Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Бывают ли в культуре незаменимые люди?

  • Текст: Ю. Лотман. О культурных ценностях
    (1)Что такое настоящие культурные ценности? (2)Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». (3)Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. (4)Не портрет на стене. (5)Это живое явление культуры… (6)Возьмём, к примеру, музыку Баха. (7)Совсем недавно казалось, что она существует только для знатоков, что так называемому широкому слушателю Бах не нужен. (8)А уж добаховская музыка, музыка ренессансная, средневековая казалась чем-то давно забытым, списанным в архив. (9)Но посмотрите на современные афиши. (10)Её исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем хронологически более близкие вещи.
    (11)В подлинной культуре ничто не умирает. (12)Может оставаться, как незажжённая лампочка. (13)Но придёт минута, чья-то рука коснётся выключателя – вспыхнет яркий свет. (14)Вспомним хотя бы Пушкина. (15)Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснён, его переставали читать. (16)Но потом он снова возвращался, и я думаю, что он у нас не за спиной, он всё ещё впереди: отчасти он наше историческое прошлое, отчасти – культурное будущее. (17)И сегодня он привлекает нас прежде всего тем, что он поэт раздумья. (18)Не случайно уже с середины двадцатых годов его произведения кончаются не ответами, а вопросами. (19)Лирика Пушкина всегда даёт толчок мысли.
    (20)Нам невольно хочется видеть в Пушкине литератора, уже закончившего свою дорогу. (21)Мы как бы придаём этакую композиционную завершённость его пути. (22)Но всё дело в том, что Пушкин нашёл необходимость постоянного движения. (23)И тут мы должны говорить об участии Творца, Личности в культурной жизни не только своего времени.
    (24)Культура преодолевает биологическую смерть и не всегда подчиняется простой логике: чем новее – тем современней. (25)Понятие это – немеханическое. (26)И формула «незаменимых людей нет» – везде неправильная – здесь вопиюще несправедлива. (27)В области художественного творчества все незаменимы. (28)Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным. (29)А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой. (30)После крупного мастера какой-то путь остаётся непройденным.
    (31)Непройденные дороги – это не заваленные тоннели, не потерянные тропы. (32)И культура часто возвращается назад, чтобы найти потерянную тропу. (33)История идёт вперёд и будет идти очень круто. (34)Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов вдруг скажут нам ещё что-то новое, чего мы не предполагали.
    (35)Судить, что в культуре умерло, а что остаётся, – очень трудно. (36)Я думаю, подлинно талантливое не умирает. (37)Другое дело, что мы часто оказываемся не на высоте нашего наследия, не на высоте своей культурной памяти.
    (По Ю. М. Лотману)
21.01.2022 20:39:27
Автор: Диана Шебеко

Бывают ли в культуре незаменимые люди? Этот вопрос волнует писателя Ю. М. Лотмана.
Размышляя о проблеме, автор рассуждает о настоящих культурных ценностях. Писатель рассказывает о музыке Баха, как об одном из примеров культурной ценности. Музыкальные произведения композитора многим казались чем-то давно забытым, но спустя время их актуальность возросла. Несмотря на то, что современному человеку хронологически не близка музыка Баха, он все равно слушает ее с большим удовольствием и пониманием. Этот факт даёт понять: музыка Баха продолжает жить, а значит не нашлось ещё такого композитора, который смог бы заменить великого музыканта.
Также автор приводит в пример Пушкина. Когда писатель умер, его произведения перестали читать, Пушкин будто был отстранен. Но потом его актуальность возвратилась, автор стал как историческим прошлым, так и культурным будущим, продолжив привлекать внимание к своим произведениям. Приведенный пример дает понимание того, что Пушкина нельзя заменить, ведь его творчество проверено временем, оставаясь актуальным в культуре и на сегодняшний день.
Примеры, дополняя друг друга, доказывают суждение о том, что в культуре могут быть незаменимые люди.
Авторская позиция четко выражена: «В области художественного творчества все незаменимы. Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным».
Авторская позиция близка и понятна мне. В культуре невозможно заменить истинный талант одного человека на другого. В пример приведу Леонардо да Винчи. Одной из главных его картин является «Мона Лиза». Несмотря на то, что она написана давно и помимо этого портрета за долгое время многими художниками созданы другие портреты, «Мона Лиза» так и остается одной из главной культурной ценности в мире. Это означает, что Леонардо да Винчи, как и его творчество, продолжает быть незаменимым.
Хочется верить, что люди, прочитавшие текст Ю. М. Лотмана, задумаются о том, бывают ли в культуре незаменимые люди.

