Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Роль отчего дома

  • Текст: Ю. Казаков. Об отчем доме
    (1)Горько это, сынок, горько, когда нету у тебя отчего дома!
    – (2)Вот, знаешь, ехали мы в один прекрасный день на пароходе с приятелем по чудесной реке Оке (погоди, милый, подрастешь ты, и повезу я тебя на Оку, и тогда ты сам увидишь, что это за река!). (3)Так вот, ехали мы с товарищем к нему домой, а не был он дома больше года. (4)До дома его было еще километров пятнадцать, а приятель уж стоял на носу, волновался и все показывал мне, все говорил: вот тут мы с отцом рыбу ловили, а вон там такая-то горка, а вон, видишь, речка впадает, а вон такой-то овраг...
    (5)А была весна, разлив, дебаркадеров еще не поставили, и поэтому, когда мы приехали, пароход наш просто ткнулся в берег. (6)И сходни перебросили, и сошли мы на берег, а на берегу уж ждал отец моего приятеля, и тут же лошадь стояла, запряженная в телегу...
    (7)Вот ты все мчишься на своей автомашине и не знаешь даже, что куда лучше ехать на телеге или в санях по лесной или полевой дороге – смотришь по сторонам, думаешь о чем-то, и хорошо тебе, потому что чувствуешь всей душой, что все, что вокруг тебя, все это и есть твоя родина!
    (8)И взвалили мы все свои чемоданы и рюкзаки на телегу, а сами пошли на изволок, вверх по скату, по весеннему прозрачному лесу, и чем ближе подходили к дому, тем сильнее волновался мой приятель.
    (9)Еще бы! (10)Ведь дом этот, малыш, строил дед моего товарища, и отец и мать прожили здесь всю жизнь, и товарищ мой тут родился и вырос.
    (11)И как только взошли мы в этот дом, так и пропал мгновенно мой товарищ, побежал по комнатам, побежал здороваться с домом. (12)А и было же с чем здороваться! (13)Ведь дом тот был не чета нашему с тобой и недаром назывался: "Музей-усадьба".
    (14)Столько там было милых старых вещей, столько всех этих диванов с погнутыми ножками, резных стульев. (15)Столько прекрасных картин висело по стенам, такие заунывные и радостные пейзажи открывались из окон! (16)А какие разные были там комнаты: светлые, с громадными окнами, узкие, длинные, затененные деревьями и совсем крохотные, с низкими потолками! (17)А какие окна там были – большие, маленькие, с внезапными витражами в верхних фрамугах, с внезапными формами, напоминающими вдруг то фигурные замковые окна, то бойницы... (18)А между комнатами, коридорами, закоулками, площадками – какие шли скрипучие антресоли, лестницы с темными перилами, истертыми ступеньками. (19)И какими, наконец, старыми, приятными запахами пропитана была там каждая вещь, и не понять было – не то пахло чабрецом, сорванным когда-то какой-нибудь романтической мечтательницей, не то старыми книгами, целый век простоявшими в шкафах, пожелтевшими, с сухой кожей и бумагой, не то пахли все эти лестницы, перила, мебель, дубовые балки, истончившийся паркет...
    (20)Ты не думай, малыш, что дома и вещи, сделанные человеком, ничего не знают и не помнят, что они не живут, не радуются, не играют в восторге или не плачут от горя. (21)Как все-таки мало знаем мы о них и как порою равнодушны к ним и даже насмешливы: подумаешь, старье!
    (22)Так и ты уедешь когда-нибудь из отчего дома, и долго будешь в отлучке, и так много увидишь, в таких землях побываешь, станешь совсем другим человеком, много добра и зла узнаешь...
    (23)Но вот настанет время, ты вернешься в старый свой дом, вот поднимешься на крыльцо, и сердце твое забьется, в горле ты почувствуешь комок, и глаза у тебя защиплет, и услышишь ты трепетные шаги старой уже твоей матери, – а меня тогда, скорей всего, уж и не будет на этом свете, – и дом примет тебя. (24)Он обвеет тебя знакомыми со младенчества запахами, комнаты его улыбнутся тебе, каждое окно будет манить тебя к себе, в буфете звякнет любимая тобою прежде чашка, и часы особенно звонко пробьют счастливый миг, и дом откроется перед тобою: "Вот мой чердак, вот мои комнаты, вот коридор, где любил ты прятаться... (25)А помнишь ты эти обои, а видишь ты вбитый когда-то тобой в стену гвоздь? (26)Ах, я рад, что ты опять здесь, ничего, что ты теперь такой большой, прости меня, я рос давно, когда строился, а теперь я просто живу, но я помню тебя, я люблю тебя, поживи во мне, возвратись в свое детство – вот что скажет тебе твой дом.
    (27)Как жалею я иногда, что родился в Москве, а не в деревне, не в отцовском или дедовском доме. (28)Я бы приезжал туда, возвращался бы в тоске или в радости, как птица возвращается в свое гнездо.
    (29)И поверь, малыш, совсем не смешно мне было, когда один мой друг, рассказывая о войне, о том, как он соскакивал с танка, чтобы бежать в атаку, – а был он десантником, – и кругом все кричали: "За Родину!", и он вместе со всеми тоже кричал: "За Родину!", а сам видел в эти, может быть, последние свои секунды на земле не Родину вообще, а отцовский дом и сарай, и сеновал, и огород, и поветь в деревне Лошпеньга на берегу Белого моря!

    (По Ю.П. Казакову)


27.01.2022 22:27:35
Автор: Олег Назарбаев

        Какую роль играет отчий дом в жизни человека? Над этим вопросом размышляет Ю. Казаков в предложенном для анализа тексте.
    Рассуждая о проблеме, автор пишет, что в родном доме находится много «милых старых вещей», «прекрасных картин», и что «каждая вещь пропитана старыми приятными запахами». Люди «очень мало знают про них, даже порою равнодушны к ним» и относятся как к старью. Этот пример показывает, что человек не всегда ценит вещи из отчего дома, хотя у некоторых с ними связано детство, ведь, приезжая в родное место, можно испытать ностальгические эмоции.
    Далее Ю. Казаков пишет, что лучше родиться в деревне, «в отцовском или дедовском доме» и, «приезжая туда, возвращаться в тоске или в радости». Автор показывает, что если родиться в отчем доме и провести там своё детство, то будет проявляться чувство ностальгии по былым временам.
    Примеры, дополняя друг друга, позволяют понять, что человек, возвращаясь в родное место, будет постоянно испытывать чувство радости, ведь там прошла его юность и ему знакомы все эти старые вещи.
Авторская позиция понятна. Ю. Казаков считает, что если человек уедет из отчего дома, то он «долго будет в отлучке» и «станет совсем другим», но когда «вернется в старый свой дом», то «сердце забьётся, в горле почувствуется комок» и будут слышны «трепетные шаги матери».
        Я согласен с позицией автора и тоже считаю, что если уехать из родного места, то спустя время начнётся скука по родительскому дому, ведь с ним связано много воспоминаний. Например, в рассказе В. Мельников «Отчий дом» главный герой Санеев не хотел продавать свою землю и переезжать в город, потому что там были похоронены его родные.
        Прочитав текст Ю. Казакова, я сделал вывод о том, что отчий дом играет важную роль в жизни человека, ведь там проходит детство и именно с ним связаны лучшие воспоминания.
Количество слов - 286

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Олег!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 0 баллов

К сожалению, Вы не проанализировали художественный текст, в котором, безусловно, есть и персонажи, и сюжет. Примерами в текстах такого типа будут действия, поступки, поведение персонажей, пояснениями  - анализ этих действий: о чем они говорят, какие внутренние мотивы поведения героев показывают. Вы же, не углубившись в текст, не поняв, как связаны эпизоды между собой, просто взяли понятные Вам цитаты из текста и "слепили" из них комментарий. Так делать не стоит.

Пример 1 в сочинении не указан, не пояснен.

Пример 2 не указан, не пояснен.

Взаимосвязь между примерами не определена , не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. Идея текста - некое нравоучительное суждение, некая мораль, которой мы должны следовать. То, что Вы выдали за позицию автора, и так известно всем и не является идеей текста.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Обнулен, так как обнулен К3.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Примеры, дополняя друг друга, позволяют понять, что человек, возвращаясь в родное место, будет постоянно испытывать чувство радости, ведь там прошла его юность и ему знакомы все эти старые вещи.
1) Указательное местоимение на на что не указывает.
Примеры, дополняя друг друга, позволяют понять, что человек, возвращаясь в родное место, будет постоянно испытывать чувство радости, ведь там прошла его юность и ему знакомы все эти старые вещи.

        Прочитав текст Ю. Казакова, я сделал вывод о том, что отчий дом играет важную роль в жизни человека, ведь там проходит детство и именно с ним связаны лучшие воспоминания.
2) Дублирование. Нельзя в сочинении повторять мысли.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки:

   Примеры, дополняя друг друга, позволяют понять, что человек, возвращаясь в родное место, будет постоянно испытывать чувство радости, ведь там прошла его юность и ему знакомы все эти старые вещи.
1) Обилие местоимений обедняет речь.

Автор показывает, что если родиться в отчем доме и провести там своё детство, то будет проявляться чувство ностальгии по былым временам.

Авторская позиция понятна. Ю. Казаков считает, что если человек уедет из отчего дома, то он «долго будет в отлучке» и «станет совсем другим», но когда «вернется в старый свой дом», то «сердце забьётся, в горле почувствуется комок» и будут слышны «трепетные шаги матери».
        Я согласен с позицией автора и тоже считаю, что если уехать из родного места, то спустя время начнётся скука по родительскому дому, ведь с ним связано много воспоминаний.
Рассуждая о проблеме, автор пишет, что в родном доме находится много «милых старых вещей», «прекрасных картин», и что «каждая вещь пропитана старыми приятными запахами». Люди «очень мало знают про них, даже порою равнодушны к ним» и относятся как к старью. Этот пример показывает, что человек не всегда ценит вещи из отчего дома, хотя у некоторых с ними связано детство, ведь, приезжая в родное место, можно испытать ностальгические эмоции.
    Далее Ю. Казаков пишет, что лучше родиться в деревне, «в отцовском или дедовском доме» и, «приезжая туда, возвращаться в тоске или в радости». Автор показывает, что если родиться в отчем доме и провести там своё детство, то будет проявляться чувство ностальгии по былым временам.

2) Однообразие синтаксических конструкций.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

 Рассуждая о проблеме, автор пишет, что в родном доме находится много «милых старых вещей», «прекрасных картин»,  ЛИШНЯЯ ЗПТ и что «каждая вещь пропитана старыми приятными запахами».
1) Лишняя запятая: однородные придаточные.

К9. Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Этот пример показывает, что человек не всегда ценит вещи из отчего дома, хотя у некоторых с ними связано детство, ведь, приезжая в родное место, можно испытать ностальгические эмоции.
Шероховатость. Лучше: испытывать ностальгию / нас охватывает ностальгия.

Автор показывает, что если родиться в отчем доме и провести там своё детство, то будет проявляться чувство ностальгии по былым временам.
Шероховатость. Лучше: чувство тоски по былому.

Автор показывает, что если родиться в отчем доме и провести там своё детство, то будет проявляться чувство ностальгии по былым временам.
    Примеры, дополняя друг друга, позволяют понять, что человек, возвращаясь в родное место, будет постоянно испытывать чувство радости, ведь там прошла его юность и ему знакомы все эти старые вещи.
1) Неоправданный повтор. Верно: испытывать радость.

Например, в рассказе В. Мельников «Отчий дом» главный герой Санеев не хотел продавать свою землю и переезжать в город, потому что там были похоронены его родные.
2) Некорректное употребление местоимения. Личное местоимение всегда указывает на
предыдущее слово в том же роде и числе.
Автор показывает, что если родиться в отчем доме и провести там своё детство, то будет проявляться чувство ностальгии по былым временам.
3) Здесь - плеоназм.
Ю. Казаков считает, что если человек уедет из отчего дома, то он «долго будет в отлучке» и «станет совсем другим», но когда «вернется в старый свой дом», то «сердце забьётся, в горле почувствуется комок» и будут слышны «трепетные шаги матери».
4) Некорректное употребление местоимения.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста. Прежде всего нужно научиться этому. Рекомендую работать и над речевым оформлением сочинения. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку