Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Отношение к людям

  • Текст: В. Корчагин. О страхе и предательстве
    (1)Утро следующего дня было холодным и пасмурным. (2)Услышав голос Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она приподнялась, как голова ее закружилась, и она снова неловко опустилась на землю. (3)Все тело у нее болело. (4)Сильная тошнота подступала к горлу.
    (5)Наташа стиснула зубы:
    «Только бы встать! Только бы подняться на ноги!» — мысленно твердила она, проклиная свою слабость. (6)Она слышала, как легко и быстро поднялся Валерий. (7)Он даже насвистывал что-то. (8)Почему же у нее так кружится голова?
    (9)Она снова попыталась встать и снова бессильно опустилась на землю. (10)К ней подошел Андрей Иванович.
    —(11)Что, Наточка, тяжело?
    (12)Он сел возле нее.
    (13)Наташа подняла глаза и увидела его худое потемневшее лицо и большие, лихорадочно блестевшие глаза. (14)Видно было, что и он еле поднялся.
    (15)Наташа сделала над собой усилие и села, прислонившись спиной к влажному стволу дерева.
    (16)Ничего, Андрей Иванович. (17)Я еще могу идти…
    —(18)Надо идти, Наташенька. —(19)Он помог ей подняться. — (20)Еще немного. (21)А сегодня… (22)Сегодня мы немного увеличим нашу утреннюю норму.
    (23)Он отыскал глазами Валерия.
    —(23)Валерий! В твой рюкзак я положил шоколад. (24)Вынь-ка одну плитку. (25)Все мы очень ослабли…
    —(26)Что вы, Андрей Иванович! (27)Шоколад надо оставить на конец пути, — ответил Валерий не оборачиваясь.
    —(28)Мы очень ослабли, — повторил Андрей Иванович, — а конец уже недалеко. (29)Одну плитку давайте разделим сейчас.
    —(30)Андрей Иванович! — Валерий решительно застегнул рюкзак. — (31)Вы же мужчина! (32)Стыдитесь! (33)Впереди еще столько дней пути, а вы предлагаете уничтожить наш неприкосновенный запас. (34)Я мальчишка и то…
    (35)Геолог побледнел.
    —(36)Хорошо, — сказал он с расстановкой, — я могу идти без шоколада. (37)Но Наташе он необходим сейчас. (38)Она еле поднялась с постели.
    (39)Наташа хотела возразить, но Валерий опередил ее: — (40)Ах, вот как! (41)Это другое дело. (42)Что ж… (43)«Я отдаю Наташе свой сегодняшний завтрак», —сказал он вызывающим тоном. — (44)Но шоколад останется неприкосновенным!
    (45)Валерий быстро вскинул рюкзак на плечи и, не оглядываясь, зашагал вдоль реки. (46)С минуту Андрей Иванович смотрел ему вслед, и вдруг страшное подозрение обожгло его мозг.
    —(47)Стой!! — закричал он.
    (48)Валерий остановился. Геолог подошел к нему.
    —(49)Снимай рюкзак!
    (50)Валерий отступил на шаг, и вдруг лицо его задергалось.
    —(51)Что?.. Что вы думаете?..
    (52)Андрей Иванович взялся за его рюкзак.
    —(53)Не дам! — рванулся Валерий.
    —(54)Приказываю! — раздельно и властно потребовал геолог.
    (55)Лицо его сделалось страшным. (56)Правая рука сжалась в кулак. (57)Валерий дрожащими руками снял рюкзак. (58)Андрей Иванович быстро расстегнул его и вдруг почувствовал, что земля уходит у него из-под ног: в рюкзаке лежала смятая хвоя пихты. (59)Медленно поднял он глаза на Валерия и словно впервые увидел его красивое надменное лицо, прищуренные веки и наглый бегающий взгляд.
    —(60)Ну что? (61)Что смотрите! (62)Может, и мораль начнете еще читать? (63)А мне наплевать на вас! (64)Я жить хочу! — голос Валерия перешел на крик. —(65)Я моложе вас! (66)Я имею больше прав на жизнь! (67)Я… —(68)И вдруг голос его осекся. (69)Прямо перед собой он увидел ввалившиеся, полные муки глаза Наташи.
    —(70)А-а-а! — взвыл он и бросился на землю.
    (71)Ни слова не говоря, Андрей Иванович медленно подошел к костру, тщательно разломил на три равные части сухарь и к каждому кусочку положил по крошечной дольке сахару. (72)После этого он направился к реке, чтобы набрать в котелок воды.
    (73)Наташа словно оцепенела. (74)Все происшедшее было настолько невероятным, что казалось каким-то чудовищным недоразумением, которое следовало сейчас же, немедленно разрешить. (75)Валерий не мог этого сделать! (76)Несмотря на все, что она узнала о нем за последнее время, он не мог так низко пасть — обворовать ее, слабую девушку, своего школьного товарища, и пожилого мужчину, делавшего все возможное для их спасения. (77)Разве мог это сделать человек, который так много и с таким чувством говорил о любви, о красоте, о дружбе, который так любил музыку, который писал стихи, который…
    (78)Но этого человека уже не было. (79)Перед ней лежало на земле и скулило, как побитая собака, какое-то жалкое мерзкое существо, которое стыдно было даже сравнивать с человеком.
    (В.Корчагин)
20.01.2022 22:44:44
Автор: Илья Копорушкин

Какова роль нравственных ориентиров жизни человека? Почему встречаются люди разных нравственных качеств? Как нужно вести себя по отношению к другим людям? Именно об этом размышляет В. В. Корчагин, поднимая проблему эгоизма.
Рассуждая о проблеме, автор рассказывает историю из жизни трёх товарищей, которые попали в беду. Автор обращает внимание на то, что у Наташи «голова закружилась», «всё тело болело», но не смотря на своё самочувствие Наташа прикладывала много усилий, чтобы не подвести товарищей. Андрей Иванович не смотря на плохое самочувствие делал «всё возможное для их спасения». Этот пример показывает, что нравственно воспитанные люди не думаю исключительно о себе и всегда стремятся помочь товарищам.
Рассказывая о третьем товарище, автор обращает особое внимание на его поведение. Изначально слова Валерия: «я мальчишка и то…», «Я отдаю Наташе свой завтрак», -  говорят о его воспитании и хороших нравственных качествах. Но слова: «А мне плевать на вас», «Я жить хочу!», Я моложе вас! Я имею больше права на жизнь!» -  которые Валерий говорит после того, как его раскрыли, показывают весь его эгоизм. Этот пример показывает, что люди часто думают только о себе и делают всё для своей выгоды. Поэтому в трудных ситуациях рядом может оказаться как человек, сделающий всё для тебя, не думая о личной выгоде, так и человек, который будет вести себя так, как будет выгодно ему.
Автор, противопоставляя эти два примера-иллюстрации, старается донести читателю то, насколько низко может оказаться человек из-за эгоизма, и то насколько эгоизм ужасное качество.
Автор считает, что при любых условиях и в любой ситуации нет места эгоизму. Всегда нужно оставаться человеком и думать не только о себе, но и о других.
Я полностью согласен с В. В. Корчагиным. Эгоизм –худшее качество человека, губящее жизнь. Я ярким примером проявления эгоизма является Евгений Онегин герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Евгений, проявляя эгоизм, отвергает страдающую Татьяну, после чего, ради шутки, начинает ухаживать за девушкой, в которую влюблён его друг Владимир Ленский. Он не выдерживает и вызывает Онегина на дуэль, в ходе которой погибает Но Евгений в гибели друга своей вины не видит. Позже, когда Евгений взрослеет, он влюбляется в Татьяну, но она его отвергает. Эгоизм губит внутри людей всё нравственное и когда человек это осознаёт, оказывается поздно.
Таким образом, В. В. Корчагин стремится убедить, что человек, совершая поступки должен отвечать за них, должен думать о других. В жизни должно быть больше человечности и не должно быть места эгоизму.

Количество слов - 388

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Илья!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

Какова роль нравственных ориентиров жизни человека? Почему встречаются люди разных нравственных качеств? Как нужно вести себя по отношению к другим людям? Именно об этом размышляет В. В. Корчагин, поднимая проблему эгоизма.
Проблема обозначена с помощью цепи вопросов, которые "повисают в воздухе". Это делает формулировку проблемы уязвимой. Нужно тщательно проверять, чтобы ответ прозвучал на каждый из вопросов (позиция автора). К сожалению, этого не происходит. Не советую вам формулировать проблему таким образом.
Самый удобный способ формулировки проблемы - это вопрос, на который необходимо сформулировать чёткий ответ (позиция автора).
Совет: если вы выбирает способ формулирования проблемы в виде утверждения "проблема + сущ. в Р.п" (в вашем случае "проблема эгоизма"), я бы советовала включать в формулировку какое-то абстрактное понятие (проблема проявления эгоизма).

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 (поведение Наташи и Андрея Ивановича) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (поведение Валерия)  указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована недостаточно: сделан акцент на втором примере, анализа первого примера нет.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Автор считает, что при любых условиях и в любой ситуации нет места эгоизму. Всегда нужно оставаться человеком и думать не только о себе, но и о других.
Нет ответа на все три вопроса, заявленные в проблеме.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

Он не выдерживает и вызывает Онегина на дуэль, в ходе которой погибает Но Евгений в гибели друга своей вины не видит. Позже, когда Евгений взрослеет, он влюбляется в Татьяну, но она его отвергает. Эгоизм губит внутри людей всё нравственное и когда человек это осознаёт, оказывается поздно.
Логическая ошибка (нарушение причинно-следственных связей). Как мысль о том, что Татьяна отвергла Онегина, коррелирует с последним предложением об эгоизме, губящем внутри людей всё нравственное?

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки:

Этот пример показывает, что нравственно воспитанные люди не думаю исключительно о себе и всегда стремятся помочь товарищам.

Этот пример показывает, что люди часто думают только о себе и делают всё для своей выгоды.
Однообразие грамматического строя речи.
Автор, противопоставляя эти два примера-иллюстрации, старается донести читателю то, насколько низко может оказаться человек из-за эгоизма, и то насколько эгоизм ужасное качество.
Смысловая неполнота. Слово "низко" можно понять двояко.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

Автор обращает внимание на то, что у Наташи «голова закружилась», «всё тело болело», но не смотря на своё самочувствие Наташа прикладывала много усилий, чтобы не подвести товарищей. Андрей Иванович не смотря на плохое самочувствие делал «всё возможное для их спасения».
Раздельное написание вместо слитного (несмотря на - производный предлог). Не смотря пишется раздельно, если это деепричастие.
Этот пример показывает, что нравственно воспитанные люди не думаю исключительно о себе и всегда стремятся помочь товарищам.
Опечатка.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Ошибки:

Автор обращает внимание на то, что у Наташи «голова закружилась», «всё тело болело», но не смотря на своё самочувствие Наташа прикладывала много усилий, чтобы не подвести товарищей. Андрей Иванович не смотря на плохое самочувствие делал «всё возможное для их спасения».
Обороты, присоединяемые предлогом «несмотря на», обычно обособляются (за исключением тех случаев, когда оборот входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу).
Изначально слова Валерия: «я мальчишка и то…», «Я отдаю Наташе свой завтрак», - говорят о его воспитании и хороших нравственных качествах.
Ошибки цитирования. Предложение не представляет собой прямую речь. Двоеточие не надо. Обратите внимание: в первом случае "я" пишете со строчной буквы, далее - с заглавной.
Но слова: «А мне плевать на вас», «Я жить хочу!», Я моложе вас! Я имею больше права на жизнь!» - которые Валерий говорит после того, как его раскрыли, показывают весь его эгоизм.
Двоеточие не нужно. Нужна запятая после союзного слова "которые". Чехарда с кавычками (Я моложе вас - нет кавычек в начале фразы).
Автор, противопоставляя эти два примера-иллюстрации, старается донести читателю то, насколько низко может оказаться человек из-за эгоизма, и то ЗПТ насколько эгоизм ужасное качество.
Лишняя запятая перед союзом и, который соединяет однородные придаточные. Не хватает запятой перед придаточным.
Ярким примером проявления эгоизма является Евгений Онегин ЗПТ герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Не хватает знака препинания (запятой или тире) перед приложением.
Евгений, проявляя эгоизм, отвергает страдающую Татьяну, после чего, ради шутки, начинает ухаживать за девушкой, в которую влюблён его друг Владимир Ленский.
Фразу "ради шутки" навряд ли можно считать уточнением.

Он не выдерживает и вызывает Онегина на дуэль, в ходе которой погибает ТЧК Но Евгений в гибели друга своей вины не видит.
Нет знака завершения (точка отсутствует).

Эгоизм губит внутри людей всё нравственное ЗПТ и ЗПТ когда человек это осознаёт, оказывается поздно.
Нет запятых в сложном предложении.
Таким образом, В. В. Корчагин стремится убедить, что человек, совершая поступки ЗПТ должен отвечать за них, должен думать о других.
Не закрыт деепричастный оборот.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Какова роль нравственных ориентиров жизни человека?
Нарушение управления. Ориентиров в жизни человека.
Поэтому в трудных ситуациях рядом может оказаться как человек, сделающий всё для тебя, не думая о личной выгоде, так и человек, который будет вести себя так, как будет выгодно ему.
Неверное образование действительного причастия настоящего времени. Действительные причастия н.вр. образуются от глаголов несовершенного вида. Глагол сделать совершенного вида. Мы можем образовать либо д. прич. наст. вр. от глагола "делать", (делающий), либо от глагола "сделать"  -  д. причастие прош. вр. (сделавший).

Автор, противопоставляя эти два примера-иллюстрации, старается донести читателю то, насколько низко может оказаться человек из-за эгоизма, и то насколько эгоизм ужасное качество.
Нарушение управления. Донести до читателя.
Автор считает, что при любых условиях и в любой ситуации нет места эгоизму.
Нарушение управления. В любых условиях.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Рассуждая о проблеме, автор рассказывает историю из жизни трёх товарищей, которые попали в беду. Автор обращает внимание на то, что у Наташи «голова закружилась», «всё тело болело», но не смотря на своё самочувствие Наташа прикладывала много усилий, чтобы не подвести товарищей.
Повторы. Речевая избыточность.
Автор обращает внимание на то, что у Наташи «голова закружилась», «всё тело болело», но не смотря на своё самочувствие Наташа прикладывала много усилий, чтобы не подвести товарищей. Андрей Иванович не смотря на плохое самочувствие делал «всё возможное для их спасения».
Повторы. Слово "своё" лишнее.
Рассуждая о проблеме, автор рассказывает историю из жизни трёх товарищей, которые попали в беду. Автор обращает внимание на то, что у Наташи «голова закружилась», «всё тело болело», но не смотря на своё самочувствие Наташа прикладывала много усилий, чтобы не подвести товарищей. Андрей Иванович не смотря на плохое самочувствие делал «всё возможное для их спасения». Этот пример показывает, что нравственно воспитанные люди не думаю исключительно о себе и всегда стремятся помочь товарищам.
Рассказывая о третьем товарище, автор обращает особое внимание на его поведение.
Повторы. Вы увлеклись словом "товарищ".
Изначально слова Валерия: «я мальчишка и то…», «Я отдаю Наташе свой завтрак», -  говорят о его воспитании и хороших нравственных качествах.
Нарушение лексической сочетаемости. Нравственные качества не могут быть плохими, поэтому употребление слова "хорошие" неуместно. Есть нравственные качества (всегда положительные), есть безнравственные (отрицательные).  
Но слова: «А мне плевать на вас», «Я жить хочу!», Я моложе вас! Я имею больше права на жизнь!» -  которые Валерий говорит после того, как его раскрыли, показывают весь его эгоизм. Этот пример показывает, что люди часто думают только о себе и делают всё для своей выгоды.
Неоправданные повторы.

Ярким примером проявления эгоизма является Евгений Онегин герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Евгений, проявляя эгоизм, отвергает страдающую Татьяну, после чего, ради шутки, начинает ухаживать за девушкой, в которую влюблён его друг Владимир Ленский.
Повторы.
Автор, противопоставляя эти два примера-иллюстрации, старается донести читателю то, насколько низко может оказаться человек из-за эгоизма, и то насколько эгоизм ужасное качество.
Автор считает, что при любых условиях и в любой ситуации нет места эгоизму.
Повторы.
Таким образом, В. В. Корчагин стремится убедить, что человек, совершая поступки должен отвечать за них, должен думать о других. В жизни должно быть больше человечности и не должно быть места эгоизму.
И снова повторы...

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над речью (избавляйтесь от повторов), пунктуацией (особенно обратите внимание на правила цитирования), грамматикой.

Желаю удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку