Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какое значение имеет отчий дом в судьбе человека?

  • Текст: Ю. Казаков. Об отчем доме
    (1)Горько это, сынок, горько, когда нету у тебя отчего дома!
    – (2)Вот, знаешь, ехали мы в один прекрасный день на пароходе с приятелем по чудесной реке Оке (погоди, милый, подрастешь ты, и повезу я тебя на Оку, и тогда ты сам увидишь, что это за река!). (3)Так вот, ехали мы с товарищем к нему домой, а не был он дома больше года. (4)До дома его было еще километров пятнадцать, а приятель уж стоял на носу, волновался и все показывал мне, все говорил: вот тут мы с отцом рыбу ловили, а вон там такая-то горка, а вон, видишь, речка впадает, а вон такой-то овраг...
    (5)А была весна, разлив, дебаркадеров еще не поставили, и поэтому, когда мы приехали, пароход наш просто ткнулся в берег. (6)И сходни перебросили, и сошли мы на берег, а на берегу уж ждал отец моего приятеля, и тут же лошадь стояла, запряженная в телегу...
    (7)Вот ты все мчишься на своей автомашине и не знаешь даже, что куда лучше ехать на телеге или в санях по лесной или полевой дороге – смотришь по сторонам, думаешь о чем-то, и хорошо тебе, потому что чувствуешь всей душой, что все, что вокруг тебя, все это и есть твоя родина!
    (8)И взвалили мы все свои чемоданы и рюкзаки на телегу, а сами пошли на изволок, вверх по скату, по весеннему прозрачному лесу, и чем ближе подходили к дому, тем сильнее волновался мой приятель.
    (9)Еще бы! (10)Ведь дом этот, малыш, строил дед моего товарища, и отец и мать прожили здесь всю жизнь, и товарищ мой тут родился и вырос.
    (11)И как только взошли мы в этот дом, так и пропал мгновенно мой товарищ, побежал по комнатам, побежал здороваться с домом. (12)А и было же с чем здороваться! (13)Ведь дом тот был не чета нашему с тобой и недаром назывался: "Музей-усадьба".
    (14)Столько там было милых старых вещей, столько всех этих диванов с погнутыми ножками, резных стульев. (15)Столько прекрасных картин висело по стенам, такие заунывные и радостные пейзажи открывались из окон! (16)А какие разные были там комнаты: светлые, с громадными окнами, узкие, длинные, затененные деревьями и совсем крохотные, с низкими потолками! (17)А какие окна там были – большие, маленькие, с внезапными витражами в верхних фрамугах, с внезапными формами, напоминающими вдруг то фигурные замковые окна, то бойницы... (18)А между комнатами, коридорами, закоулками, площадками – какие шли скрипучие антресоли, лестницы с темными перилами, истертыми ступеньками. (19)И какими, наконец, старыми, приятными запахами пропитана была там каждая вещь, и не понять было – не то пахло чабрецом, сорванным когда-то какой-нибудь романтической мечтательницей, не то старыми книгами, целый век простоявшими в шкафах, пожелтевшими, с сухой кожей и бумагой, не то пахли все эти лестницы, перила, мебель, дубовые балки, истончившийся паркет...
    (20)Ты не думай, малыш, что дома и вещи, сделанные человеком, ничего не знают и не помнят, что они не живут, не радуются, не играют в восторге или не плачут от горя. (21)Как все-таки мало знаем мы о них и как порою равнодушны к ним и даже насмешливы: подумаешь, старье!
    (22)Так и ты уедешь когда-нибудь из отчего дома, и долго будешь в отлучке, и так много увидишь, в таких землях побываешь, станешь совсем другим человеком, много добра и зла узнаешь...
    (23)Но вот настанет время, ты вернешься в старый свой дом, вот поднимешься на крыльцо, и сердце твое забьется, в горле ты почувствуешь комок, и глаза у тебя защиплет, и услышишь ты трепетные шаги старой уже твоей матери, – а меня тогда, скорей всего, уж и не будет на этом свете, – и дом примет тебя. (24)Он обвеет тебя знакомыми со младенчества запахами, комнаты его улыбнутся тебе, каждое окно будет манить тебя к себе, в буфете звякнет любимая тобою прежде чашка, и часы особенно звонко пробьют счастливый миг, и дом откроется перед тобою: "Вот мой чердак, вот мои комнаты, вот коридор, где любил ты прятаться... (25)А помнишь ты эти обои, а видишь ты вбитый когда-то тобой в стену гвоздь? (26)Ах, я рад, что ты опять здесь, ничего, что ты теперь такой большой, прости меня, я рос давно, когда строился, а теперь я просто живу, но я помню тебя, я люблю тебя, поживи во мне, возвратись в свое детство – вот что скажет тебе твой дом.
    (27)Как жалею я иногда, что родился в Москве, а не в деревне, не в отцовском или дедовском доме. (28)Я бы приезжал туда, возвращался бы в тоске или в радости, как птица возвращается в свое гнездо.
    (29)И поверь, малыш, совсем не смешно мне было, когда один мой друг, рассказывая о войне, о том, как он соскакивал с танка, чтобы бежать в атаку, – а был он десантником, – и кругом все кричали: "За Родину!", и он вместе со всеми тоже кричал: "За Родину!", а сам видел в эти, может быть, последние свои секунды на земле не Родину вообще, а отцовский дом и сарай, и сеновал, и огород, и поветь в деревне Лошпеньга на берегу Белого моря!

    (По Ю.П. Казакову)


17.01.2022 22:48:11
Автор: Наталья Бостоногова

Какое значение имеет отчий дом в судьбе человека? Над этим вопросом рассуждает Ю.Казаков в представленном для анализа тексте.

Размышляя о проблеме, рассказчик повествует о поездке в дом своего приятеля. По прибытии тот "так и пропал мгновенно..., побежал по комнатам, побежал здороваться с домом". Его реакция понятна, "ведь дом тот был не чета нашему с тобой и недаром назывался: "Музей-усадьба"". Этим примером автор показывает, что испытывает человек, вернувшийся в отчий дом, в котором поколениями жила его семья.  

Далее рассказчик жалеет о том, что "родился в Москве, а не в деревне, не в отцовском или дедовском доме".  С грустью он отмечает, что некуда ему возвращаться "в тоске или в радости, как птица возвращается в своё гнездо". Таким образом Ю.Казаков показывает, с какими переживаниями сталкивается человек, когда у него нет отчего дома.  

Так же, как и судьбы двух героев текста, примеры противопоставлены друг другу. С их помощью автор показывает, что отчий дом всегда является пристанищем, куда можно вернуться, и что испытывают те, у кого его нет.  

Позиция Ю.Казакова понятна. Он считает, что место, в котором человек родился, имеет большое значение в жизни, ведь только отчий дом может помочь вернуться в детство.  

Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что каждому необходимо возвращаться в "родное гнездо" и очень горько, когда его нет.  

О роли отчего дома писал и М.А.Шолохов в своём романе-эпопее "Тихий Дон". Главный герой произведения Григорий Мелехов, после всего пережитого им, возвращается в родные места. Воссоединение с отчим домом и любимым сыном успокаивает его, и он обретает покой.  

Таким образом, в своём тексте Ю.Казаков показывает, что отчий дом имеет большое значение в жизни каждого человека, так как только в нём можно вернуться в детство.
Количество слов - 285

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Наталья!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022  ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Комментарий выглядит куцо. Вы не использовали ресурс, который предлагает текст, большие фрагменты никак не отражены в работе. Примеры должны быть внятными, чёткими, такими, чтобы у эксперта не возникала необходимость всякий раз смотреть исходный текст. Возьмите себе на вооружение: лучше писать так, чтобы структура работа  была видна, таким образом вы помогаете эксперту увидеть все необходимые элементы сочинения. Пример и пояснение должны быть полноценными. Помогая эксперту, помогаете себе.

Пример 1 (поездка в дом приятеля, отношение к родному дому) в сочинении указан, пояснен. Но хочу отметить, что в качестве примера вы используете цитирование, а ваших мыслей практически нет (опасный путь). Если убрать связочные клише (размышляя о проблеме, этим примером автор показывает), что останется от примера и пояснения?  То же можно и сказать о втором примере.

Пример 2 (переживания рассказчика об отсутствии родного дома) указан, пояснен. Посмотрите, что предваряет мысль рассказчика об отсутствии дома в деревне. Он столько говорит сыну о будущем. Как он будет приезжать в родной дом, что будет чувствовать. Рассказчик хочет привить ребёнку любовь к отчему дому В комментарии вы нигде об этом не пишете.

Взаимосвязь между примерами определена верно, но проанализирована формально, поэтому не засчитана.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Размышляя о проблеме, рассказчик повествует о поездке в дом своего приятеля.
Рассказчик не размышляет о проблеме - это делает автор.

Примеры как будто "прилеплены" друг к другу, нет переходов.

Позиция Ю.Казакова понятна. Он считает, что место, в котором человек родился, имеет большое значение в жизни, ведь только отчий дом может помочь вернуться в детство.  
Нелогично звучит авторская позиция: нигде в комментарии Вы не писали о возвращении в детство.
Таким образом, в своём тексте Ю.Казаков показывает, что отчий дом имеет большое значение в жизни каждого человека, так как только в нём можно вернуться в детство.
Нелогично и заключение (нарушение причинно-следственных связей):
Таким образом, в своём тексте Ю.Казаков показывает, что отчий дом имеет большое значение в жизни каждого человека, так как только в нём можно вернуться в детство.
Перечитайте ещё раз комментарий. Где вы пишете о детстве? Задача комментария - материалами авторского текста доказать, что проблема именно та, которую вы сформулировали. В сочинении должно быть всё логично: вопрос = проблема; ответ = позиция и т.д.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов

Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

Ошибки:

Этим примером автор показывает, что испытывает человек, вернувшийся в отчий дом, в котором поколениями жила его семья.  
Не очень удачный оборот. Вариант исправления:  ... дом, в котором жило несколько поколений семьи.

Далее рассказчик жалеет о том, что "родился в Москве, а не в деревне, не в отцовском или дедовском доме".
Это начало нового абзаца, так вы вводите второй пример. Звучит как-то странно. Почему так происходит? Нет переходов, важное от вас ускользает.

В работе наблюдается однообразие синтаксических конструкций:
Этим примером автор показывает, что испытывает человек, вернувшийся в отчий дом, в котором поколениями жила его семья.  

Далее рассказчик жалеет о том, что "родился в Москве, а не в деревне, не в отцовском или дедовском доме".  С грустью он отмечает, что некуда ему возвращаться "в тоске или в радости, как птица возвращается в своё гнездо".

С их помощью автор показывает, что отчий дом всегда является пристанищем, куда можно вернуться, и что испытывают те, у кого его нет.  

Он считает, что место, в котором человек родился, имеет большое значение в жизни, ведь только отчий дом может помочь вернуться в детство.  

Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что каждому необходимо возвращаться в "родное гнездо" и очень горько, когда его нет.

Таким образом, в своём тексте Ю.Казаков показывает, что отчий дом имеет большое значение в жизни каждого человека, так как только в нём можно вернуться в детство.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

Ошибки:

Его реакция понятна, "ведь дом тот был не чета нашему с тобой и недаром назывался: "Музей-усадьба"".

 В данном случае лучше поставить двоеточие, так как вторая часть предложения поясняет первую, указывает на причину.

Хочу обратить внимание, что есть разные виды кавычек  («ёлочки» и "лапки"). «Ёлочки» (употребляются в печатных текстах); „лапки” (употребляются, как правило, в рукописных текстах).
Информация сайта "Грамота.ру": Если внутри слов, заключенных в кавычки, встречаются другие слова, в свою очередь заключенные в кавычки, рекомендуется (при условии, что для этого есть технические возможности) использовать кавычки разного рисунка: внешние – «елочки», внутренние – „лапки” (или – в текстах, набранных на компьютере, – "компьютерные кавычки") . Если же такой возможности нет, то закрывающие кавычки ставятся только один раз. Кавычки одного рисунка рядом не повторяются.
Предпочтительно: работа В. И. Ленина «О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме"», ЗАО «Издательский дом "Комсомольская правда"», ООО «Компания "Металлинвест"».

Так как при цитировании возникло "наложение" кавычек, следовало заключить цитату в кавычки - «ёлочки» (на балл по К7 это не влияет, но хочется, чтобы вы знали об этом тонком и важном пунктуационном аспекте).  

 Главный герой произведения Григорий Мелехов, после всего пережитого им, возвращается в родные места.
Лишние запятая. Возвращается (когда?) после всего пережитого (обстоятельство)
 С их помощью автор показывает, что отчий дом всегда является пристанищем, куда можно вернуться, и что испытывают те, у кого его нет.  
Лишняя запятая. Однородные придаточные (... автор показывает (что?), что дом является пристанищем и что испытывают те)

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Ошибки: нет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Этим примером автор показывает, что испытывает человек, вернувшийся в отчий дом, в котором поколениями жила его семья.  
Таким образом Ю.Казаков показывает, с какими переживаниями сталкивается человек, когда у него нет отчего дома.
С их помощью автор показывает, что отчий дом всегда является пристанищем, куда можно вернуться, и что испытывают те, у кого его нет.
Повторы, обедняющие речь.
О роли отчего дома писал и М.А.Шолохов в своём романе-эпопее "Тихий Дон". Главный герой произведения Григорий Мелехов, после всего пережитого им, возвращается в родные места.


Таким образом, в своём тексте Ю.Казаков показывает, что отчий дом имеет большое значение в жизни каждого человека, так как только в нём можно вернуться в детство.
Неуместное использование местоимения "своём". А в чьём же тексте автор может что-то показывать? Местоимение "им" тоже неуместно (понятно, что речь идёт о жизни Григория Мелехова).  
Воссоединение с отчим домом и любимым сыном успокаивает его, и он обретает покой.
Неуместно звучит сочетание "воссоединение с любимым домом и любимым сыном". Нельзя воссоединиться с домом.  
Воссоединиться -- соединиться, объединиться вновь (обычно о народах, государствах и т.п., разделённых в силу каких-л. причин).

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, речевым оформлением, пунктуацией. Старайтесь избегать однообразных конструкций, повторов.

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку