Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
проблема свободы
-
Текст: С. Соловейчик. О свободе и совести(1)Что такое свобода? (2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
(6)Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
(7)Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. (8)Как же это получается?
(9)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (10)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
(11)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.
(12)Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. (13)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
(14)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (15)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (16)Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
(17)Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. (18)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (19)В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. (20)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (21)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.
(22)Человек свободный – это человек, свободный внутренне. (23)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (24)Но внутренне он независим. (25)Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.
(26)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (27)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. (28)Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
(29)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
(30)Что такое внутренняя свобода?
(31)Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. (32)Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.
(33)От чего свободен внутренне свободный человек? (34)Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью.(35) От расхожего общего мнения. (36)Он независим от толпы. (37)Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. (38)Свободен от предубеждений. (39)Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.
(40)Можно сказать так: в нем свободно человеческое.
(41)Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. (42)Он ценит свободу каждого человека.(43) Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. (44)Она дана ему в вечное владение. (45)Он не живет для свободы, а живет свободно.
(46)Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.
(47)Каждый из нас встречал свободных людей. (48)Их всегда любят. (49)Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. (50)Это очень важно понять. (51)От чего не свободен свободный человек?
(52)От совести.
(53)Что такое совесть?
(54)Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. (55)Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. (56)Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. (57)Такого человека называют как угодно, но только не свободным. (58)Свобода в общем сознании воспринимается как добро.
(59)Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. (60)Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. (61)Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. (63)Совесть – то, что соединяет людей.
(64)Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. (65)Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. (66)Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. (67)Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. (68)И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. (69)Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. (70)Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. (71)Свободный человек строго слушается совести – но только ее.
(72)Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. (73)Это главное в воспитании.
(74)Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. (75)Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.
(С. Соловейчик)
В предложенном тексте автор повествует о понятии свободы и ее аспектах. Действительно, автор приводит в пример, что есть «свобода-от» – свобода от какого-то внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления. Свобода не может быть безграничной и беспредельной и, что даже самый свободный человек может быть ограничен в своих действиях. Данный пример иллюстрирует, что внешняя свобода не может быть полностью безграничной. Однако, внутренняя свобода человека может быть беспредельной, даже при самой тяжёлой социальной и экономической жизни.
Также автор пишет о том, что по истине свободного человека легко узнать, что его все любят. Он не кичится своей свободой, он не борется за неё, он с ней всегда, он владеет ею. Также внутренне свободный человек не зависит от других людей, от их мнения, от страха перед жизнью. Такой человек не поддаётся внутренним эмоциям, он идёт в ногу с ними. Данный пример показывает, что нужно слушать свой внутренний голос и полагаться только на себя, на свои чувства. Что нужно жить не для свободы, а свободно в целом.
Когда человек не испытывает страха перед своими убеждениями, не стыдиться своего мнения, он способен жить по-настоящему и быть внутренне свободной личностью.
Автор же считает, что внутренне свободный человек это тот, у кого полное жизненное дыхание, который живёт свободно. Что свобода в общем сознании воспринимается, как добро.
Я согласна с мнением автора, ведь многие люди, прожившие свою жизнь без страха упрёка смогли добиться всего, о чём мечтали всю свою жизнь. Приводя пример из моего личного опыта я могу сказать, что страх это не двигатель прогресса, он тянет вниз, к началу, к тому, чего ты боялся больше всего - не самореализоваться в жизни.
Здравствуйте, 79032383238! Чувствую себя немного героем антиутопии, например, романа Евгения Замятина "Мы". Жаль, что у меня нет возможности обратиться к вам по имени.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно.
Какого человека можно назвать свободным в современном обществе? |
(6)Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
Старайтесь чётче формулировать проблему.
K2 - Комментарий + 4 балла
Комментарий выглядит не совсем убедительно, приходилось перечитывать неоднократно, чтобы понять логику развития вашей мысли.
Пример 1 (виды свободы) в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 (внутренняя свобода) указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами не определена и не проанализирована.
С помощью комментария ученик доказывает, что в тексте именно та проблема, которую он обозначил. Нужно серьёзнее подходить к анализу текста.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.
Проблема:Какого человека можно назвать свободным в современном обществе?
ПА: Автор же считает, что внутренне свободный человек это тот, у кого полное жизненное дыхание, который живёт свободно. Что свобода в общем сознании воспринимается, как добро. |
(46)Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.
Старайтесь не использовать для формулировки позиции автора метафорические обороты. Мысль должна быть предельно понятна, не нужно гнаться за красотой слова. Если мы исключим образное выражение "полное жизненное дыхание", то ответ будет примерно таким:
Какого человека можно назвать свободным? - Свободный человек - это человек, который живёт свободно.
Вдумайтесь. Разве это ответ на вопрос? Понятно ли из этой формулировки, что значит свободный человек? По-моему, нет (нет вопросно-ответного единства).
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
К4 не засчитываются, так К3 = 0 баллов.
Но если предположить, что ПА обозначена правильно, можно ли засчитать такое отношение к позиции автора?
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис (условный, витиеватый), но обоснования тезиса нет.
Я согласна с мнением автора, ведь многие люди, прожившие свою жизнь без страха упрёка смогли добиться всего, о чём мечтали всю свою жизнь. Приводя пример из моего личного опыта я могу сказать, что страх это не двигатель прогресса, он тянет вниз, к началу, к тому, чего ты боялся больше всего - не самореализоваться в жизни. |
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
В работе просматривается коммуникативный замысел, но есть нарушение абзацного членения, имеются логические ошибки. В сочинении нет заключения. Заключение не является обязательным элементом сочинения, но нужно исходить из логики пишущего. Порой в обосновании ученик бывает настолько убедителен, что нет необходимости писать в заключение, но в вашей работе заключения явно не хватает.
Ошибки:
Также автор пишет о том, что по истине свободного человека легко узнать, что его все любят. Он не кичится своей свободой, он не борется за неё, он с ней всегда, он владеет ею. Также внутренне свободный человек не зависит от других людей, от их мнения, от страха перед жизнью. Такой человек не поддаётся внутренним эмоциям, он идёт в ногу с ними. Данный пример показывает, что нужно слушать свой внутренний голос и полагаться только на себя, на свои чувства. Что нужно жить не для свободы, а свободно в целом. |
Когда человек не испытывает страха перед своими убеждениями, не стыдиться своего мнения, он способен жить по-настоящему и быть внутренне свободной личностью. |
Автор же считает, что внутренне свободный человек это тот, у кого полное жизненное дыхание, который живёт свободно. Что свобода в общем сознании воспринимается, как добро. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Ошибки: работа не характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Ошибки:
Также автор пишет о том, что по истине свободного человека легко узнать, что его все любят. |
Когда человек не испытывает страха перед своими убеждениями, не стыдиться своего мнения, он способен жить по-настоящему и быть внутренне свободной личностью. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов
Ошибки:
Однако, внутренняя свобода человека может быть беспредельной, даже при самой тяжёлой социальной и экономической жизни. |
Я согласна с мнением автора, ведь многие люди, прожившие свою жизнь без страха ЗПТ упрёка ЗПТ смогли добиться всего, о чём мечтали всю свою жизнь. |
Приводя пример из моего личного опыта ЗПТ я могу сказать, что страх ТИРЕ это не двигатель прогресса, он тянет вниз, к началу, к тому, чего ты боялся больше всего - не самореализоваться в жизни. |
Что свобода в общем сознании воспринимается, как добро. |
Запятая перед как лишняя (в значении "в качестве").
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов
Ошибки:
В предложенном тексте автор повествует о понятии свободы и ее аспектах. |
Действительно, автор приводит в пример, что есть «свобода-от» – свобода от какого-то внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления. |
Свобода не может быть безграничной и беспредельной и, [что] даже самый свободный человек может быть ограничен в своих действиях. |
Данный пример показывает, что нужно слушать свой внутренний голос и полагаться только на себя, на свои чувства. Что нужно жить не для свободы, а свободно в целом. |
Автор же считает, что внутренне свободный человек это тот, у кого полное жизненное дыхание, который живёт свободно. Что свобода в общем сознании воспринимается, как добро. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Ошибки:
В предложенном тексте автор повествует о понятии свободы и ее аспектах. Действительно, автор приводит в пример, что есть «свобода-от» – свобода от какого-то внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления. |
Также автор пишет о том, что по истине свободного человека легко узнать, что его все любят. Он не кичится своей свободой, он не борется за неё, он с ней всегда, он владеет ею. Также внутренне свободный человек не зависит от других людей, от их мнения, от страха перед жизнью. Такой человек не поддаётся внутренним эмоциям, он идёт в ногу с ними. Данный пример показывает, что нужно слушать свой внутренний голос и полагаться только на себя, на свои чувства. Что нужно жить не для свободы, а свободно в целом. |
Я согласна с мнением автора, ведь многие люди, прожившие свою жизнь без страха упрёка смогли добиться всего, о чём мечтали всю свою жизнь. Приводя пример из моего личного опыта я могу сказать, что страх это не двигатель прогресса, он тянет вниз, к началу, к тому, чего ты боялся больше всего - не самореализоваться в жизни. |
Такой человек не поддаётся внутренним эмоциям, он идёт в ногу с ними. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки: нет.
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием (особенно анализом смысловой связи между примерами) логикой развития мысли, речевым оформлением, пунктуацией, грамматикой.
Желаю удачи на ЕГЭ!