Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема войны

  • Текст: К. Паустовский. Лефортовские ночи
    (1)Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.
    (4)Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.
    (6)Ждать приходилось долго. (7)Мы курили около вагонов. (8)Каждый раз к нам подходили женщины в теплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. (9)Самые эти слова - "грузить раненых",- то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.
    - (10)Ждите!- отвечали мы. (11)Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью.
    (12)Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе.
    (13)Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.
    (14)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15)Иные из женщин плакали от жалости. (16)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17)Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.
    (18)Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (19)Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.
    (20)Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (21)С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. (22)Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. (23)Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.
    (24)В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. (25)Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. (26)Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.
    (27)Иногда мы возили раненых австрийцев. (28)В то время Австрию насмешливо называли "лоскутной империей", а австрийскую армию - "цыганским базаром". (29)Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами "Ф" и "И". (30)Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.
    (31)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (32)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки... (33)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии.
    (34)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (35)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. (36)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (37)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. (38)Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. (39)Тогда я с трудом повторил:
    - (40)Есмь славянин! (41)Полоненный у велика-велика битва... брат мой.
    (42)Он закрыл глаза. (43)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (44)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (45)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. (46)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? (47)Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. (48)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. (49)Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.

    (По К. Г. Паустовскому*)
    * Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
21.01.2022 12:54:02
Автор: Алина Тутукова

Что сближает людей во время войны? Эту проблему ставит Константин Георгиевич Паустовский в исходном тексте.
Чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу, автор рассказывает о женщинах, которые приходят к вокзалу и ждут своих близких с войны, а когда санитары выносят раненых, женщины плачут от жалости, дают раненым фрукты, на что те успокаивают девушек «доходчивыми словами». Так автор указывает на то, что несчастья сплачивают народ. Люди стараются помочь другим, несмотря на свои невзгоды.
Кроме того, писатель повествует о том, как герой рассказа помогает «санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки». Этот пример доказывает, что перед главной целью, победой в войне, люди стараются помочь всем, чем могут, при этом действуя сообща, не жалея своих сил.
Эти примеры, дополняя друг друга, показывают, что проблемы могут сблизить людей, самая незначительная помощь другому человеку может поддержать его, дать надежду.
Позиция автора такова: общее горе сближает, люди стараются поддерживать друг друга, чем могут. При этом они не смотрят на то, враг ли человек или нет.
Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, перед большой бедой, каждому хочется получить утешительные слова, улыбку или какую-то заботу. Благодаря незначительным добрым действиям, люди становятся сильнее. Например, в произведении Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины», четыре сестры и их мать ждут отца семейства с фронта. Живут они не богато, но при любом удобном случае стараются передавать теплые вещи, еду сиротам и людям, которые живут еще хуже. Даже в условиях войны, девушки стараются поддержать тех, кто действительно нуждается в помощи.
Таким образом, общая беда может сблизить самых разных людей, ведь в трудное время все должны сплотится, чтобы противостоять жизненным трудностям.
Количество слов - 257

Рецензент: Ольга Соколова
Здравствуйте, Алина!

Формально Вы всё сделали верно: постарались соблюсти все требования к композиции сочинения. Но  хотелось бы высказать ряд замечаний по поводу работы.

К1 -1б.

К2-6б.

Эти примеры, дополняя друг друга, показывают, что проблемы могут сблизить людей...
Алина, Вы верно определили связь между примерами, но в речевом оформлении есть недочёты: глагол "показать" целесообразнее заменить более выразительными "убеждает, позволяет понять, доказывает, иллюстрирует" и др. И ещё: работая с текстом, мы формулируем проблему. Неудачно говорить о героях текста и их "проблемах". Лучше заменить синонимами "трудности, горе, беда" и т.д..

К3- 1б.

К4-1б.

К5-1б.

При этом они не смотрят на то, враг ли человек или нет.
Формулируя авторскую позицию, Вы размышляете о готовности людей помогать всем, даже врагам, но в комментарии об этом не было ни слова. Это логическая ошибка.

К6-1б.

К7-2б.

Живут они не богато
Нет условий для раздельного написания частицы НЕ.

все должны сплотится
-ТЬСЯ

К8-1б.

а когда санитары выносят раненых, женщины плачут от жалости, дают раненым фрукты, на что те успокаивают девушек «доходчивыми словами».
На месте стыка союзов необходима запятая при отсутствии второй части союза ТО/НО/ТАК.

в произведении Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины», четыре сестры и их мать ждут отца семейства с фронта
Немотивированный знак препинания.
Даже в условиях войны, девушки стараются поддержать
Немотивированный знак препинания.
перед большой бедой, каждому хочется получить утешительные слова
Немотивированный знак препинания.

К9-0б.

Чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу, автор рассказывает о женщинах, которые приходят к вокзалу и ждут своих близких с войны, а когда санитары выносят раненых, женщины плачут от жалости, дают раненым фрукты, на что те успокаивают девушек «доходчивыми словами».
Алина, посмотрите со стороны на это предложение. Согласитесь, очень длинное и неблагозвучное. Удачнее было бы разбить его на несколько предложений.

...когда санитары выносят раненых, женщины плачут от жалости, дают раненым фрукты, на что те успокаивают девушек
Ошибочное использование указательного местоимения "те"  ведет к многозначности прочтения.
перед большой бедой каждому хочется получить утешительные слова.
Ошибочное использование предлога "перед" делает фразу к тому же и алогичной. Стоило сказать, например, так: когда тебе трудно, то и улыбка, и доброе слово поддержат...

К10-1б.

перед большой бедой, каждому хочется получить утешительные слова, улыбку или какую-то заботу.
Несочетаемость выделенных сущ. с глаголом "получить".

В целом работа  производит хорошее впечатление. Учтите замечания, и у Вас всё получится.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку