Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Почему люди идут на обман?

  • Текст: А. Чехов. Орден

    (1) Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым.

    (2) К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро. (3) Видишь ли, в чём дело, Гриша, — сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. (4) — Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5) Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6) Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7) А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8) И к тому же у него две дочери... (9) Настя, знаешь, и Зина... (10) Говорю, как другу...(11) Дай, сделай милость!

    (12) Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь.

    (13) Поручик выругался, но согласился.

    (14) В два часа пополудни. (15) Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (16) На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

    (17) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! — думал учитель, покрякивая. — (18) Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

    (19) Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

    (20) Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (21) Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (22) Слышался говор и звяканье посуды.

    (23) Кто это там звонит? — послышался голос хозяина. — (24) Ба, Лев Николаич! (25) Милости просим. (26) Немножко опоздали, но это не беда... (27) Сейчас только сели.

    (28) Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (29) Но тут он увидел нечто ужасное. (30) 3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (31) Показать ему орден значило вызвать массу самых неприятных вопросов, значило осрамиться навеки, обесславиться...

    (32) Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (33) Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца-француза.

    (34) Перед Пустяковым поставили тарелку супа. (35) Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

    (36) Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (37) Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

    (38) Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (39) Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

    (40) «3аметил, подлец! — подумал Пустяков. — По роже вижу, что заметил! (41) А он, мерзавец, кляузник. (42) 3автра же донесёт директору!»

    (43) Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

    (44) Предлагаю выпить за процветание сидящих здесь дам!

    (45) Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы. (46) Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! — обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. — (47) 3аставьте её выпить!

    (48) На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49) Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50) Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51) Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52) Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

    (53) Юлий Августович! — обратился к французу хозяин. — (54) Передайте бутылочку по принадлежности!

    (55) Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье!

    (56) Пустяков увидал на его груди орден. (57) И то был не Станислав, а целая Анна! (58) 3начит, и француз сжульничал! (59) Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60) Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61) Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить…

    (62) А-а-а... гм!.. — промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

    (63) Да-с! — сказал Пустяков. — (64) Удивительное дело, Юлий Августович! (65) Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66) Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67) Уди-ви-тель-ное дело!

    (68) Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

    (69) После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.

    (70) На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

    (71) «3най я такую штуку, — думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, — я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

    (73) Только эта одна мысль и помучивала его. (74) В остальном же он был совершенно счастлив. (По А. П. Чехову)

02.06.2021 08:31:13
Автор: Inga Lisichkina

  Почему люди идут на обман? Это и есть проблемный вопрос, над которым размышляет писатель.
  А.П. Чехов рассказывает о Льве Пустякове, учителе военной прогимназии, который решил одолжить орден у своего друга. Герой в этот день должен обедать у купца Спичкина: «А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице». Читатель понимает: человек готов пойти на хитрость, чтобы выглядеть лучше в глазах других. Далее автор пишет о сослуживце Пустякова, Трамбляне, который тоже надел чужой орден. Оба героя стыдились друг друга, прятали награды, потому что понимали, что если один из них узнает об обмане другого, то об этом узнают и окружающие. Когда же сослуживцы поняли, что каждый из них прибегнул к подобной хитрости, они повеселели и отправились показывать гостям ордена, беседовать на данную тему. При этом у Пустякова на душе «было легко и вольготно». Так автор указывает на то, что существуют те, кто полностью погружается в новую роль, зная, что обман не будет обнародован, чтобы почувствовать себя в более высоком статусе и произвести впечатление на окружающих. Второй пример дополняет первый, помогая осознать, что иногда люди готовы прибегнуть к хитрости, так как ими движет желание показать себя в лучшем свете.
  Позиция автора такова: человек идет на обман с определенной целью. Одной из них является попытка произвести хорошее впечатление.
  Я полностью согласна с мнением автора. К сожалению, некоторые люди не совсем честными способами пытаются казаться лучше, чем они есть на самом деле. Мне доводилось встречать тех, кто обманом приписывал себе различные заслуги и достижения, которых в действительности не могло быть.
  Можно сделать вывод о том, что некоторые люди готовы идти на обман ради одобрения окружающих. Думаю, что каждый должен решить для себя сам, нужно ли поступать подобным образом, и стоит ли оно того.
Количество слов - 297

Добрый день, Инга. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста+1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста+6 баллов
Пример 1 указан, пояснён. Пример 2 указан, пояснён. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста+1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста +0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но обоснование зачесть не могу, так как в нём есть логическая ошибка:
Я полностью согласна с мнением автора. К сожалению, некоторые люди не совсем честными способами пытаются казаться лучше, чем они есть на самом деле. Мне доводилось встречать тех, кто обманом приписывал себе различные заслуги и достижения, которых в действительности не могло быть.
Почему вы так утверждаете- не могло быть? В таком случае нужно было привести доказательный пример из жизни. У вас же обоснование-просто отписка. К тому же, в литературе много примеров по этой проблеме, вы могли использовать их. Вспомните хотя бы Чичикова, которого  все принимали за очень порядочного человека, а на самом деле это был пройдоха. А Хлестаков? Чем он лучше Пустякова и Трамбляна? Рекомендация: на экзамене постарайтесь  обосновать свою позицию примером из художественного произведения. Я уверена: вы хорошо знаете литературу.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения +1 балл
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но есть логическая ошибка(см. К4)
K6 - Точность и выразительность речи +1 балл
Есть нарушения точности выражения мысли
K7 - Соблюдение орфографических норм +3 балла
Ошибок нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм +2 балла
Далее автор пишет о сослуживце Пустякова, Трамбляне, который тоже надел чужой орден.
Здесь лучше поставить тире вместо запятой, так как рядом оказались две фамилии, а тире устранит неясность-перечисляете ли вы однородные члены или говорите только о Трамбляне. Это не ошибка-ваша запятая, такой знак тоже возможен при приложении, это рекомендация: при стыке двух имён собственных ставить лучше тире.
 Можно сделать вывод о том, что некоторые люди готовы идти на обман ради одобрения окружающих. Думаю, что каждый должен решить для себя сам, нужно ли поступать подобным образом, и стоит ли оно того.
нужно ли...и стоит ли...(однородные придаточные, между ними запятая не нужна).

K9 - Соблюдение грамматических норм +1 балл
Так автор указывает на то, что существуют те, кто полностью погружается в новую роль, зная, что обман не будет обнародован, чтобы почувствовать себя в более высоком статусе и произвести впечатление на окружающих.
Обилие указательных местоимений, союзов и союзных слов-всё это настолько усложняет конструкцию предложения, что не сразу и поймёшь его. Не увлекайтесь "нанизыванием" придаточных предложений, если можно построить его проще. Послушайте сами: указывает на то, что существуют те... Давайте упростим ваше предложение: Автор считает: есть люди, которые ВХОДЯТ в новую роль, желая произвести впечатление на окружающих и  зная, что обман не будет раскрыт.

K10 - Соблюдение речевых норм +1 балл
кто полностью в погружается новую роль,
Есть выражения ВЖИТЬСЯ В РОЛЬ, ВОЙТИ в роль( используйте такие сочетания слов, которые не вызовут вопросов, а выражение погрузиться в роль  можно назвать лексической несочетаемостью)

Лексическая несочетаемость( обман не может быть обнародован или не обнародован -  указ, распоряжение, решение и даже правда могут  быть обнародованы, а обман РАСКРЫТ, НЕ РАСКРЫТ)
не совсем честными способами пытаются казаться лучше,
Возьмём главное словосочетание- пытаются казаться способами-так говорим? Нет. Говорим- средствами(не совсем честными)-тоже лексическая несочетаемость.
доводилось встречать тех, кто обманом приписывал себе различные заслуги и достижения,
Лишнее слово-обманом, так как ПРИПИСЫВАЛ-уже имеет значение делал нечестно, то есть ваша ошибка-плеоназм-речевая избыточность.
Поставила 1 балл, хотя за 4 речевые ошибки ставят 0 баллов, я учитываю, что у вас три ошибки на одно и то же правило-лексическая несочетаемость.

K11 - Соблюдение этических норм +1 балл
Этических ошибок в работе нет
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале+ 1 балл
Фактических ошибок в фоновом материале нет.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку