Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Проблема определения степени свободы
-
Текст: С. Соловейчик. О свободе и совести(1)Что такое свобода? (2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
(6)Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.
(7)Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. (8)Как же это получается?
(9)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (10)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
(11)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.
(12)Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. (13)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
(14)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (15)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (16)Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
(17)Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. (18)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (19)В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. (20)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (21)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.
(22)Человек свободный – это человек, свободный внутренне. (23)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (24)Но внутренне он независим. (25)Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.
(26)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (27)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. (28)Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
(29)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
(30)Что такое внутренняя свобода?
(31)Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. (32)Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.
(33)От чего свободен внутренне свободный человек? (34)Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью.(35) От расхожего общего мнения. (36)Он независим от толпы. (37)Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. (38)Свободен от предубеждений. (39)Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.
(40)Можно сказать так: в нем свободно человеческое.
(41)Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. (42)Он ценит свободу каждого человека.(43) Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. (44)Она дана ему в вечное владение. (45)Он не живет для свободы, а живет свободно.
(46)Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.
(47)Каждый из нас встречал свободных людей. (48)Их всегда любят. (49)Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. (50)Это очень важно понять. (51)От чего не свободен свободный человек?
(52)От совести.
(53)Что такое совесть?
(54)Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. (55)Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. (56)Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. (57)Такого человека называют как угодно, но только не свободным. (58)Свобода в общем сознании воспринимается как добро.
(59)Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. (60)Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. (61)Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. (63)Совесть – то, что соединяет людей.
(64)Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. (65)Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. (66)Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. (67)Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. (68)И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. (69)Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. (70)Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. (71)Свободный человек строго слушается совести – но только ее.
(72)Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. (73)Это главное в воспитании.
(74)Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. (75)Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.
(С. Соловейчик)
Рассуждая о проблеме, автор замечает, что свобода не может заключаться в отсутствии "какого бы то ни было угнетения и принуждения". Людей, стремящихся, прежде всего, обрести независимость от каких-либо обязательств, нельзя назвать по-настоящему свободными, так как внешняя свобода "не бывает абсолютной": каждый из нас должен нести ответственность за что-либо. Этот пример показывает, что отсутствие давления со стороны общества не является показателем свободы.
Далее С. Соловейчик пишет о том, что люди должны стремиться к полному контролю над своими желаниями и умению не поддаваться влиянию чужого мнения. Способность мыслить нестереотипно, бороться с завистью и корыстью, не сражаться за свои права, а владеть ими - вот в чём заключается истинный смысл свободы. "Держащийся просто", обладающий "полным жизненным дыханием", "лёгкий" - так автор характеризует по-настоящему вольного человека. На этом примере мы видим, что важно полагаться только на себя, свои эмоции и чувства, а не зависеть от окружающих.
Дополняя друг друга, примеры свидетельствуют о том, что человек свободен, когда, не испытывая страха перед людьми и жизненными трудностями, остаётся преданным собственным убеждениям.
Авторская позиция понятна. С. Соловейчик считает, что по-настоящему независимым является только тот человек, который "не живёт для свободы, а живёт свободно".
Я согласна с мнением публициста и тоже думаю, что важно уметь прислушиваться к себе, не полагаясь на окружающих. Вспомним поэму М. Ю. Лермонтова "Мцыри". Главный герой произведения мечтает вернуться на Кавказ. Для него три дня, проведённых в окружении дикой природы, дороже жизни, в которой он находится под контролем служителей монастыря. Мцыри покидает ненавистное место, потому что знает, что его сердце принадлежит родине, и именно поэтому его можно назвать свободным.
Прочитав текст С. Соловейчика, я поняла, что человек считается свободным, когда посвящает себя тому, что ему действительно близко и дорого, а не полностью полагается на других.
Здравствуйте, Ева!
Вы создали грамотное, логически стройное сочинение. Не первый раз проверяю Ваши работы- мне приятно видеть, как развиваются приобретённые навыки, оттачивается умение писать.
Укажу на некоторые недочёты, чтобы была возможность учесть рекомендации и получить на ЕГЭ максимальный балл за задание 27.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена, проанализирована не совсем убедительно. Нужно "разведение" примеров: что делает КАЖДЫЙ из них, КАК ИМЕННО второй дополняет первый.
Я предлагаю рассмотреть другой вид связи: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. Подобранные Вами примеры иллюстрируют авторское понимание значения слова СВОБОДА. Согласны?
Связь ДОПОЛНЕНИЕ существует, но на не так часто встречается. Поработайте над видами связи примеров.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Нет максимума по К 10
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Ошибки:
Людей, стремящихся, прежде всего, обрести независимость от каких-либо обязательств |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Шероховатость:
Мцыри покидает ненавистное место, потому что знает, что его сердце принадлежит родине, ТЧК и именно поэтому его можно назвать свободным. |
...люди должны стремиться к полному контролю над своими желаниями и умению не поддаваться влиянию чужого мнения |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
Ошибки:
Рассуждая о проблеме, автор замечает, что свобода не может заключаться в отсутствии "какого бы то ни было угнетения и принуждения". Людей, стремящихся, прежде всего, обрести независимость от каких-либо обязательств, нельзя назвать по-настоящему свободными, так как внешняя свобода "не бывает абсолютной": каждый из нас должен нести ответственность за что-либо. Этот пример показывает, что отсутствие давления со стороны общества не является показателем свободы. |
НАС- лишнее слово (кого Вы имеете в виду?)
На этом примере мы видим |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации:
Ева, я проверила Вашу работу строго. Это даст Вам возможность проработать небольшие недочёты, продумать более глубокий комментарий. Вы близки к максимуму .
Умница! Удачи на ЕГЭ!