Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема нравственного выбора

  • Текст: В. Корчагин. О страхе и предательстве
    (1)Утро следующего дня было холодным и пасмурным. (2)Услышав голос Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она приподнялась, как голова ее закружилась, и она снова неловко опустилась на землю. (3)Все тело у нее болело. (4)Сильная тошнота подступала к горлу.
    (5)Наташа стиснула зубы:
    «Только бы встать! Только бы подняться на ноги!» — мысленно твердила она, проклиная свою слабость. (6)Она слышала, как легко и быстро поднялся Валерий. (7)Он даже насвистывал что-то. (8)Почему же у нее так кружится голова?
    (9)Она снова попыталась встать и снова бессильно опустилась на землю. (10)К ней подошел Андрей Иванович.
    —(11)Что, Наточка, тяжело?
    (12)Он сел возле нее.
    (13)Наташа подняла глаза и увидела его худое потемневшее лицо и большие, лихорадочно блестевшие глаза. (14)Видно было, что и он еле поднялся.
    (15)Наташа сделала над собой усилие и села, прислонившись спиной к влажному стволу дерева.
    (16)Ничего, Андрей Иванович. (17)Я еще могу идти…
    —(18)Надо идти, Наташенька. —(19)Он помог ей подняться. — (20)Еще немного. (21)А сегодня… (22)Сегодня мы немного увеличим нашу утреннюю норму.
    (23)Он отыскал глазами Валерия.
    —(23)Валерий! В твой рюкзак я положил шоколад. (24)Вынь-ка одну плитку. (25)Все мы очень ослабли…
    —(26)Что вы, Андрей Иванович! (27)Шоколад надо оставить на конец пути, — ответил Валерий не оборачиваясь.
    —(28)Мы очень ослабли, — повторил Андрей Иванович, — а конец уже недалеко. (29)Одну плитку давайте разделим сейчас.
    —(30)Андрей Иванович! — Валерий решительно застегнул рюкзак. — (31)Вы же мужчина! (32)Стыдитесь! (33)Впереди еще столько дней пути, а вы предлагаете уничтожить наш неприкосновенный запас. (34)Я мальчишка и то…
    (35)Геолог побледнел.
    —(36)Хорошо, — сказал он с расстановкой, — я могу идти без шоколада. (37)Но Наташе он необходим сейчас. (38)Она еле поднялась с постели.
    (39)Наташа хотела возразить, но Валерий опередил ее: — (40)Ах, вот как! (41)Это другое дело. (42)Что ж… (43)«Я отдаю Наташе свой сегодняшний завтрак», —сказал он вызывающим тоном. — (44)Но шоколад останется неприкосновенным!
    (45)Валерий быстро вскинул рюкзак на плечи и, не оглядываясь, зашагал вдоль реки. (46)С минуту Андрей Иванович смотрел ему вслед, и вдруг страшное подозрение обожгло его мозг.
    —(47)Стой!! — закричал он.
    (48)Валерий остановился. Геолог подошел к нему.
    —(49)Снимай рюкзак!
    (50)Валерий отступил на шаг, и вдруг лицо его задергалось.
    —(51)Что?.. Что вы думаете?..
    (52)Андрей Иванович взялся за его рюкзак.
    —(53)Не дам! — рванулся Валерий.
    —(54)Приказываю! — раздельно и властно потребовал геолог.
    (55)Лицо его сделалось страшным. (56)Правая рука сжалась в кулак. (57)Валерий дрожащими руками снял рюкзак. (58)Андрей Иванович быстро расстегнул его и вдруг почувствовал, что земля уходит у него из-под ног: в рюкзаке лежала смятая хвоя пихты. (59)Медленно поднял он глаза на Валерия и словно впервые увидел его красивое надменное лицо, прищуренные веки и наглый бегающий взгляд.
    —(60)Ну что? (61)Что смотрите! (62)Может, и мораль начнете еще читать? (63)А мне наплевать на вас! (64)Я жить хочу! — голос Валерия перешел на крик. —(65)Я моложе вас! (66)Я имею больше прав на жизнь! (67)Я… —(68)И вдруг голос его осекся. (69)Прямо перед собой он увидел ввалившиеся, полные муки глаза Наташи.
    —(70)А-а-а! — взвыл он и бросился на землю.
    (71)Ни слова не говоря, Андрей Иванович медленно подошел к костру, тщательно разломил на три равные части сухарь и к каждому кусочку положил по крошечной дольке сахару. (72)После этого он направился к реке, чтобы набрать в котелок воды.
    (73)Наташа словно оцепенела. (74)Все происшедшее было настолько невероятным, что казалось каким-то чудовищным недоразумением, которое следовало сейчас же, немедленно разрешить. (75)Валерий не мог этого сделать! (76)Несмотря на все, что она узнала о нем за последнее время, он не мог так низко пасть — обворовать ее, слабую девушку, своего школьного товарища, и пожилого мужчину, делавшего все возможное для их спасения. (77)Разве мог это сделать человек, который так много и с таким чувством говорил о любви, о красоте, о дружбе, который так любил музыку, который писал стихи, который…
    (78)Но этого человека уже не было. (79)Перед ней лежало на земле и скулило, как побитая собака, какое-то жалкое мерзкое существо, которое стыдно было даже сравнивать с человеком.
    (В.Корчагин)
24.01.2022 21:15:41
Автор: Елена Кузнецова

Что такое нравственный выбор? Именно этот вопрос волнует автора текста, предложенного нам для анализа.
Расскрывая данную проблему, В. Корчагин знакомит читателей с вумя героями: Валерием и Андреем Ивановичем. Попав в трудную ситуацию, оба встают перед выбором. Как отмечает автор, Валерий решает спасти свою жизнь, не заботясь о судьбе своих спутников: «Я жить хочу! …Я моложе вас! Я имею больше прав на жизнь!» Эти слова говорят о том, что герой, пренебрегая жизнями других, сделал  выбор в пользу сохранения себя самого. Противоположное решение принял Андрей Иванович, герой не смог предать людей, которые быля рядом с ним в тот непростой момент. В. Корчагин пишет: «Ни слова не говоря, Андрей Иванович медленно подошел к костру, тщательно разломил на три равные части…». Эти слова говорят о том, что опытный геолог, несмотря ни на что, не может пренебречь ничьей жизнью, он делает выбор в пользу других, для него главное – сохранить жизни товарищей, а не свою собственную.
Два выбора, представленные в примерах-иллюстрациях, противопоставлены: в первом человек решает спасти свою жизнь, не заботясь у други людях, а второе решение было принято в пользу окружающих, и является настоящим нравственным выбором.
Таким образом, В. Корчагин считает, что настоящий нравственный выбор заключается в следующем: в трудную минуту человек должен заботиться о спасении других и только после этого можно подумать о себе.
Мысль атора мне понятна. Я тоже считаю, что человек совершает нравственный выбор, когда решается помочь другим людям, рискуя собственной жизнью. Это жизненная позиция сильного человека. В русской литературе не мало героев, которые совершают именно такой нравственный выбор. Например, роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой, получив письмо от Маши Мироновой и узнав, как к ней относится Швабрин, решает поехать в Белогорскую крепость, спасти девушку. Гринев не заботится о своей жизни, направляется в «логово врага», чтобы спасти возлюбленную. Поступок Гринева – настоящий пример нравственного выбора, который можно сопоставить с поступком Андрея Ивановича, героя текста, предложенного для анализа.
Таким образом, человек, делая нравственный выбор,стремится помочь окружающим, защитить их и спасти, нередко рискуя собстваенной жизнью.
Количество слов - 326

Рецензент: Вера Легоцкая

Здравствуйте, Елена!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 (поведение Валерия) в сочинении указан, пояснен. Однако обращаю Ваше внимание, что Вы не пояснили, кто такой Валерий, при каких обстоятельствах он  сделал свой выбор, что значит "решает спасти свою жизнь"? Вы  не пишете о том, что произошло, почему Валерий поступает таким образом и что он делает (или не делает).  Читая комментарий, эксперт должен  понимать, что именно Вы хотите сказать, недосказанность в комментарии неуместна.

Пример 2 (поведение Андрея Ивановича) указан, пояснен. И снова непонятно, кто такой Андрей Иванович, почему он оказался в ситуации выбора, что именно он сделал?

Взаимосвязь между примерами определена верно, но не проанализирована, по сути Вы повторяете пояснение к примерам.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена не вполне корректно.

Проблема:

Что такое нравственный выбор?

Вы не отвечаете на вопрос,  Вы даете ответ на другой вопрос: "В трудную минуту человек должен заботиться о спасении других и только после этого можно подумать о себе".

Это логическая ошибка, поэтому будет снижение по критерию  К5.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Формально Вы соглашаетесь с автором, но отвечаете на вопрос "Когда человек совершает нравственный выбор", а не даете ответ на вопрос "Что такое нравственный выбор". Вы пишете, что "поступок Гринева – ... можно сопоставить с поступком Андрея Ивановича". Что именно Вы имеете в виду? Это несопоставимые поступки, а значит, еще одна логическая ошибка, поэтому также будет снижение по критерию  К5.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Работа не характеризуется смысловой цельностью и речевой связностью. Есть многочисленные логические ошибки.

Ошибки:

...знакомит нас с двумя героями - Валерием и Андреем Ивановичем. Попав в трудную ситуацию, оба встают перед выбором. Вы ничего не сказали о том, кто эти герои и в результате каких событий они оказались в ситуации выбора.

...опытный геолог, несмотря ни на что, не может пренебречь ничьей жизнью. Вы не поясняете, что именно имеете в виду. Несмотря на что? Что значит "пренебречь ничьей жизнью"?

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

В работа есть нарушения точности выражения мысли, наблюдается однообразие грамматического строя.

Ошибки:

...сделал  выбор в пользу сохранения себя самого.

Противоположное решение принял Андрей Иванович, герой не смог предать людей, которые были  рядом с ним в тот непростой момент. Что значит противоположное? В каком смысле не смог предать? О каком предательстве речь? Двусмысленность и общие слова!

...совершают именно такой нравственный выбор (неудачное использование указательного местоимения. На что указываете из предыдущего предложения?)

...были рядом с ним в тот непростой момент. (неудачное использование указательного местоимения. О каком моменте речь?)

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

РаССкрывая (одна С в приставке, в корне С нет)

В русской литературе не мало героев (немало пишем слитно, потому что нет противопоставления с союзом А, нет зависимых слов далеко, отнюдь, вовсе, нисколько, ничуть и  отрицательных местоимений, можно заменить синонимом без НЕ (много).

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки:

...второе решение было принято в пользу окружающих  и является настоящим нравственным выбором (запятая перед союзом И не нужна, потому что он связывает однородные члены).

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Например, роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». (Нарушены границы предложения, это часть предыдущего предложения)

...не заботясь у други людях (о других людях, ошибка в употреблении существительного с предлогом)

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

..оба встают перед выбором (неудачное употребление слова-в каком смысле встают?)

...сделал  выбор в пользу сохранения себя самого (нарушение лексической сочетаемости)
....в первом человек решает спасти свою жизнь (в первом выборе? Это нарушение лексической сочетаемости)
...является настоящим нравственным выбором (что значит настоящим?)
...Два выбора, представленные в примерах-иллюстрациях, противопоставлены (противопоставлены не выборы, а примеры!)
...совершают именно такой нравственный выбор (выбор не совершают, его делают, совершают поступок, подвиг и т.д.)
настоящий пример нравственного выбора (лишнее слово)

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует подробнее писать  комментарий,  избегать общих фраз, совершенствовать речевое  оформление, следить за логикой развития мысли. Также обращаю внимание на большое количество опечаток в Вашей работе.

Желаю удачи!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку