Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

В какие моменты жизни особенно важно сохранять силу духа?.

  • Текст: В. Корчагин. О страхе и предательстве
    (1)Утро следующего дня было холодным и пасмурным. (2)Услышав голос Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она приподнялась, как голова ее закружилась, и она снова неловко опустилась на землю. (3)Все тело у нее болело. (4)Сильная тошнота подступала к горлу.
    (5)Наташа стиснула зубы:
    «Только бы встать! Только бы подняться на ноги!» — мысленно твердила она, проклиная свою слабость. (6)Она слышала, как легко и быстро поднялся Валерий. (7)Он даже насвистывал что-то. (8)Почему же у нее так кружится голова?
    (9)Она снова попыталась встать и снова бессильно опустилась на землю. (10)К ней подошел Андрей Иванович.
    —(11)Что, Наточка, тяжело?
    (12)Он сел возле нее.
    (13)Наташа подняла глаза и увидела его худое потемневшее лицо и большие, лихорадочно блестевшие глаза. (14)Видно было, что и он еле поднялся.
    (15)Наташа сделала над собой усилие и села, прислонившись спиной к влажному стволу дерева.
    (16)Ничего, Андрей Иванович. (17)Я еще могу идти…
    —(18)Надо идти, Наташенька. —(19)Он помог ей подняться. — (20)Еще немного. (21)А сегодня… (22)Сегодня мы немного увеличим нашу утреннюю норму.
    (23)Он отыскал глазами Валерия.
    —(23)Валерий! В твой рюкзак я положил шоколад. (24)Вынь-ка одну плитку. (25)Все мы очень ослабли…
    —(26)Что вы, Андрей Иванович! (27)Шоколад надо оставить на конец пути, — ответил Валерий не оборачиваясь.
    —(28)Мы очень ослабли, — повторил Андрей Иванович, — а конец уже недалеко. (29)Одну плитку давайте разделим сейчас.
    —(30)Андрей Иванович! — Валерий решительно застегнул рюкзак. — (31)Вы же мужчина! (32)Стыдитесь! (33)Впереди еще столько дней пути, а вы предлагаете уничтожить наш неприкосновенный запас. (34)Я мальчишка и то…
    (35)Геолог побледнел.
    —(36)Хорошо, — сказал он с расстановкой, — я могу идти без шоколада. (37)Но Наташе он необходим сейчас. (38)Она еле поднялась с постели.
    (39)Наташа хотела возразить, но Валерий опередил ее: — (40)Ах, вот как! (41)Это другое дело. (42)Что ж… (43)«Я отдаю Наташе свой сегодняшний завтрак», —сказал он вызывающим тоном. — (44)Но шоколад останется неприкосновенным!
    (45)Валерий быстро вскинул рюкзак на плечи и, не оглядываясь, зашагал вдоль реки. (46)С минуту Андрей Иванович смотрел ему вслед, и вдруг страшное подозрение обожгло его мозг.
    —(47)Стой!! — закричал он.
    (48)Валерий остановился. Геолог подошел к нему.
    —(49)Снимай рюкзак!
    (50)Валерий отступил на шаг, и вдруг лицо его задергалось.
    —(51)Что?.. Что вы думаете?..
    (52)Андрей Иванович взялся за его рюкзак.
    —(53)Не дам! — рванулся Валерий.
    —(54)Приказываю! — раздельно и властно потребовал геолог.
    (55)Лицо его сделалось страшным. (56)Правая рука сжалась в кулак. (57)Валерий дрожащими руками снял рюкзак. (58)Андрей Иванович быстро расстегнул его и вдруг почувствовал, что земля уходит у него из-под ног: в рюкзаке лежала смятая хвоя пихты. (59)Медленно поднял он глаза на Валерия и словно впервые увидел его красивое надменное лицо, прищуренные веки и наглый бегающий взгляд.
    —(60)Ну что? (61)Что смотрите! (62)Может, и мораль начнете еще читать? (63)А мне наплевать на вас! (64)Я жить хочу! — голос Валерия перешел на крик. —(65)Я моложе вас! (66)Я имею больше прав на жизнь! (67)Я… —(68)И вдруг голос его осекся. (69)Прямо перед собой он увидел ввалившиеся, полные муки глаза Наташи.
    —(70)А-а-а! — взвыл он и бросился на землю.
    (71)Ни слова не говоря, Андрей Иванович медленно подошел к костру, тщательно разломил на три равные части сухарь и к каждому кусочку положил по крошечной дольке сахару. (72)После этого он направился к реке, чтобы набрать в котелок воды.
    (73)Наташа словно оцепенела. (74)Все происшедшее было настолько невероятным, что казалось каким-то чудовищным недоразумением, которое следовало сейчас же, немедленно разрешить. (75)Валерий не мог этого сделать! (76)Несмотря на все, что она узнала о нем за последнее время, он не мог так низко пасть — обворовать ее, слабую девушку, своего школьного товарища, и пожилого мужчину, делавшего все возможное для их спасения. (77)Разве мог это сделать человек, который так много и с таким чувством говорил о любви, о красоте, о дружбе, который так любил музыку, который писал стихи, который…
    (78)Но этого человека уже не было. (79)Перед ней лежало на земле и скулило, как побитая собака, какое-то жалкое мерзкое существо, которое стыдно было даже сравнивать с человеком.
    (В.Корчагин)
20.01.2022 20:38:16
Автор: Грачёв Анатолий

В какие моменты жизни особенно важно сохранять силу духа? Именно эта проблема поднимается в приведенном тексте В.В Корчагина.

Отвечая на поставленный вопрос, автор пишет о том, как Наташа боролась со своей слабостью и недомоганием. Героиня, несмотря на головокружение и сильную тошноту, пыталась встать с постели. «Только бы встать! Только бы подняться на ноги!»- Наташа мысленно твердила себе. С помощью этого персонажа автор хочет донести мысль о том, что в тяжелом положении необходимо сохранять силу духа, проявляя выносливость и непоколебимость.

Кроме того, Корчагин пишет о том, как Валерий, попав в критическую ситуацию, поддается своим эмоциям. На него возложена большая ответственность, однако он проявляет трусость и безволие, съедая провизию в рюкзаке. Этим поступком, Корчагин показывает, что, находясь в трудных обстановке, следует держать себя в руках, чтобы не сломаться.

Автор противопоставляет двух героев и показывает нам, что в кажущихся безвыходных ситуациях важно верить в лучшее и продолжать путь к цели.  

Позиция автора заключается в том, что нужно уметь принимать удары судьбы, тем самым преодолевая трудности. Сила духа дана человеку, чтобы проявлять настоящее мужество даже в переломный момент.

Я разделяю мнение автора и считаю, что благодаря самоотверженности человек возьмет своё.  

Доказательством этого может служить литература. Например, в рассказе Шолохова “Судьба человека” Андрей Соколов прошёл всю войну посредством своего характера. Находясь в плену, герой не сломался и защитил Родину, вопреки всем трудностям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в проблематичных ситуациях нужно сохранять силу духа и самообладание, ведь с помощью этого важного качества человек преодолеет препятствия, не потеряв веру.
Количество слов - 251

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Анатолий!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 (поведение Наташи)  в сочинении указан, пояснен. Но хочу обратить ваше внимание на то, что в комментарии отсутствует важный аспект, заявленный в проблеме (В какие моменты жизни особенно важно сохранять силу духа?). Вы ничего не пишете, что произошло, почему Наташа вынуждена бороться со слабостью и недомоганием (нарушение логики развития мысли; это отразится на выставленном балле по К5). Читая комментарий, эксперт должен чётко понимать, что хочет сказать пишущий. Если эксперт постоянно вынужден обращаться к исходному тексту с целью понять логику ученика, это неудачный комментарий.

Пример 2 (поведение Валерия) указан, пояснен. И снова резкий переход. Кто такой Валерий? Второй пример такой же невнятный и слабый, как и первый.

Взаимосвязь между примерами определена верно, но не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Проблема:
В какие моменты жизни особенно важно сохранять силу духа? Именно эта проблема поднимается в приведенном тексте В.В Корчагина.

Позиция автора заключается в том, что нужно уметь принимать удары судьбы, тем самым преодолевая трудности. Сила духа дана человеку, чтобы проявлять настоящее мужество даже в переломный момент.
Даётся ответ на другой вопрос/другие вопросы (Нужно ли уметь принимать удары судьбы? Какова роль силы духа... и т.п.). Это логическая ошибка, которая отразится на К5.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, но тезис выглядит неубедительно.

Я разделяю мнение автора и считаю, что благодаря самоотверженности человек возьмет своё.  
Что значит "возьмёт своё"?

Обоснование тезиса - пример из художественной литературы - без тезиса выглядит нелогично. Какой тезис подтверждает?  Поэтому по данному критерию вы получаете 0 баллов.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Работа не характеризуется смысловой цельностью и речевой связностью. Есть многочисленные логические ошибки.

Ошибки:

Отвечая на поставленный вопрос, автор пишет о том, как Наташа боролась со своей слабостью и недомоганием.
Это первое предложение комментария. Вы ещё ничего не написали о героях - получился резкий (нелогичный переход).
Доказательством этого может служить литература.
Указательное местоимение ни на что не указывает. А ведь это первое предложение абзаца. Указательные местоимения, как правило, используются как средства связи между предложениями текста.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла

В работа есть нарушения точности выражения мысли, наблюдается однообразие грамматического строя.

Ошибки:

Отвечая на поставленный вопрос, автор пишет о том, как Наташа боролась со своей слабостью и недомоганием.

<...>

Кроме того, Корчагин пишет о том, как Валерий, попав в критическую ситуацию, поддается своим эмоциям.

Однообразие грамматического строя.
На него возложена большая ответственность, однако он проявляет трусость и безволие, съедая провизию в рюкзаке.
Возникает двусмысленность. Можно продумать, что Валерий забрался в рюкзак, чтобы там съесть провизию.
Я разделяю мнение автора и считаю, что благодаря самоотверженности человек возьмет своё.  
Что имеете в виду? Который раз в сочинении звучит абстрактная мысль, нет чёткости в формулировках.
Находясь в плену, герой не сломался и защитил Родину, вопреки всем трудностям
И снова широкие обобщения.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Ошибки:

Этим поступком, Корчагин показывает, что, находясь в трудных обстановке, следует держать себя в руках, чтобы не сломаться.
Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

«Только бы встать! Только бы подняться на ноги!»- Наташа мысленно твердила себе.
Неудачный порядок слов. Нужно изменить: «Только бы встать! Только бы подняться на ноги!»-  мысленно твердила себе Наташа.
Этим поступком, Корчагин показывает, что, находясь в трудных обстановке, следует держать себя в руках, чтобы не сломаться.
Нарушение согласования (трудной обстановке).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в проблематичных ситуациях нужно сохранять силу духа и самообладание, ведь с помощью этого важного качества человек преодолеет препятствия, не потеряв веру.
Речь шла у двух качествах (силе духа и самообладании), а далее вы пишете об одном качестве.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Отвечая на поставленный вопрос, автор пишет о том, как Наташа боролась со своей слабостью и недомоганием. Героиня, несмотря на головокружение и сильную тошноту, пыталась встать с постели. «Только бы встать! Только бы подняться на ноги!»- Наташа мысленно твердила себе. С помощью этого персонажа автор хочет донести мысль о том, что в тяжелом положении необходимо сохранять силу духа, проявляя выносливость и непоколебимость.
Повторы. Лишнее местоимение.

Кроме того, Корчагин пишет о том, как Валерий, попав в критическую ситуацию, поддается своим эмоциям.
Неправильное употребление местоимения. А чьим эмоциям может поддаваться человек?
Автор противопоставляет двух героев и показывает нам, что в кажущихся безвыходных ситуациях важно верить в лучшее и продолжать путь к цели.  
Лишнее местоимение. Звучит абстрактно (эту мысль можно понять как в прямом, так и в переносном смысле).
Например, в рассказе Шолохова “Судьба человека” Андрей Соколов прошёл всю войну посредством своего характера.
Очень плохо выраженная мысль (лексическая несочетаемость). Нельзя пройти войну посредством характера. Давайте попробуем переделать предложение:
Сильный характер помог Андрей Соколову, герою рассказа М.А. Шолохова "Судьба Человека", пережить войну, пройти тяжёлые испытания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в проблематичных ситуациях нужно сохранять силу духа и самообладание, ведь с помощью этого важного качества человек преодолеет препятствия, не потеряв веру.
Постарайтесь избегать такой смысловой избыточности. К сожалению, эта фраза стала шаблонной. Вводное сочетание "таким образом" употребляется для придания высказыванию значения вывода, следствия из того, что утверждалось ранее; то же, что «следовательно», «итак». Дальше у вас следует фраза "можно сделать вывод", но ведь подобный смысл заложен в вводном сочетании "таким образом". Возникает смысловая избыточность.
Нарушение лексической сочетаемости наблюдается в словосочетании "проблематичных ситуаций".

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

Хочу обратить ваше внимание на важный момент: в работе нет инициалов авторов (Корчагин, Шолохов). На общий балл это, конечно, не влияет, но старайтесь всё-таки указывать инициалы. На экзамене под текстом будет находиться краткая информация об авторе исходного текста.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, речевым оформлением, логикой развития мысли.

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку