Кристаллический – кристальный.
- Металл – алюминий.
- Артиллерия – кавалерия.
- Жужжать – дрожать.
- Баллы – цимбалы.
- Иммиграция – эмиграция.
- Дилемма – проблема.
- Балл (оценка) – бал (танцы).
- Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
- Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.
Проблема взросления
-
Текст: И. Грекова. О взрослении(1)Ну, что ж? (2)В общем, дома не существовало. (3)Были какие-то обрывки, клочья. (4)Циля, Роза и дедушка — в одном месте, комната и воспоминания — в другом. (5)Костя часто вспоминал Генриха Федоровича и тосковал. (6)Чего-то он здесь не выполнил, не сделал. (7)Не пошел, не кричал. (8)Молчание — предательство. (9)Ему казалось, что тетю Дуню он тоже предал. (10)А что он мог?
(11)И все же постепенно он успокоился, а молодость шла и брала свое. (12)Даже удивительно, как минутами он умел быть счастливым. (13)Неистребимое что-то.
(14)Школа никогда особенно много для него не значила, но шел его последний год в школе, и все как-то становилось зачарованным. (15)Последние уроки, последние встречи с учителями, последние ссоры с товарищами. (16)Последние, последние... (17)А впереди — жизнь. (18)Постойте, может быть, он все-таки немного любил школу?
(19)Ребята — сколько лет прожили вместе, а он их не знает. (20)И все — какие-то незнакомые. (21)Мальчики с неожиданно пробивающимися, даже какими-то неприличными усиками. (22)Девочки с тонкими талиями, с нежными, женскими голосами. (23)Нет, это не те голоса, которые кричали ему: «дурак», «воображала»... (24)А свой-то собственный голос — тоже иногда звучит чужим...
(25)И преподаватели стали другими. (26)Или просто он увидел их другими глазами. (27)Например, заведующий Иван Поликарпович — теперь уже не заведующий, а директор. (28)Он сам смущен своим новым званием и не знает, как жить дальше и что теперь будет? (29)Не возвращаются ли гимназические порядки?
(30)Прежде для Кости это был просто лысеющий человек в серой толстовке, похожий на мешок с пылью. (31)Досадное препятствие — и только. (32)А теперь Костя глядел на него с интересом и жалостью...
(33)В этот последний год в школе как-то особенно часто — по пустякам — вспыхивали небольшие скандалы. (34)После одного из них Иван Поликарпович вызвал Костю к себе в кабинет.
(35)Сколько раз он уже стоял здесь... (36)Знает каждую вещь. (37)Вот старая, истертая по сгибам карта Европы. (38)Вот цветы на окне, построенные по росту. (39)Правофланговым — фикус. (40)Левофланговым — кактус. (41)Вот тронутое молью чучело вороны на одной ноге...
(42)Все это когда-то душило его пылью и скукой. (43)И от заведующего шли правильные, скучные, пыльные слова... (44)Он тогда переминался с ноги на ногу и только ждал: когда же его отпустят?
(45)Теперь он стоит в том же кабинете и видит все иным: трогательным, одушевленным. (46)Старый заведующий, старые вещи—а за всем этим скромность, терпение, воля, труд.
(47)У Ивана Поликарповича оглобелька железных очков, видно, отломилась и замотана суровой ниткой. (48)Аккуратно замотана. (49)Как задевает сердце эта оглобелька! (50)Сам, наверно, заматывал — этими самыми неуклюжими, робкими пальцами. (51)Нелегко ему.
—(52)Послушай, Левин, — сказал Иван Поликарпович, — я давно хотел у тебя спросить: а не скучно тебе так безвкусно валять дурака?
(53)И он устыдился.
(54)А другие учителя? (55)Огненно-рыжая Софья Яковлевна; стройная, завитая, с подмазанными губами «биологиня» Любовь Алексеевна; старый математик Василий Петрович, потерявший ногу на гражданской войне и входивший в класс, гремя костылями? (56)Все это были люди! (57)А он, безвкусно валяя дурака, ни разу даже не взглянул на них, как на людей... (58)Теперь поздно, на носу — выпуск. (59)Костя глядел на этих людей, потерянных им по своей вине, по небрежности, и радостно горевал, и почти любил их.
(60)А Юра словно горел в эту весну. (61)Он уже четвертый раз был влюблен, метался, дергался, паясничал и брился, забросил уроки и часто сманивал Костю за город — купаться. (62)Восхитителен был этот ворованный отдых. (63)Лежа на песке и сладостно сознавая себя преступниками, они говорили о будущем. (64)Поступать куда-нибудь — только вместе! (65)Костя еще колебался, не знал, куда его тянет. (66)Юра решил — в Политехнический. (67)Они займутся автоматикой. (68)Техника будущего.
(69)Весь в песке — и в волосах песок, и на ресницах— Юра рассказывал об автоматическом управлении. (70)Поезда без машинистов. (71)Самолеты — без летчиков. (72)Нет, больше того — мысль без мозга... (73)А какие слова: «фотоэлемент», «телеуправление», «радиолокация»...
(74)В общем, Юра увлек Костю, и так случилось, что оба они потом стали инженерами.
(И. Грекова)
Автор приводит в пример Костю, для которого школа в последний год стала чем-то особенным и непонятным: «... и все как-то становилось зачарованным». Писатель обращает внимание, но то, что одноклассники мальчика стали совсем незнакомыми людьми (21-24). Этот пример показывает нам, что, становясь старше, мы начинаем видеть все вокруг нас совершенно другим. Появляются новые мысли, интересы, другие взгляды на привычные нам вещи и события, ведь на ряду с физическим ростом происходит и духовный.
Далее И. Грекова размышляет о том, что даже директор может показаться, близким и родным, вызывающим жалость стариком, как и все учителя: «И преподаватели стали другими. Или просто он увидел их другими глазами.», «Теперь он стоит в том же кабинете и видит все иным: трогательным, одушевленным. Старый заведующий, старые вещи—а за всем этим скромность, терпение, воля, труд.» Автор, детально описывая предметы в кабинете, показывает их ценность, отражение сентиментальности и душевности преподавателя. И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения вложенного в работу учителя. Это событие дополняет представление читателя о чувствах мальчика в последний школьный год. Помогает понять, что мироощущение Кости в выпускном классе очень сильно изменилось. Автор подчёркивает: выпускник осознал, как быстро пролетело время и как сильно он привязался к учителям, почти полюбил их.
Я полностью согласна с позицией автора и тоже считаю, что духовный рост и смена мироощущения возможны только через осознание себя. Я восхищена тем, как И. Грекова детально описала все эмоции и переживания мальчика, это помогает увидеть всю глубину чувств подростка. В качестве примера, я приведу цитату известного писателя Василия Головачёва: «Прислушивайся к себе, приспосабливайся к новому мироощущению, наблюдай за всем, что происходит вокруг, и потихоньку осваивай раскрытые способности». Действительно, взросление – это важный процесс, в который происходит самоопределение и переход от детского понимания окружающего мира к взрослому мировоззрению.
В заключение мне хочется сказать, что в период взросления мир вокруг ребёнка меняется навсегда.
Здравствуйте, Дарья!
В работе есть не все структурные элементы, что позволяет говорить о незнании композиции сочинения по русскому языку.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 3 баллов
Пример 1 (изменение отношения Кости к школе, своим одноклассникам) в сочинении указан, но так как вы не смогли сделать пример "ощутимым", понятным, пояснение я засчитать не могу (если убрать те мысли, которые вы считаете пояснением, пример "рассыпается".
Пример 2 (отношение Кости к учителям) указан, пояснён, но не всё в этом примере идеально с точки зрения логики (см. об этом в комментарии к К5).
Взаимосвязь между примерами не определена и не проанализирована. Отсутствие этого важного структурного элемента комментария позволило мне сделать вывод о незнании всех требований, предъявляемых к сочинению в формате ЕГЭ.
Автор приводит в пример Костю, для которого школа в последний год стала чем-то особенным и непонятным: «... и все как-то становилось зачарованным». Писатель обращает внимание, но то, что одноклассники мальчика стали совсем незнакомыми людьми (21-24). |
Чрезмерное цитирование недопустимо (читайте формулировку к заданию 27).
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
К большому сожалению, в сочинении отсутствует формулировка позиции автора. Логично располагать ПА после комментария.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Так как К3 = 0 б, значит, К4 = 0 б.
Я полностью согласна с позицией автора и тоже считаю, что духовный рост и смена мироощущения возможны только через осознание себя. Я восхищена тем, как И. Грекова детально описала все эмоции и переживания мальчика, это помогает увидеть всю глубину чувств подростка. В качестве примера, я приведу цитату известного писателя Василия Головачёва: «Прислушивайся к себе, приспосабливайся к новому мироощущению, наблюдай за всем, что происходит вокруг, и потихоньку осваивай раскрытые способности». Действительно, взросление – это важный процесс, в который происходит самоопределение и переход от детского понимания окружающего мира к взрослому мировоззрению. |
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
В работе допущены логические ошибки.
Ошибки:
Далее И. Грекова размышляет о том, что даже директор может показаться, близким и родным, вызывающим жалость стариком, как и все учителя: «И преподаватели стали другими. Или просто он увидел их другими глазами.», «Теперь он стоит в том же кабинете и видит все иным: трогательным, одушевленным. |
И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения вложенного в работу учителя. Это событие дополняет представление читателя о чувствах мальчика в последний школьный год. |
Далее И. Грекова размышляет о том, что даже директор может показаться, близким и родным, вызывающим жалость стариком, как и все учителя: «И преподаватели стали другими. Или просто он увидел их другими глазами.», «Теперь он стоит в том же кабинете и видит все иным: трогательным, одушевленным. Старый заведующий, старые вещи—а за всем этим скромность, терпение, воля, труд.» |
И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения вложенного в работу учителя. |
Автор, детально описывая предметы в кабинете, показывает их ценность, отражение сентиментальности и душевности преподавателя. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Так как К10 < 2 баллов, К6< 2 баллов.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Ошибки:
Появляются новые мысли, интересы, другие взгляды на привычные нам вещи и события, ведь на ряду с физическим ростом происходит и духовный. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов
Ошибки:
Далее И. Грекова размышляет о том, что даже директор может показаться, близким и родным, вызывающим жалость стариком, как и все учителя: «И преподаватели стали другими. Или просто он увидел их другими глазами.», «Теперь он стоит в том же кабинете и видит все иным: трогательным, одушевленным. |
Ошибки в цитировании.
Старый заведующий, старые вещи—а за всем этим скромность, терпение, воля, труд.» |
Автор, детально описывая предметы в кабинете, показывает их ценность, отражение сентиментальности и душевности преподавателя. И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения ЗПТ вложенного в работу учителя. |
В качестве примера, я приведу цитату известного писателя Василия Головачёва: «Прислушивайся к себе, приспосабливайся к новому мироощущению, наблюдай за всем, что происходит вокруг, и потихоньку осваивай раскрытые способности». |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов
Ошибки:
Писатель обращает внимание, но то, что одноклассники мальчика стали совсем незнакомыми людьми (21-24). |
Автор, детально описывая предметы в кабинете, показывает их ценность, отражение сентиментальности и душевности преподавателя. И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения вложенного в работу учителя. |
Автор, детально описывая предметы в кабинете, показывает их ценность, отражение сентиментальности и душевности преподавателя. И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения вложенного в работу учителя. |
Это событие дополняет представление читателя о чувствах мальчика в последний школьный год. Помогает понять, что мироощущение Кости в выпускном классе очень сильно изменилось. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Ошибки:
Этот пример показывает нам, что, становясь старше, мы начинаем видеть все вокруг нас совершенно другим. |
Лучше употребить наречие "по-другому" (начинает видеть всё (как?) по-другому).
Появляются новые мысли, интересы, другие взгляды на привычные нам вещи и события, ведь на ряду с физическим ростом происходит и духовный. |
Автор, детально описывая предметы в кабинете, показывает их ценность, отражение сентиментальности и душевности преподавателя. И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения вложенного в работу учителя. |
Я полностью согласна с позицией автора и тоже считаю, что духовный рост и смена мироощущения возможны только через осознание себя. Я восхищена тем, как И. Грекова детально описала все эмоции и переживания мальчика, это помогает увидеть всю глубину чувств подростка. В качестве примера, я приведу цитату известного писателя Василия Головачёва: «Прислушивайся к себе, приспосабливайся к новому мироощущению, наблюдай за всем, что происходит вокруг, и потихоньку осваивай раскрытые способности». Действительно, взросление – это важный процесс, в который происходит самоопределение и переход от детского понимания окружающего мира к взрослому мировоззрению. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки:
Писатель обращает внимание, но то, что одноклассники мальчика стали совсем незнакомыми людьми (21-24). |
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием (особенно на анализом связи между примерами), логикой развития мысли, речевым оформлением, пунктуацией и грамматикой.
Желаю удачи!