Количество слов - 279

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Диана!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

Бывают ли в культуре незаменимые люди?
Но я бы немного уточнила вопрос и изменила порядок слов:
Есть ли незаменимые люди в культуре?

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 (значение музыки Баха) в сочинении указан, очень слабо и поверхностно пояснен.

Пример 2 (значение творческого наследия Пушкина) указан, пояснен слабо и поверхностно.

Взаимосвязь между примерами определена верно, но не проанализирована. Как именно дополняют друг друга? Что привносит один, а что другой? Необходимо указать "вес" и значение каждого примера в рамках рассматриваемой проблемы. Связь должна быть проанализирована "разведением примеров", то есть примеры обобщаются и показываются во взаимосвязи.

Примеры, дополняя друг друга, доказывают суждение о том, что в культуре могут быть незаменимые люди.
В вашем случае попытка анализа больше относится к позиции автора.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена правильно, но некорректно.

Авторская позиция четко выражена: «В области художественного творчества все незаменимы. Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным».
Опасно использовать в формулировке позиции автора только цитирование.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Допущено 2 логические ошибки.

Ошибки:

Также автор приводит в пример Пушкина. Когда писатель умер, его произведения перестали читать, Пушкин будто был отстранен. Но потом его актуальность возвратилась, автор стал как историческим прошлым, так и культурным будущим, продолжив привлекать внимание к своим произведениям. Приведенный пример дает понимание того, что Пушкина нельзя заменить, ведь его творчество проверено временем, оставаясь актуальным в культуре и на сегодняшний день.
Нельзя начинать абзац словом "также" (логическая ошибка).
В культуре невозможно заменить истинный талант одного человека на другого.
Отсутствие связи между частями высказывания (в начале предложения речь идёт о таланте, далее вы пишете о человеке). Талант и человек - не одно и то же.
Хочется верить, что люди, прочитавшие текст Ю. М. Лотмана, задумаются о том, бывают ли в культуре незаменимые люди.
Нелогично, на мой взгляд, выглядит заключение.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Так как допущены речевые ошибки, влияющие на выставление балла по К10, автоматически снимается балл по К6.

Ошибки:

Также автор приводит в пример Пушкина.
В пример приведу Леонардо да Винчи.
Человек не может быть примером. Примером может являться творчество писателя (творческое отношение), отношение к личности и т.д.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: +  2 балла

Ошибки:

Писатель рассказывает о музыке Баха, как об одном из примеров культурной ценности.
Как используется в значении "в качестве", поэтому запятая не нужна.
Несмотря на то, что современному человеку хронологически не близка музыка Баха, он все равно слушает ее с большим удовольствием и пониманием.
Несмотря на то, что она написана давно и помимо этого портрета за долгое время многими художниками созданы другие портреты, «Мона Лиза» так и остается одной из главной культурной ценности в мире.

Запятую в данном случае лучше не ставить (не влияет на выставленной балл по К8, но обратите на это внимание).

Этот факт даёт понять: музыка Баха продолжает жить, а значит ЗПТ не нашлось ещё такого композитора, который смог бы заменить великого музыканта.

Не хватает запятой после вводного слова.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Несмотря на то, что она написана давно и помимо этого портрета за долгое время многими художниками созданы другие портреты, «Мона Лиза» так и остается одной из главной культурной ценности в мире.
Нарушено управление и согласование. Остаётся одной из главных культурных ценностей.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Музыкальные произведения композитора многим казались чем-то давно забытым, но спустя время их актуальность возросла.
Лексическая избыточность. Прилагательное "музыкальные" является лишним, поскольку композитор не может создавать другие произведения. Конечно, композитор может написать мемуары (и это не будет музыкальное произведение), но в тексте не об идёт речь.
Но потом его актуальность возвратилась, автор стал как историческим прошлым, так и культурным будущим, продолжив привлекать внимание к своим произведениям.
Неуместное сочетание. Актуальность - абстрактное понятие. Вернулся интерес к творческому наследию поэта.
Авторская позиция четко выражена: «В области художественного творчества все незаменимы. Не изобретённая одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным».
Авторская позиция близка и понятна мне.
Повторы.
Приведенный пример дает понимание того, что Пушкина нельзя заменить, ведь его творчество проверено временем, оставаясь актуальным в культуре и на сегодняшний день.
Лексическая избыточность. Слово "актуальный" имеет следующее значение: важный, значительный в настоящий момент, современный, злободневный. Как видите, нельзя сочетать прилагательные "актуальный" и "сегодняшний".

Вариант исправления. Оставаясь по-прежнему актуальным.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием (особенно обратите внимание на анализ связи между примерами), речевым оформлением, логикой развития мысли.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку