Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема оправдания дурных поступков.

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

02.06.2021 14:14:12
Автор: Юлия Королева

Люди часто совершают плохие поступки,но даже скрыв этот поступок от других,скрыть его от самого себя невозможно.А можно ли оправдать безнравственный поступок?
  

Над этой проблемой размышляет В.Ф.Тендряков-русский советский писатель.Автор пишет о том,что главный герой легко оправдывал свои поступки: «Но всякий раз я находил для себя оправдание:не выучил задание-надо было дочитать книгу;подрался снова,так тот сам полез первый». Он всегда оправдывался, так как не хотел нести ответственность за свои действия, а значит не испытывал мучения совести,что является самым важным для осознания провинности.Проанализировав поведение юноши, я убедилась в том, что человек обязан нести ответственность за свои поступки.Я считаю , что нельзя оправдывать даже мелкие безнравственные поступки.

Другим примером является мысль автора о том, что человек, привыкнув совершать плохие поступки в мирной жизни, совершит их и в военное время.  В.  Ф.  Тендряков рассказывает о том, как главный герой в тяжелое военное время крадет полбуханки хлеба у своих товарищей, которые голодали несколько дней. Читатель видит,что мужчина вновь совершает безнравственный поступок,несмотря на то,что все люди находятся в тяжелом положении. «Старшина на секунду отвернулся,,и я сунул полбуханки под крыльцо,завернул хлеб в плащ-палатку,взвалил ее себе на плечо».Именно этот случай стал для героя переломным моментом,он перестал искать себе оправдания: «Среди красивых людей-я уродлив».В этот раз молодой человек не оправдал сам себя.Он понял,что нельзя этого делать.

Оба примера,дополняя друг друга,показывают,что нет никаких оправданий безнравственным поступкам.

С точки зрения В.Ф.Тендрякова избавиться от угрызений совести можно лишь в том случае,если человек оправдался перед собой.Но если этих оправданий не находится,то человек поникает.

Я,безусловно,согласна с автором текста.Безравственные поступки способны съесть индивида изнутри,способны сделать так,чтобы он не смог обелиться. В произведении М.  Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершает убийство. Главный герой долгое время скрывает свой поступок и оправдывается перед самим собой тем, что для совершения преступления была причина.  Но угрызения совести не дают ему спокойно жить.  Единственное, что мужчина может сделать, для того чтобы избавиться от мук совести— искупить свою вину. Важно всегда нести ответственность за свои поступки,а не искать алиби.
Количество слов - 355

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Юлия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

А можно ли оправдать безнравственный поступок?

Что Вы хотите услышать в ответ?
Да, можно.
Нет, нельзя.
Вопрос должен быть проблемным: формулировать его надо, чтобы нельзя дать односложный ответ.

В каких случаях (когда) можно оправдать безнравственный поступок?

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно (причинно- следственная), проанализирована формально (нужно "разведение" примеров, указание, какова роль КАЖДОГО из примеров).

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно.

Вопрос. А можно ли оправдать безнравственный поступок?
Ответ. С точки зрения В.Ф.Тендрякова избавиться от угрызений совести можно лишь в том случае,если человек оправдался перед собой.Но если этих оправданий не находится,то человек поникает.
ПВ- ПА (проблемный вопрос- позиция автора) должны быть вопросно-ответной связкой.
У Вас этого нет.

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Люди часто совершают плохие поступки
Почему Вы так решили?  Разве нет людей порядочных?
1. Люди часто совершают плохие поступки,но даже скрыв этот поступок от других,скрыть его от самого себя невозможно. 2. А можно ли оправдать безнравственный поступок?
Логический провал
Между предложениями 1 и 2 нет связи. Как связано совершение дурного поступка и оправдание его?

Не финального вывода, важной части работы, обобщения.

K6 - Точность и выразительность речи + 0 баллов.

Много речевых ошибок

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Люди часто совершают плохие поступки,ноЗПТ даже скрыв этот поступок от других,скрыть его от самого себя невозможно.
Граница ДО

Он всегда оправдывался, так как не хотел нести ответственность за свои действия, а значит ЗПТне испытывал мучения совести,что является самым важным для осознания провинности.
Вводное
Единственное, что мужчина может сделать, для того чтобы избавиться от мук совести ЗПТ— искупить свою вину.
Граница придаточной части

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Люди часто совершают плохие поступки,но даже скрыв этот поступок от других,скрыть его от самого себя невозможно.А можно ли оправдать безнравственный поступок?
повторы
Автор пишет о том,что главный герой легко оправдывал свои поступки: «Но всякий раз я находил для себя оправдание:не выучил задание-надо было дочитать книгу;подрался снова,так тот сам полез первый». Он всегда оправдывался, так как не хотел нести ответственность за свои действия
тавтология
Проанализировав поведение юноши, я убедилась в том, что человек обязан нести ответственность за свои поступки.Я считаю , что нельзя оправдывать даже мелкие безнравственные поступки.
повторы
В этот раз молодой человек не оправдал сам себя.Он понял,что нельзя этого делать.
Этого-чего? Красть хлеб или оправдывать?
Неверное использование указательного местоимения.
Но если этих оправданий не находится,то человек поникает.
Неудачно подобранное слово.
ПОНИКНУТЬ ДУХОМ- фразеологизм, имеющий в словаре помету "устар."
Безравственные поступки способны съесть индивида изнутри,способны сделать так,чтобы он не смог обелиться.
Стилистическая ошибка
ОБЕЛИТЬСЯ- неудачно подобранное слово, найдите более спокойное по эмоциональной окраске.
Важно всегда нести ответственность за свои поступки,а не искать алиби.
Неуместное по стилю слово

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Рекомендация: не называйте героев по полу (мужчина, женщина). Напишите "герой", "персонаж", "рассказчик" (если повествование ведётся от 1 лица).

Общие рекомендации: следует усилить работу над связью и её анализом, точностью суждений, речевым оформлением сочинения.


 Успеха на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку