Запомни!
После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.
Проблема воспитания человека
-
Текст: Ф. Абрамов. Об истинном мужестве(1)Лида, бухгалтер, попала в беду: пять месяцев без работы! (2)Выгнали за то, что отказалась подписать фальшивые документы на списание уцененных товаров.
(3)Дело разбирал комитет народного контроля, партбюро – все признали: честный человек Лида. (4)Немедленно восстановить на работе.
(5)Но Москва уперлась: нет и нет. (6)Потому что восстановить на работе Лиду – значит признать виновной Т., а заодно с нею и кое-кого из московских тузов. (7)Одна шайка-лейка. (8)Да и первого секретаря РК пришлось бы потревожить: она горой встала за Т. (…)
(9)Мне начали названивать разные люди:
–(10)Федор Александрович, да что же это у нас делается? (11)Человек пропадает за правду! (12)Где мы живем? (13)До ручки довели бабу. (14)Затравили. (15)С голоду подыхает, белье продает. (16)И если бы, говорит, не ребенок малый, давно бы петлю на шею накинула.
(17)Не хотелось мне влезать в эту грязь – время, нервы, а с другой стороны, если я не помогу, если другой не поможет, то кто же поможет?
(18)Пошел в обком к А. (19)Нравился мне этот человек. (20)Простой, демократичный. (21)Не глуп. (22)Умеет пошутить, выпить, наконец, не дурак. (23)А его прошлое? (24)Помню, козырнул как-то в разговоре с ним своим ранением: дескать, воевал. (25)Немецкими пулями на теле записан патриотизм.
–(26)А у меня, Федор Александрович, тоже сорок девять дырок в теле, – очень скромно, как бы между прочим заметил А.
(27)Я так и присел. (28)А потом кое-какие подробности из его фронтовой жизни и до меня дошли. (29)Рядовой матрос. (30)Бесстрашно, с одной финкой в зубах на врага ползал. (31)Двумя орденами Славы, тремя медалями «За боевые заслуги» награжден, а этими наградами, как известно, и в войну не кидались. (32)Свой, одним словом, парень, нашенский, как сказал о нем один приятель.
(33)Встретил меня А. радушно, просто, вышел из-за стола (так теперь заведено у крупных партийных работников, так меня и Демичев встречал), от души пожал руку.
–(34)Ну как живем-можем, Федор Александрович? (35)Как здоровье? (36)Как творческие успехи?
–(37)Благодарю, вашими молитвами.
–(38)Ну, ежели нашими молитвами – отлично. (39)Мы тут частенько молимся за здоровье творческой интеллигенции. (40)На этот счет у обкома взгляды широкие – признаем Господа Бога.
(41)В таком вот непринужденном тоне – с шутками, с прибаутками – мы поговорили о моем круизе вокруг Европы, дали надлежащую – партийную – оценку поступку Рябкова, оставшегося в Англии, и только после этого я начал излагать суть дела, по поводу которого я пришел.
–(42)Так, так, – время от времени кивал мне А. – (43)Дальше. – (44)И лицо его при этом все более и более каменело.
(45)Я решил зайти с другой стороны – может, там у него незащищенное место? (46)Стыд ведь, срам, говорю. (47)Вся организация взбудоражена. (48)Весь город языком чешет. (49)Обком треплют…
–(50)Разберемся, – бесстрастно роняет А., и кумачовое, чернобровое лицо его еще больше мрачнеет.
–(51)Да чего разбираться-то! – уже совсем выхожу из себя. – (52)Разобрались. (53)Народный контроль разбирался, партбюро. (54)Все сказали: покарать жуликов!
–(55)Разобраться всегда полезно, товарищ Абрамов.
(56)Да, уже не Федор Александрович, а товарищ Абрамов. (57)И с угрозой, с начальственным рыком в голосе.
(58)И я смотрю на этого раскормленного, краснорожего дядю, смотрю на его мрачно сдвинутые брови, на стиснутый рот, и мне понятно, какие заботы и мысли обуревают его секретарскую голову. (59)Прихлопнуть надо. (60)И нетрудно прихлопнуть. (61)Да стукнешь в Т., а попадешь в Д., в М. (62)Вот ведь как жизнь устроена. (63)А что значит тронуть их? (64)Рубить сук, на котором ты сидишь. (65)Потому что они держат в своих руках две могущественные организации. (66)От них зависит твой авторитет. (67)А их связи с верхами? (68)Ты, к примеру, секретарь Ленинградского обкома, бывал хоть раз на приеме у Генерального? (69)А М. вхож к нему запросто. (70)Публично, перед всесоюзной телекамерой, был обласкан и расцелован Генеральным.
(71)Да, что делается у А. в голове, мне понятно. (72)Непонятно другое – откуда у него дремучий чертополох в сердце? (73)Человек молодым парнишкой не щадил себя, жизнь в любую минуту готов был отдать за Родину, а тут надо вступиться за оклеветанного, затравленного человека – струсил? (74)И только ли дело в нежелании рисковать своей карьерой? (75)А может, все проще? (76)Может, дело все в том, что умереть за Родину – это ему внушали, вколачивали с детства, а человеком быть не учили? (77)И не потому ли у нас сплошь и рядом: люди спокойно и мужественно умирают на войне и оказываются совершенно несостоятельными в повседневной, будничной жизни?
(По Ф.А. Абрамову)
20.01.2022 18:09:10
Автор: Вячеслав Мезенцев
Какие качества должны быть в человеке главными? Именно над этим вопросом размышляет Абрамов в предложенном для анализа тексте.
Отвечая на этот вопрос, автор описывает историю обычного бухгалтера Лиды, которая лишилась работы из-за того, что отказалась подписывать фальшивые бумаги. Над делом работало партбюро, которое пришло к решения восстановить бухгалтера на рабочее место. Однако власти с Москвы были категорически против, ведь такое решение показало бы их неправоту. В первой части текста показывает нам образ Лиды: смелая, честная женщина, которая не боится отказаться руководству.
Не знающие что делать люди, обратились к Абрамову за помощью. Писатель решает идти в обком к старому знакомому А. По приходу, автор знакомит нас с партийным работником А: «простой, демократичный, не глуп, умеет пошутить, выпить, наконец, не дурак, двумя орденами Славы, тремя медалями «За боевые заслуги» награжден». Однако услышав историю а бухгалтере Лиде, А. резко изменился в лице. Секретарь боится потерять своё рабочее место, ведь вышестоящее начальство не оценит его поступок.
Текст построен на основе сопоставления. Сравнивая между собой двух героев, Абрамов показывает читателю, что каким бы храбрым не был человек, он может быть лишён других положительных качеств.
Позиция автора ясна: главными качествами в жизни человека должны быть: сострадание, честность, доброта. Все эти качества характеризуют хорошего человека.
Я полностью согласен с позицией автора. Людям нужно развивать такие качества с самого детства. В противном случае человек может спокойно и мужественно умереть на войне, но оказаться совершенно несостоятельными в повседневной жизни. Пример такого человека можно найти в произведении Шолохова «Судьба человека». Соколов – шофёр. Жил с любимой женой и растил детей. Но началась война, которая забрала всю семью героя. По окончании войны, Соколов встречает мальчика беспризорника, которого позже усыновил. Герой рассказа не только проявлял смелость во время войны, но и сумел сохранить сострадание, которое помогло обзавестись ему новой семьёй.
Таким образом, быть человеком нужно учиться с детства. Воспитывать в нём только положительные качества, которые он сможет применить в будущем.
Отвечая на этот вопрос, автор описывает историю обычного бухгалтера Лиды, которая лишилась работы из-за того, что отказалась подписывать фальшивые бумаги. Над делом работало партбюро, которое пришло к решения восстановить бухгалтера на рабочее место. Однако власти с Москвы были категорически против, ведь такое решение показало бы их неправоту. В первой части текста показывает нам образ Лиды: смелая, честная женщина, которая не боится отказаться руководству.
Не знающие что делать люди, обратились к Абрамову за помощью. Писатель решает идти в обком к старому знакомому А. По приходу, автор знакомит нас с партийным работником А: «простой, демократичный, не глуп, умеет пошутить, выпить, наконец, не дурак, двумя орденами Славы, тремя медалями «За боевые заслуги» награжден». Однако услышав историю а бухгалтере Лиде, А. резко изменился в лице. Секретарь боится потерять своё рабочее место, ведь вышестоящее начальство не оценит его поступок.
Текст построен на основе сопоставления. Сравнивая между собой двух героев, Абрамов показывает читателю, что каким бы храбрым не был человек, он может быть лишён других положительных качеств.
Позиция автора ясна: главными качествами в жизни человека должны быть: сострадание, честность, доброта. Все эти качества характеризуют хорошего человека.
Я полностью согласен с позицией автора. Людям нужно развивать такие качества с самого детства. В противном случае человек может спокойно и мужественно умереть на войне, но оказаться совершенно несостоятельными в повседневной жизни. Пример такого человека можно найти в произведении Шолохова «Судьба человека». Соколов – шофёр. Жил с любимой женой и растил детей. Но началась война, которая забрала всю семью героя. По окончании войны, Соколов встречает мальчика беспризорника, которого позже усыновил. Герой рассказа не только проявлял смелость во время войны, но и сумел сохранить сострадание, которое помогло обзавестись ему новой семьёй.
