ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Связь между свободой и совестью

  • Текст: С. Соловейчик. О свободе и совести
    (1)Что такое свобода? (2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
    (6)Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
    (7)Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. (8)Как же это получается?
    (9)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (10)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
    (11)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.
    (12)Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. (13)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
    (14)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (15)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (16)Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
    (17)Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. (18)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (19)В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. (20)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (21)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.
    (22)Человек свободный – это человек, свободный внутренне. (23)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (24)Но внутренне он независим. (25)Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.
    (26)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (27)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. (28)Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
    (29)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
    (30)Что такое внутренняя свобода?
    (31)Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. (32)Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.
    (33)От чего свободен внутренне свободный человек? (34)Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью.(35) От расхожего общего мнения. (36)Он независим от толпы. (37)Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. (38)Свободен от предубеждений. (39)Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.
    (40)Можно сказать так: в нем свободно человеческое.
    (41)Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. (42)Он ценит свободу каждого человека.(43) Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. (44)Она дана ему в вечное владение. (45)Он не живет для свободы, а живет свободно.
    (46)Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.
    (47)Каждый из нас встречал свободных людей. (48)Их всегда любят. (49)Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. (50)Это очень важно понять. (51)От чего не свободен свободный человек?
    (52)От совести.
    (53)Что такое совесть?
    (54)Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. (55)Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. (56)Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. (57)Такого человека называют как угодно, но только не свободным. (58)Свобода в общем сознании воспринимается как добро.
    (59)Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. (60)Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. (61)Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. (63)Совесть – то, что соединяет людей.
    (64)Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. (65)Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. (66)Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. (67)Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. (68)И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. (69)Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. (70)Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. (71)Свободный человек строго слушается совести – но только ее.
    (72)Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. (73)Это главное в воспитании.
    (74)Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. (75)Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.
    (С. Соловейчик)
25.01.2022 21:41:49
Автор: Олег Назарбаев

        Как взаимосвязаны свобода и совесть? Над этим вопросом размышляет С. Соловейчик в предложенном для анализа тексте.
    Рассуждая о проблеме, автор пишет, что «свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости». Такие люди употребляют свою внешнюю свободу во зло и их нельзя назвать свободными. Этот пример показывает, что человек без совести никогда не станет свободным, потому что «свобода в общем сознании воспринимается как добро».
    Далее С. Соловейчик пишет, что «совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке». Люди её воспринимают «с языком, с воспитанием, в общении друг с другом». Совесть является общественным и внутренним чувством, которая может рассказать, где находится правда. Это свидетельствует о том, что совесть помогает человеку делать правильный выбор.
    Примеры, дополняя друг друга, позволяют понять, что человек без совести не может стать внутренне свободным, потому что он будет делать неправильный выбор и в итоге приобретёт злобу и мучения.
        Авторская позиция понятна. С. Соловейчик считает, что «совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости», а «свободный человек строго слушается совести – но только её».
        Я согласен с позицией автора и тоже считаю, что если человек будет прислушиваться к совести, то станет внутренне свободным. Например, в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Раскольников после того, как убил Старуху-процентщицу, лишается свободы, потому что его грызёт совесть.
        Прочитав текст С. Соловейчика, я сделал вывод о том, что нельзя стать свободным человеком без совести, потому что совесть является основой человеческой свободы, а свобода воспринимается, как добро.
Количество слов - 247

Добрый день, Олег. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста +6 баллов
K2 - Пример 1 +1 балл
Пример 1 приведён
K2 - Пояснение к примеру 1+1 балл
Пояснение к примеру 1 имеется
K2 - Пример 2 +1 балл
Пример 2 приведён
K2 - Пояснение к примеру 2 +1 балл
Пояснение к примеру 2 имеется
K2 - Указание на связь между примерами +1 балл
Взаимосвязь между примерами определена как дополнение-можно согласиться с вашим утверждением( хотя можно было назвать взаимосвязь подтверждением : один пример подтверждает другой в том, что понятия "свобода" и "совесть"  тесно связаны.
K2 - Анализ связи между примерами +1 балл
Взаимосвязь между примерами проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста +1 балл
 Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста +1 балл
Отношение к ПА содержит согласие, тезис и обоснование, но засчитать К4  могу лишь с натяжкой, условно, так как обоснование написано слабо, и оно противоречит тезису:
   Я согласен с позицией автора и тоже считаю, что если человек будет прислушиваться к совести, то станет внутренне свободным. (это тезис)Например, в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Раскольников после того, как убил Старуху-процентщицу, лишается свободы, потому что его грызёт совесть.( это обоснование, которое  нарушает логику: человек прислушивается к совести  -  станет внутренне свободным( тезис); в обосновании обратное: лишился внутренней свободы Раскольников, так как совесть заговорила)
Хочу предупредить вас,Олег, что на реальном экзамене ко всем критериям отношение будет у экспертов требовательное, поблажек никто делать не будет
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения +1 балл
Есть логическая ошибка( см. объяснение в К4)

K6 - Точность и выразительность речи+1 балл
Есть речевые ошибки, поэтому балл за К6 снижен.
K7 - Соблюдение орфографических норм +2 балла
главный герой Раскольников после того, как убил Старуху-процентщицу, лишается свободы, потому что его грызёт совесть.
Слово "старуху" надо писать со строчной буквы.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм +2 балла
Такие люди употребляют свою внешнюю свободу во зло и их нельзя назвать свободными.
ССП, нужна ЗПТ перед И.
Например, в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Раскольников после того, как убил Старуху-процентщицу, лишается свободы, потому что его грызёт совесть.
Рекомендация: вы поставили ЗПТ перед КАК, можно было поставить её перед всем союзом, то есть перед словом ПОСЛЕ, тогда  получилось бы интонационно правильнее:...Раскольников, после того как убил старуху-процентщицу, лишается свободы.... Ваш вариант тоже не является ошибкой.
потому что совесть является основой человеческой свободы, а свобода воспринимается, как добро.
Здесь перед КАК не ставится ЗПТ, потому что КАК ДОБРО входит в состав сказуемого: СВОБОДА(подлежащее)-что делает?-воспринимается как добро.


K9 - Соблюдение грамматических норм +1 балл

Совесть является общественным и внутренним чувством, которая может рассказать, где находится правда.
Если вы слово КОТОРАЯ отнесли к слову СОВЕСТЬ, то неправильно построили предложение; вам следовало  союзное слово в придаточной части согласовать со словом ЧУВСТВО, то есть КОТОРОЕ.

K10 - Соблюдение речевых норм +0 баллов
 Рассуждая о проблеме, автор пишет, что «свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости». Такие люди употребляют свою внешнюю свободу
Такие люди-о каких людях идёт речь? В предыдущем предложении о них ничего не сказано.
Совесть является общественным и внутренним чувством, которая может рассказать, где находится правда.
Не знаю, что вы имели в виду- совесть или чувство, но ни то, ни другое не могут РАССКАЗАТЬ, надо ПОДСКАЗАТЬ
Примеры, дополняя друг друга, позволяют понять, что человек без совести не может стать внутренне свободным, потому что он будет делать неправильный выбор и в итоге приобретёт злобу и мучения.
Лексическая несочетаемость: нельзя ПРИОБРЕСТИ злобу и мучения. Вариант:  он будет делать неправильный выбор, а потом станет злиться и мучиться.
Например, в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Раскольников после того, как убил Старуху-процентщицу, лишается свободы, потому что его грызёт совесть.
Видо-временное несоответствие глаголов, надо все глаголы поставить в прошедшее время. Вместо слова ГРЫЗЁТ (нарушение стиля-разговорное слово) лучше написать ЗАМУЧИЛА СОВЕСТЬ.
Прочитав текст С. Соловейчика, я сделал вывод о том, что нельзя стать свободным человеком без совести, потому что совесть является основой человеческой свободы, а свобода воспринимается, как добро.
Повторы. Их  у вас много, но это связано с цитированием текста, поэтому замечаний я не написала, в авторском тексте речь идёт о свободе и совести- без повторов там не обойтись, но в этом заключительном предложении можно было  свести их  к минимуму: ...нельзя стать свободным человеком без совести, потому что она является основой человеческой свободы, которая воспринимается как добро.
K11 - Соблюдение этических норм +1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале +1 балл
Есть, конечно, спорный момент у вас, когда приводите обоснование по роману Ф.М.Достоевского:
главный герой Раскольников после того, как убил Старуху-процентщицу, лишается свободы, потому что его грызёт совесть.
Не сразу после убийства у него совесть заговорила, лишь после того, как признался Соне, что проверял, вошь ли он, как другие, или право имеет...Если писать подробно о том, что здесь неточность, придётся ещё одно сочинение написать, поэтому ставлю за к12 1 балл, но рекомендую быть более внимательным при подборе аргументов.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку