Запомни!
Нет удвоенных согласных в словах:
гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.Бывают ли в культуре незаменимые люди?
-
Текст: Ю. Лотман. О культурных ценностях(1)Что такое настоящие культурные ценности? (2)Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». (3)Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. (4)Не портрет на стене. (5)Это живое явление культуры… (6)Возьмём, к примеру, музыку Баха. (7)Совсем недавно казалось, что она существует только для знатоков, что так называемому широкому слушателю Бах не нужен. (8)А уж добаховская музыка, музыка ренессансная, средневековая казалась чем-то давно забытым, списанным в архив. (9)Но посмотрите на современные афиши. (10)Её исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем хронологически более близкие вещи.
(11)В подлинной культуре ничто не умирает. (12)Может оставаться, как незажжённая лампочка. (13)Но придёт минута, чья-то рука коснётся выключателя – вспыхнет яркий свет. (14)Вспомним хотя бы Пушкина. (15)Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснён, его переставали читать. (16)Но потом он снова возвращался, и я думаю, что он у нас не за спиной, он всё ещё впереди: отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее. (17)И сегодня он привлекает нас прежде всего тем, что он поэт раздумья. (18)Не случайно уже с середины двадцатых годов его произведения кончаются не ответами, а вопросами. (19)Лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли.
(20)Нам невольно хочется видеть в Пушкине литератора, уже закончившего свою дорогу. (21)Мы как бы придаём этакую композиционную завершённость его пути. (22)Но всё дело в том, что Пушкин нашёл необходимость постоянного движения. (23)И тут мы должны говорить об участии Творца, Личности в культурной жизни не только своего времени.
(24)Культура преодолевает биологическую смерть и не всегда подчиняется простой логике: чем новее – тем современней. (25)Понятие это – немеханическое. (26)И формула «незаменимых людей нет» – везде неправильная – здесь вопиюще несправедлива. (27)В области художественного творчества все незаменимы. (28)Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным. (29)А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой. (30)После крупного мастера какой-то путь остаётся непройденным.
(31)Непройденные дороги – это не заваленные тоннели, не потерянные тропы. (32)И культура часто возвращается назад, чтобы найти потерянную тропу. (33)История идёт вперёд и будет идти очень круто. (34)Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов вдруг скажут нам ещё что-то новое, чего мы не предполагали.
(35)Судить, что в культуре умерло, а что остаётся, – очень трудно. (36)Я думаю, подлинно талантливое не умирает. (37)Другое дело, что мы часто оказываемся не на высоте нашего наследия, не на высоте своей культурной памяти.
(По Ю. М. Лотману)
Размышляя о проблеме, автор рассуждает о настоящих культурных ценностях. Писатель рассказывает о музыке Баха, как об одном из примеров культурной ценности. Музыкальные произведения композитора многим казались чем-то давно забытым, но спустя время их актуальность возросла. Несмотря на то, что современному человеку хронологически не близка музыка Баха, он все равно слушает ее с большим удовольствием и пониманием. Этот факт даёт понять: музыка Баха продолжает жить, а значит не нашлось ещё такого композитора, который смог бы заменить великого музыканта.
Также автор приводит в пример Пушкина. Когда писатель умер, его произведения перестали читать, Пушкин будто был отстранен. Но потом его актуальность возвратилась, автор стал как историческим прошлым, так и культурным будущим, продолжив привлекать внимание к своим произведениям. Приведенный пример дает понимание того, что Пушкина нельзя заменить, ведь его творчество проверено временем, оставаясь актуальным в культуре и на сегодняшний день.
Примеры, дополняя друг друга, доказывают суждение о том, что в культуре могут быть незаменимые люди.
Авторская позиция четко выражена: «В области художественного творчества все незаменимы. Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным».
Авторская позиция близка и понятна мне. В культуре невозможно заменить истинный талант одного человека на другого. В пример приведу Леонардо да Винчи. Одной из главных его картин является «Мона Лиза». Несмотря на то, что она написана давно и помимо этого портрета за долгое время многими художниками созданы другие портреты, «Мона Лиза» так и остается одной из главной культурной ценности в мире. Это означает, что Леонардо да Винчи, как и его творчество, продолжает быть незаменимым.
Хочется верить, что люди, прочитавшие текст Ю. М. Лотмана, задумаются о том, бывают ли в культуре незаменимые люди.
Здравствуйте, Диана!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
Бывают ли в культуре незаменимые люди? |
Есть ли незаменимые люди в культуре?
K2 - Комментарий + 5 баллов
Пример 1 (значение музыки Баха) в сочинении указан, очень слабо и поверхностно пояснен.
Пример 2 (значение творческого наследия Пушкина) указан, пояснен слабо и поверхностно.
Взаимосвязь между примерами определена верно, но не проанализирована. Как именно дополняют друг друга? Что привносит один, а что другой? Необходимо указать "вес" и значение каждого примера в рамках рассматриваемой проблемы. Связь должна быть проанализирована "разведением примеров", то есть примеры обобщаются и показываются во взаимосвязи.
Примеры, дополняя друг друга, доказывают суждение о том, что в культуре могут быть незаменимые люди. |
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена правильно, но некорректно.
Авторская позиция четко выражена: «В области художественного творчества все незаменимы. Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным». |
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
Допущено 2 логические ошибки.
Ошибки:
Также автор приводит в пример Пушкина. Когда писатель умер, его произведения перестали читать, Пушкин будто был отстранен. Но потом его актуальность возвратилась, автор стал как историческим прошлым, так и культурным будущим, продолжив привлекать внимание к своим произведениям. Приведенный пример дает понимание того, что Пушкина нельзя заменить, ведь его творчество проверено временем, оставаясь актуальным в культуре и на сегодняшний день. |
В культуре невозможно заменить истинный талант одного человека на другого. |
Хочется верить, что люди, прочитавшие текст Ю. М. Лотмана, задумаются о том, бывают ли в культуре незаменимые люди. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Так как допущены речевые ошибки, влияющие на выставление балла по К10, автоматически снимается балл по К6.
Ошибки:
Также автор приводит в пример Пушкина. |
В пример приведу Леонардо да Винчи. |
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
Ошибки: нет.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла
Ошибки:
Писатель рассказывает о музыке Баха, как об одном из примеров культурной ценности. |
Несмотря на то, что современному человеку хронологически не близка музыка Баха, он все равно слушает ее с большим удовольствием и пониманием. |
Несмотря на то, что она написана давно и помимо этого портрета за долгое время многими художниками созданы другие портреты, «Мона Лиза» так и остается одной из главной культурной ценности в мире. |
Запятую в данном случае лучше не ставить (не влияет на выставленной балл по К8, но обратите на это внимание).
Этот факт даёт понять: музыка Баха продолжает жить, а значит ЗПТ не нашлось ещё такого композитора, который смог бы заменить великого музыканта. |
Не хватает запятой после вводного слова.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Ошибки:
Несмотря на то, что она написана давно и помимо этого портрета за долгое время многими художниками созданы другие портреты, «Мона Лиза» так и остается одной из главной культурной ценности в мире. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Ошибки:
Музыкальные произведения композитора многим казались чем-то давно забытым, но спустя время их актуальность возросла. |
Но потом его актуальность возвратилась, автор стал как историческим прошлым, так и культурным будущим, продолжив привлекать внимание к своим произведениям. |
Авторская позиция четко выражена: «В области художественного творчества все незаменимы. Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным». Авторская позиция близка и понятна мне. |
Приведенный пример дает понимание того, что Пушкина нельзя заменить, ведь его творчество проверено временем, оставаясь актуальным в культуре и на сегодняшний день. |
Вариант исправления. Оставаясь по-прежнему актуальным.
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Ошибки: нет.
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием (особенно обратите внимание на анализ связи между примерами), речевым оформлением, логикой развития мысли.