Таким образом, быть человеком нужно учиться с детства. Воспитывать в нём только положительные качества, которые он сможет применить в будущем.
Количество слов - 316
Рецензент: Миляуша Газетдинова
Добрый день, Вячеслав. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста +1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста +4 балла
K2 - Пример 1 +1 балл
Пример 1 приведён, но делать это надо так, чтобы эксперту не приходилось самому доказывать правильность указанного фрагмента.
Балл за пример 1 ставлю, но с натяжкой, потому что пришлось додумывать за вас, как можно соотнести его с названной проблемой : какие качества должны быть главными в человеке. Выделенное синим цветом можно с натяжкой отнести к таким качествам , так как вы указываете на событие, а потом зачем-то рассказываете о партбюро и властях Москвы, а следовало сказать о нежелании Лиды обманывать людей, государство, то есть о таких качествах, как честность, принципиальность.
K2 - Пояснение к примеру 1
Пояснение к примеру есть, но обращаю ваше внимание, что надо писать не" в первой части текста", а в первом примере.
K2 - Пример 2 +1 балл
Пример 2 приведён
K2 - Пояснение к примеру 2 +1 балл
Пояснение дано
K2 - Указание на связь между примерами + 0 баллов
Вид связи указан неверно. Вы назвали его сопоставлением, но здесь налицо противопоставление: Лида смелая, а герой А.- испугался
K2 - Анализ связи между примерами + 0 баллов
Поскольку вид связи указан неправильно, за анализ связи автоматически ставится 0 баллов
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Вы правильно назвали качества хорошего человека, но в данном тексте речь не о них, тем более не о сострадании. Автор считает, что принципиальность, смелость в поступках не только на фронте, но и в обычной жизни, умение называть вещи своими именами, не оглядываясь на занимаемую должность того, с кем ты говоришь, - вот те качества, которые должны быть главными в человеке. Ставлю вам балл за позицию автора с натяжкой. Учтите, что на реальном экзамене поблажек делать не будут. Для выявления правильной ПА надо внимательнее читать и анализировать текст. Из того, что вы указали как главные качества человека, в данном случае подходит только слово честность
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 0 баллов
Отношение к ПА содержит согласие, тезис и обоснование тезиса, но обоснование абсолютно не подходит. Как я уже писала в К3, вам следовало сказать о честности и принципиальности, об умении отстаивать правду. Ваш пример ("Судьба человека") о сострадании героя, о том, что он взял на воспитание сироту. Это никак не соотносится с текстом, по которому вы пишете сочинение. Вы ушли совсем в другую сторону.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения +1 балл
Допущена логическая ошибка:
Пример ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА- СОКОЛОВ. Это вообще не соответствует истине, так как СОКОЛОВА никак не назовёшь несостоятельным в повседневной жизни. Вы же говорите, что он потерял семью во время войны, но нашёл в себе силы остаться человеком и взять на воспитание сироту.
K6 - Точность и выразительность речи +1 балл
Балл снижен из-за большого количества речевых ошибок
K7 - Соблюдение орфографических норм +1 балл
Здесь нужна усилительная частица НИ.
Здесь нужен дефис (приложение).
Цитату, взятую с самого начала предложения, надо писать с заглавной буквы.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм +0 баллов
ЗПТ после ЛЮДИ не нужна, так как причастный оборот стоит впереди определяемого слова. Надо выделить запятыми придаточную часть: Не знающие, что делать, люди обратились...
Вместо двоеточия здесь можно поставить либо ЗПТ, либо тире, при этом надо определения согласовать с существительным Лиды(смелой, честной женщины). Возможен и такой вариант: ...показана Лида - смелая, честная женщина... Ваш вариант тоже возможен, если считать это предложение БСП, поэтому данное предложение не считаю за ошибочный вариант.
Неправильно оформленная цитата. Если уж вы поставили кавычки, то и саму цитату надо писать без изменений, как в тексте(только номера предложений надо убрать): " (20)Простой, демократичный. (21)Не глуп. (22)Умеет пошутить, выпить, наконец, не дурак. " А далее вы могли либо косвенной речью сказать о его медалях и орденах, либо можно было опять применить цитирование.
K9 - Соблюдение грамматических норм +0 баллов
власти Москвы(предлог с не нужен).
Пропуск слова: автор показывает нам; образ Лиды-смелой, честной женщины(неправильное согласование определений с определяемым словом); не боится отказаТЬ руководству(без -СЯ).
Несоответствие видо-временных форм глагола( надо решает заменить на решил пойти)
Неправильное употребление существительного с предлогом- по приходЕ( в данном предложении это слово вообще не нужно, даже если написать его правильно)
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Нарушение видо-временной связи глаголов.
Такая же ошибка.
Здесь глагол учиться надо писать без -ся, причём пропуск слова надо восполнить- нужно учить ребёнка с детства, иначе в следующем предложении слово В НЁМ непонятно. Здесь есть ещё одна грамматическая ошибка-парцелляция, то есть нарушение границ предложения. То, что выделено синим цветом, надо присоединить к предыдущему предложению.
изменился, боялся потерять, не оценило бы - надо следить за видо-временным соответствием глаголов.
K10 - Соблюдение речевых норм +0 баллов
Показан не образ, а Лида-молодая женщина-бухгалтер.
Неправильный порядок слов. Не засчитываю за ошибку, так как такой вариант допустим, но правильнее было бы: Люди, не знающие, что делать, обратились...
Использование ненужного слова.
Тавтология.
Лучше заменить слово ТАКИЕ на ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ;
Не ошибка. Рекомендация: которое помогло ему обзавестись новой семьёй.(местоимение ставим в нужном месте).
но и сумел сохранить умение сострадать, что помогло обзавестись новой семьёй. Герой же не хранил всю войну сострадание, он сохранил именно умение сострадать
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале +0 баллов
Не Абрамов пошёл куда-то, а повествователь либо рассказчик. Хотя в тексте есть упоминание и даже обращение к рассказчику по настоящему имени писателя, но говорить надо о рассказчике (анализируя стихотворение, например, Пушкина " Я вас любил", мы не говорим, что это признание поэта, мы употребляем слово"лирический герой", так и здесь).
Вячеслав, рекомендую вам поработать над умением анализировать текст, чтобы правильно находить в нём ПА, при выборе собственного обоснования надо быть более внимательным. В тексте, по которому вы работали, есть много интересных моментов, на которые вы могли бы обратить внимание. Вот первая характеристика героя А(так писатель назвал его по первой букве фамилии):
А вот каким показан этот же герой позже, когда услышал правду о неприятной и несправедливой истории с Лидой:
Это не указание на то, что вы могли бы взять данные предложения для характеристики героя, просто хочу довести до вас, что есть много возможных вариантов для работы по тексту.
Всего доброго!
К1 - Формулировка проблем исходного текста +1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста +4 балла
K2 - Пример 1 +1 балл
Пример 1 приведён, но делать это надо так, чтобы эксперту не приходилось самому доказывать правильность указанного фрагмента.
Отвечая на этот вопрос, автор описывает историю обычного бухгалтера Лиды, которая лишилась работы из-за того, что отказалась подписывать фальшивые бумаги. Над делом работало партбюро, которое пришло к решения восстановить бухгалтера на рабочее место. Однако власти с Москвы были категорически против, ведь такое решение показало бы их неправоту. В первой части текста показывает нам образ Лиды: смелая, честная женщина, которая не боится отказаться руководству. |
K2 - Пояснение к примеру 1
Пояснение к примеру есть, но обращаю ваше внимание, что надо писать не" в первой части текста", а в первом примере.
K2 - Пример 2 +1 балл
Пример 2 приведён
K2 - Пояснение к примеру 2 +1 балл
Пояснение дано
K2 - Указание на связь между примерами + 0 баллов
Вид связи указан неверно. Вы назвали его сопоставлением, но здесь налицо противопоставление: Лида смелая, а герой А.- испугался
K2 - Анализ связи между примерами + 0 баллов
Поскольку вид связи указан неправильно, за анализ связи автоматически ставится 0 баллов
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл
Позиция автора ясна: главными качествами в жизни человека должны быть: сострадание, честность, доброта. Все эти качества характеризуют хорошего человека. |
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 0 баллов
Отношение к ПА содержит согласие, тезис и обоснование тезиса, но обоснование абсолютно не подходит. Как я уже писала в К3, вам следовало сказать о честности и принципиальности, об умении отстаивать правду. Ваш пример ("Судьба человека") о сострадании героя, о том, что он взял на воспитание сироту. Это никак не соотносится с текстом, по которому вы пишете сочинение. Вы ушли совсем в другую сторону.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения +1 балл
Допущена логическая ошибка:
В противном случае человек может спокойно и мужественно умереть на войне, но оказаться совершенно несостоятельными в повседневной жизни. Пример такого человека можно найти в произведении Шолохова «Судьба человека». Соколов – шофёр. |
K6 - Точность и выразительность речи +1 балл
Балл снижен из-за большого количества речевых ошибок
K7 - Соблюдение орфографических норм +1 балл
Сравнивая между собой двух героев, Абрамов показывает читателю, что каким бы храбрым не был человек, он может быть лишён других положительных качеств. |
Соколов встречает мальчика беспризорника, |
, автор знакомит нас с партийным работником А: «простой, демократичный, не глуп, умеет пошутить, выпить, наконец, не дурак, двумя |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм +0 баллов
Не знающие что делать люди, обратились к Абрамову за помощью. |
В первой части текста показывает нам образ Лиды: смелая, честная женщина, которая не боится отказаться руководству. |
По приходу,(не нужна ЗПТ) автор знакомит нас с партийным работником А: «простой, демократичный, не глуп, умеет пошутить, выпить, наконец, не дурак, двумя орденами Славы, тремя медалями «За боевые заслуги» награжден». |
Однако( нужна ЗПТ перед деепричастным оборотом) услышав историю а бухгалтере Лиде, А. резко изменился в лице. |
Сравнивая между собой двух героев, Абрамов показывает читателю, что(ЗПТ нужна, так как в одно придаточное вклинилось другое)каким бы храбрым не был человек, он может быть лишён других положительных качеств. |
Позиция автора ясна: главными качествами в жизни человека должны быть:(лишний знак, так как нет обобщающего слова) сострадание, честность, доброта. |
По окончании войны,(ЗПТ НЕ НУЖНА) Соколов встречает мальчика беспризорника, которого позже |
K9 - Соблюдение грамматических норм +0 баллов
работало партбюро, которое пришло к решения( пришло к решенИЮ) |
восстановить(где?) бухгалтера на рабочее место.(на рабочЕМ местЕ) |
Однако власти с Москвы были категорически против, |
В первой части текста показывает нам образ Лиды: смелая, честная женщина, которая не боится отказаться руководству. |
Не знающие что делать люди, обратились к Абрамову за помощью. Писатель решает идти |
По приходу, автор знакомит нас с партийным работником А: |
В противном случае человек может спокойно и мужественно умереть на войне, но оказаться совершенно несостоятельными в повседневной жизни. |
По окончании войны, Соколов встречает мальчика беспризорника, которого позже усыновил. |
Герой рассказа не только проявлял смелость во время войны, но и сумел сохранить сострадание, которое помогло обзавестись ему новой семьёй. |
Таким образом, быть человеком нужно учиться с детства. Воспитывать в нём только положительные качества, которые он сможет применить в будущем. |
А. резко изменился в лице. Секретарь боится потерять своё рабочее место, ведь вышестоящее начальство не оценит его поступок. |
K10 - Соблюдение речевых норм +0 баллов
В первой части текста показывает нам образ Лиды: смелая, честная женщина, которая не боится отказаться руководству. |
Не знающие, что делать ,люди, обратились к Абрамову |
По приходу, автор знакомит нас с партийным работником А: |
Позиция автора ясна: главными качествами в жизни человека должны быть: сострадание, честность, доброта. Все эти качества характеризуют хорошего человека. |
Я полностью согласен с позицией автора. Людям нужно развивать такие качества с самого(лишнее слово) детства. |
сострадание, которое помогло обзавестись ему новой семьёй. |
но и сумел сохранить сострадание, которое помогло обзавестись ему новой семьёй. |
K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале +0 баллов
Не Абрамов пошёл куда-то, а повествователь либо рассказчик. Хотя в тексте есть упоминание и даже обращение к рассказчику по настоящему имени писателя, но говорить надо о рассказчике (анализируя стихотворение, например, Пушкина " Я вас любил", мы не говорим, что это признание поэта, мы употребляем слово"лирический герой", так и здесь).
Вячеслав, рекомендую вам поработать над умением анализировать текст, чтобы правильно находить в нём ПА, при выборе собственного обоснования надо быть более внимательным. В тексте, по которому вы работали, есть много интересных моментов, на которые вы могли бы обратить внимание. Вот первая характеристика героя А(так писатель назвал его по первой букве фамилии):
Пошел в обком к А. (19)Нравился мне этот человек. (20)Простой, демократичный. (21)Не глуп. (22)Умеет пошутить, |
(58)И я смотрю на этого раскормленного, краснорожего дядю, смотрю на его мрачно сдвинутые брови, на стиснутый рот, и мне понятно, какие заботы и мысли обуревают его секретарскую голову. |
Всего доброго!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 10