Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Роль отчего дома

  • Текст: Ю. Казаков. Об отчем доме
    (1)Горько это, сынок, горько, когда нету у тебя отчего дома!
    – (2)Вот, знаешь, ехали мы в один прекрасный день на пароходе с приятелем по чудесной реке Оке (погоди, милый, подрастешь ты, и повезу я тебя на Оку, и тогда ты сам увидишь, что это за река!). (3)Так вот, ехали мы с товарищем к нему домой, а не был он дома больше года. (4)До дома его было еще километров пятнадцать, а приятель уж стоял на носу, волновался и все показывал мне, все говорил: вот тут мы с отцом рыбу ловили, а вон там такая-то горка, а вон, видишь, речка впадает, а вон такой-то овраг...
    (5)А была весна, разлив, дебаркадеров еще не поставили, и поэтому, когда мы приехали, пароход наш просто ткнулся в берег. (6)И сходни перебросили, и сошли мы на берег, а на берегу уж ждал отец моего приятеля, и тут же лошадь стояла, запряженная в телегу...
    (7)Вот ты все мчишься на своей автомашине и не знаешь даже, что куда лучше ехать на телеге или в санях по лесной или полевой дороге – смотришь по сторонам, думаешь о чем-то, и хорошо тебе, потому что чувствуешь всей душой, что все, что вокруг тебя, все это и есть твоя родина!
    (8)И взвалили мы все свои чемоданы и рюкзаки на телегу, а сами пошли на изволок, вверх по скату, по весеннему прозрачному лесу, и чем ближе подходили к дому, тем сильнее волновался мой приятель.
    (9)Еще бы! (10)Ведь дом этот, малыш, строил дед моего товарища, и отец и мать прожили здесь всю жизнь, и товарищ мой тут родился и вырос.
    (11)И как только взошли мы в этот дом, так и пропал мгновенно мой товарищ, побежал по комнатам, побежал здороваться с домом. (12)А и было же с чем здороваться! (13)Ведь дом тот был не чета нашему с тобой и недаром назывался: "Музей-усадьба".
    (14)Столько там было милых старых вещей, столько всех этих диванов с погнутыми ножками, резных стульев. (15)Столько прекрасных картин висело по стенам, такие заунывные и радостные пейзажи открывались из окон! (16)А какие разные были там комнаты: светлые, с громадными окнами, узкие, длинные, затененные деревьями и совсем крохотные, с низкими потолками! (17)А какие окна там были – большие, маленькие, с внезапными витражами в верхних фрамугах, с внезапными формами, напоминающими вдруг то фигурные замковые окна, то бойницы... (18)А между комнатами, коридорами, закоулками, площадками – какие шли скрипучие антресоли, лестницы с темными перилами, истертыми ступеньками. (19)И какими, наконец, старыми, приятными запахами пропитана была там каждая вещь, и не понять было – не то пахло чабрецом, сорванным когда-то какой-нибудь романтической мечтательницей, не то старыми книгами, целый век простоявшими в шкафах, пожелтевшими, с сухой кожей и бумагой, не то пахли все эти лестницы, перила, мебель, дубовые балки, истончившийся паркет...
    (20)Ты не думай, малыш, что дома и вещи, сделанные человеком, ничего не знают и не помнят, что они не живут, не радуются, не играют в восторге или не плачут от горя. (21)Как все-таки мало знаем мы о них и как порою равнодушны к ним и даже насмешливы: подумаешь, старье!
    (22)Так и ты уедешь когда-нибудь из отчего дома, и долго будешь в отлучке, и так много увидишь, в таких землях побываешь, станешь совсем другим человеком, много добра и зла узнаешь...
    (23)Но вот настанет время, ты вернешься в старый свой дом, вот поднимешься на крыльцо, и сердце твое забьется, в горле ты почувствуешь комок, и глаза у тебя защиплет, и услышишь ты трепетные шаги старой уже твоей матери, – а меня тогда, скорей всего, уж и не будет на этом свете, – и дом примет тебя. (24)Он обвеет тебя знакомыми со младенчества запахами, комнаты его улыбнутся тебе, каждое окно будет манить тебя к себе, в буфете звякнет любимая тобою прежде чашка, и часы особенно звонко пробьют счастливый миг, и дом откроется перед тобою: "Вот мой чердак, вот мои комнаты, вот коридор, где любил ты прятаться... (25)А помнишь ты эти обои, а видишь ты вбитый когда-то тобой в стену гвоздь? (26)Ах, я рад, что ты опять здесь, ничего, что ты теперь такой большой, прости меня, я рос давно, когда строился, а теперь я просто живу, но я помню тебя, я люблю тебя, поживи во мне, возвратись в свое детство – вот что скажет тебе твой дом.
    (27)Как жалею я иногда, что родился в Москве, а не в деревне, не в отцовском или дедовском доме. (28)Я бы приезжал туда, возвращался бы в тоске или в радости, как птица возвращается в свое гнездо.
    (29)И поверь, малыш, совсем не смешно мне было, когда один мой друг, рассказывая о войне, о том, как он соскакивал с танка, чтобы бежать в атаку, – а был он десантником, – и кругом все кричали: "За Родину!", и он вместе со всеми тоже кричал: "За Родину!", а сам видел в эти, может быть, последние свои секунды на земле не Родину вообще, а отцовский дом и сарай, и сеновал, и огород, и поветь в деревне Лошпеньга на берегу Белого моря!

    (По Ю.П. Казакову)


27.01.2022 22:27:35
Автор: Олег Назарбаев

        Какую роль играет отчий дом в жизни человека? Над этим вопросом размышляет Ю. Казаков в предложенном для анализа тексте.
    Рассуждая о проблеме, автор пишет, что в родном доме находится много «милых старых вещей», «прекрасных картин», и что «каждая вещь пропитана старыми приятными запахами». Люди «очень мало знают про них, даже порою равнодушны к ним» и относятся как к старью. Этот пример показывает, что человек не всегда ценит вещи из отчего дома, хотя у некоторых с ними связано детство, ведь, приезжая в родное место, можно испытать ностальгические эмоции.
    Далее Ю. Казаков пишет, что лучше родиться в деревне, «в отцовском или дедовском доме» и, «приезжая туда, возвращаться в тоске или в радости». Автор показывает, что если родиться в отчем доме и провести там своё детство, то будет проявляться чувство ностальгии по былым временам.
    Примеры, дополняя друг друга, позволяют понять, что человек, возвращаясь в родное место, будет постоянно испытывать чувство радости, ведь там прошла его юность и ему знакомы все эти старые вещи.
Авторская позиция понятна. Ю. Казаков считает, что если человек уедет из отчего дома, то он «долго будет в отлучке» и «станет совсем другим», но когда «вернется в старый свой дом», то «сердце забьётся, в горле почувствуется комок» и будут слышны «трепетные шаги матери».
        Я согласен с позицией автора и тоже считаю, что если уехать из родного места, то спустя время начнётся скука по родительскому дому, ведь с ним связано много воспоминаний. Например, в рассказе В. Мельников «Отчий дом» главный герой Санеев не хотел продавать свою землю и переезжать в город, потому что там были похоронены его родные.
        Прочитав текст Ю. Казакова, я сделал вывод о том, что отчий дом играет важную роль в жизни человека, ведь там проходит детство и именно с ним связаны лучшие воспоминания.
Количество слов - 286

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Олег!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 0 баллов

К сожалению, Вы не проанализировали художественный текст, в котором, безусловно, есть и персонажи, и сюжет. Примерами в текстах такого типа будут действия, поступки, поведение персонажей, пояснениями  - анализ этих действий: о чем они говорят, какие внутренние мотивы поведения героев показывают. Вы же, не углубившись в текст, не поняв, как связаны эпизоды между собой, просто взяли понятные Вам цитаты из текста и "слепили" из них комментарий. Так делать не стоит.

Пример 1 в сочинении не указан, не пояснен.

Пример 2 не указан, не пояснен.

Взаимосвязь между примерами не определена , не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. Идея текста - некое нравоучительное суждение, некая мораль, которой мы должны следовать. То, что Вы выдали за позицию автора, и так известно всем и не является идеей текста.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Обнулен, так как обнулен К3.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Примеры, дополняя друг друга, позволяют понять, что человек, возвращаясь в родное место, будет постоянно испытывать чувство радости, ведь там прошла его юность и ему знакомы все эти старые вещи.
1) Указательное местоимение на на что не указывает.
Примеры, дополняя друг друга, позволяют понять, что человек, возвращаясь в родное место, будет постоянно испытывать чувство радости, ведь там прошла его юность и ему знакомы все эти старые вещи.

        Прочитав текст Ю. Казакова, я сделал вывод о том, что отчий дом играет важную роль в жизни человека, ведь там проходит детство и именно с ним связаны лучшие воспоминания.
2) Дублирование. Нельзя в сочинении повторять мысли.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки:

   Примеры, дополняя друг друга, позволяют понять, что человек, возвращаясь в родное место, будет постоянно испытывать чувство радости, ведь там прошла его юность и ему знакомы все эти старые вещи.
1) Обилие местоимений обедняет речь.

Автор показывает, что если родиться в отчем доме и провести там своё детство, то будет проявляться чувство ностальгии по былым временам.

Авторская позиция понятна. Ю. Казаков считает, что если человек уедет из отчего дома, то он «долго будет в отлучке» и «станет совсем другим», но когда «вернется в старый свой дом», то «сердце забьётся, в горле почувствуется комок» и будут слышны «трепетные шаги матери».
        Я согласен с позицией автора и тоже считаю, что если уехать из родного места, то спустя время начнётся скука по родительскому дому, ведь с ним связано много воспоминаний.
Рассуждая о проблеме, автор пишет, что в родном доме находится много «милых старых вещей», «прекрасных картин», и что «каждая вещь пропитана старыми приятными запахами». Люди «очень мало знают про них, даже порою равнодушны к ним» и относятся как к старью. Этот пример показывает, что человек не всегда ценит вещи из отчего дома, хотя у некоторых с ними связано детство, ведь, приезжая в родное место, можно испытать ностальгические эмоции.
    Далее Ю. Казаков пишет, что лучше родиться в деревне, «в отцовском или дедовском доме» и, «приезжая туда, возвращаться в тоске или в радости». Автор показывает, что если родиться в отчем доме и провести там своё детство, то будет проявляться чувство ностальгии по былым временам.

2) Однообразие синтаксических конструкций.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

 Рассуждая о проблеме, автор пишет, что в родном доме находится много «милых старых вещей», «прекрасных картин»,  ЛИШНЯЯ ЗПТ и что «каждая вещь пропитана старыми приятными запахами».
1) Лишняя запятая: однородные придаточные.

К9. Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Этот пример показывает, что человек не всегда ценит вещи из отчего дома, хотя у некоторых с ними связано детство, ведь, приезжая в родное место, можно испытать ностальгические эмоции.
Шероховатость. Лучше: испытывать ностальгию / нас охватывает ностальгия.

Автор показывает, что если родиться в отчем доме и провести там своё детство, то будет проявляться чувство ностальгии по былым временам.
Шероховатость. Лучше: чувство тоски по былому.

Автор показывает, что если родиться в отчем доме и провести там своё детство, то будет проявляться чувство ностальгии по былым временам.
    Примеры, дополняя друг друга, позволяют понять, что человек, возвращаясь в родное место, будет постоянно испытывать чувство радости, ведь там прошла его юность и ему знакомы все эти старые вещи.
1) Неоправданный повтор. Верно: испытывать радость.

Например, в рассказе В. Мельников «Отчий дом» главный герой Санеев не хотел продавать свою землю и переезжать в город, потому что там были похоронены его родные.
2) Некорректное употребление местоимения. Личное местоимение всегда указывает на
предыдущее слово в том же роде и числе.
Автор показывает, что если родиться в отчем доме и провести там своё детство, то будет проявляться чувство ностальгии по былым временам.
3) Здесь - плеоназм.
Ю. Казаков считает, что если человек уедет из отчего дома, то он «долго будет в отлучке» и «станет совсем другим», но когда «вернется в старый свой дом», то «сердце забьётся, в горле почувствуется комок» и будут слышны «трепетные шаги матери».
4) Некорректное употребление местоимения.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста. Прежде всего нужно научиться этому. Рекомендую работать и над речевым оформлением сочинения. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 11

Возврат к списку