Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема проявления сопереживания

  • Текст: Б. Екимов. С Ильмень-озера ребятня возвращалась к полудню...

    (1)С Ильмень-озера ребятня возвращалась к полудню. (2)Городской гостёк, внук бабы Дуни Станогиной, прямиком полетел к своему двору.

    (3)Обедали во дворе, под раскидистым клёном. (4)Баба Дуня кислым молочком обошлась и, пока мальчик ел, успела курам зерна сыпануть, кошке молока налила, сходила в погреб, в сарай.

    (5)Бабе Дуне годков уже было немало, но, как и прежде, управлялась она с огородом и скотиною, летом принимала городских внуков на хуторское житьё. (6)Осенью прибаливала.

    (7) Мальчик ел, а баба Дуня села напротив него, принялась за вязанье.

    (8) Они сидели друг против друга, стар и млад: внучек — городское дитя, белолицее, и баба Дуня — с большими лопатистыми руками, тёмным ликом, и лишь глаза её из-под белого платка играли молодо.

    (9) Мальчик рассказал о рыбалке, а потом спросил:

    — А у тебя тут какие новости?

    — (10)Какие наши новости, — засмеялась баба Дуня. — (11)У Митревны ворона утёнка стянула, вот и все новости.

    (12)И вдруг вспомнила, всплеснула руками.

    — (13)3амрачаюсь умом! (14)Как же, есть у нас новости, есть! (15)Мы уж с Митревной тебя ждали. (16)Говорю, внук приедет, он нам раздиктует. (17)Город такой — Кардабон — где находится? (18)На близу или далёко?

    — (19)Не слыхал... — пожал мальчик плечами. — (20)Наверное, ошиблись.

    — (21)Нет, он у меня на слуху стоит — Кардабон.

    — (22)По радио, что ль, слыхали?

    — (23)Какое радио... (24)Женщина с дитём по хутору ходила, собирала...

    — (25)Милостыню, что ли? (26)Нищая?..

    — (27)Ну да, в попросях. (28)Но она не нищая. (29)Беда у них приключилась. (30)Говорит, жила она в этом городе Кардабон. (31)И такая беда: земля похитнулася, и из неё огнём вдарило. (32)С чем из дома выбежали, с тем и остались. (33)А ныне их к нам привезли, на квартиры становить.

    — (34)Куда? — удивился мальчик. — (35)На хутор?

    — (36)Да где у нас-то квартиры? (37)Может, на станцию... (38)Женщина с дитём. (39)Такая беда. (40)Говорит, из земли огнём вдарило и всё пожгло.

    — (41)Вулкан, что ли? — догадался мальчик.

    — (42)Во, во! — взволновалась баба Дуня. — (43)Так-то и она говорила. (44)А город я запомнила, Кардабон.

    — (45)И вы ей подали?

    — (46)Конечно. (47)Деньгами я дала три рубля, сала отрезала, яичек положила.

    — (48)Да-а... — протянул внук осуждающе. — (49)Обманщица она, бабаня. (50)Как ты не понимаешь?

    — (51)Господь с тобой, — замахала руками баба Дуня.

    — (52)Никакого Кардабона нет. (53)Нет такого города.

    — (54)Как нет? — недоумённо воззрилась на внука баба Дуня. — (55)Я помню, она много раз говорила: Кардабон. (56)Митревна — живой свидетель.

    — (57)Не-ет, — протяжно и настойчиво повторил внук. — (58)Обманула она вас, и всё.

    — (59)Да ты, может, не знаешь, — сказала баба Дуня. — (60)Их, городов, по земле страсть как много.

    — (61)А такого нет, и вулканов у нас действующих нет — только за границей.

    — (62)Может, оттуда? — нерешительно произнесла баба Дуня.

    — (63)Оттуда не пустят, — решительно возразил внук. — (64)В честь чего это к нам повезут?

    — (65)А почему? (66)У нас и хлебец, и молочко, грех жаловаться.

    — (67)Ну, ты даёшь, бабуня! (68)Ну как тебя убедить? (69)У тебя карта есть?

    (70)Баба Дуня недолго подумала.

    — (71)В чулане погляди: там старые книжки сохраняются. (72)Ещё отец твой учился, Маруся, Ксеня.

    (73)Мальчик сходил в чулан, принёс оттуда школьную карту и разложил её на столе. (74)Баба Дуня почтительно склонилась над пожелтевшим листком.

    (75)А внук объяснял:

    — Вот видишь, наша страна. (76)Мы тут живём, на Дону. (77)И нигде тут вулканов нет. (78)Вот здесь, — прошёл он пальцем длинный путь, — на Камчатке, есть вулкан, но он сейчас не действует. (79)И вот, погляди, нет никакого Кардабона. (80)Она и придумала-то какое-то название иностранное — получше соврать не могла. (81)А вы всему верите.

    — (82) Она слезьми кричала...

    — (83)Ну и что? (84)Притворилась, да и всё. (85)Пять минут поплакала и заработала. (86)Ей же не только ты подала.

    — (87)Все, все. (88)Митревна денег дала, носки пуховые. (89)Валентина платье да туфли неношеные. (90)По всем дворам. (91)Одёжей и деньгами, о харчах не говоря.

    — (92)Вот так, — вздохнул теперь внук. — (93)3а час — десять пенсий твоих заработала. (94)Притворилась, и всё.

    — (95)Ну да... — всё равно не поверила баба Дуня. — (96)Вот такими слезьми плакала, взаправдашними.

    — (97)Ох, бабаня, бабаня... (98)Тебе разве докажешь. (99)Обманывают вас, кому не лень. (100)И тот пьяница, ты сама говорила, погорелец.

    — (101)Ашаул... — засмеялась баба Дуня и снова принялась за вязание. — (102)Тот на станции попался — милиция его защемила.

    — (103)На станции, да не у вас. (104)А вы тоже подавали.

    — (105)Подавали, — согласилась баба Дуня. — (106)А как же... (107)Человек говорит: сгорели, детям негде прислониться.

    — (108)Да мало ли кто о чём говорит! — разозлился внук. — (109)Разоблачать их надо, а не подавать. (110)А вы как маленькие...

    (111)Баба Дуня вздохнула, задумалась, и взгляд её отуманился.

    — (112)А ежели взаправду? (113)Не приведи Господь... — проговорила она, отложила вязанье и стала прибирать со стола.

    (114)Внук ушёл в дом. (115)А на столе лежала старая карта. (116)И прежде чем закрыть её и унести в чулан, баба Дуня склонилась над пожелтевшим листком. (117)Она ничего там не искала, лишь пощурилась. (118)И чудилось ей, что был, где-то был неведомый город Кардабон — живая беда.

     

    (По Б. Екимову)

01.06.2021 19:17:47
Автор: Алина Асанова

Как проявляется искреннее чувство сопереживания?
Рассуждая над этой проблемой, Б. Екимов описывает ситуацию, позволяющую ответить на поставленный вопрос. Баба Дуня – наивная и простая старушка – рассказывала своему внуку о страшном несчастье, которое приключилось с какой-то женщиной. По словам Дуни Станогиной, нищая лишилась всего своего имущества после извержения вулкана и осталась одна со своим ребёнком. Смышлённый внук сразу догадался, что его бабушку обманули и пытался объяснить ей это, но «бабаня» была непреклонна. Она рассказала, как помогла несчастной женщине, ощущая при этом сильные переживания за её судьбу, что можно было заметить, когда старушка выпрашивала у мальчика информацию о городе Кардобоне, где якобы проживала потерявшая свой кров переселенка. Таким образом, баба Дуня без каких-либо разбирательств была готова прийти на помощь любому человеку, она принимала многие ситуации близко к сердцу, пропуская их через себя, и затем не могла о них долго забыть, проявляя тем самым большую чувственность и милосердие.
Кроме того, автор пишет о том, как внук объяснял своей бабушке лживость случившейся ситуации, однако добрая старушка не хотела верить в это. После того, как мальчик показал бабе Дуне карту с настоящими доказательствами, она даже не вспомнила про те вещи, которые даром отдала нищенке и ни в коем случае не собралась обвинять попрошайку в ужасном поступке. Таких мыслей не было в голове у благородной пожилой женщины, напротив, и после этих слов «чудилось ей, что был, где-то был неведомый город Кардобон – живая беда». Читатель понимает: эта старушка умела по-настоящему сострадать людям даже в те моменты, когда она подвергалась обману. Женщина не интересовалась разоблачением аферистов, а наоборот, верила всем людям и старалась открыть душу каждому, проявляя свою поддержку и заботу.
Второй пример дополняет первый, раскрывая перед нами особенность отзывчивых и милосердных людей – готовность в любом случае оказать помощь независимо от имеющейся на то причины.
Автор считает, что искреннее чувство сопереживания проявляется в способности человека совершать бескорыстные поступки и ощущать чужую боль как свою собственную.
Я согласна с позицией Б. Екимова. Действительно, настоящее сострадание характеризуется высокой чувствительностью к проблемам  других людей и всегда оставляет на сердце человека, обладающего таким качеством, переживания тех, кто  испытавает жизненные трудности.
В заключение я хочу сказать, что милосердие, гуманность и бескорыстность – черты высоконравственного человека, которые определяют чистоту души и способность совершать благородные поступки. Каждому из нас необходимо проявлять сострадание к окружающим и  помнить о чувствах других людей.
  
Количество слов - 376

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Алина!

Вы написали неплохое сочинение, соответствующее требованиям ЕГЭ по русскому языку, но есть некоторые моменты, на которые хочется обратить внимание.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

К сожалению, при комментировании Вы увлекаетесь пересказом текста.

Пример 1 (искренняя убеждённость бабы Дуни в несчастье женщины с ребёнком, которая осталась без крова) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (нежелании бабы Дуни верить в то, что её обманули) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, но проанализирована недостаточно полно.

Рекомендую осторожнее использовать такой тип связи, как дополнение. В этом году эксперты будут с пристрастием относиться к дополнению, хотя прямого запрета, конечно, нет.  Нужно более детально прописывать анализ связи (как примеры-иллюстрации дополняют друг друга, что привносит один, что другой).

В комментарии, на мой взгляд, Вы увлеклись пересказом.

Рекомендую оформлять комментарий в трёх абзацах: 1- пример 1 +пояснение+микровывод; 2- пример 2 + пояснение + микровывод; 3 - связь и анализ связи. Но решение в любом случае за Вами, я только рекомендую. Нет регламентированного количества абзацев, есть опыт преподавателей, практика, тенденции.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но нет чёткого обоснования тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла

Ошибки: нет.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Снижение баллов по К10 влечёт за собой снижение баллов по К6.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

Действительно, настоящее сострадание характеризуется высокой чувствительностью к проблемам  других людей и всегда оставляет на сердце человека, обладающего таким качеством, переживания тех, кто испытавает жизненные трудности.
Правописание суффиксов глагола -ива- (-ыва-)  - -ова- (-ева-). Правильно: испытывает.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Рассуждая над этой проблемой, Б. Екимов описывает ситуацию, позволяющую ответить на поставленный вопрос.
Нарушение управления.

рассуждать о чём, размышлять о чём и над чем.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Таким образом, баба Дуня без каких-либо разбирательств была готова прийти на помощь любому человеку, она принимала многие ситуации близко к сердцу, пропуская их через себя, и затем не могла о них долго забыть, проявляя тем самым большую чувственность и милосердие.
Употребление слова в несвойственном значении. В данном случае необходимо употребить слово "чувствительность".
Кроме того, автор пишет о том, как внук объяснял своей бабушке лживость случившейся ситуации, однако добрая старушка не хотела верить в это.
Нарушение лексической сочетаемости.
После того, как мальчик показал бабе Дуне карту с настоящими доказательствами, она даже не вспомнила про те вещи, которые даром отдала нищенке и ни в коем случае не собралась обвинять попрошайку в ужасном поступке.
Речевой недочёт.
Читатель понимает: эта старушка умела по-настоящему сострадать людям даже в те моменты, когда она подвергалась обману.
Лексическая несочетаемость. Лучше сказать проще: когда её обманывают, когда лгут и т.д.
Женщина не интересовалась разоблачением аферистов, а наоборот, верила всем людям и старалась открыть душу каждому, проявляя свою поддержку и заботу.
Употребление лишнего слова.
Второй пример дополняет первый, раскрывая перед нами особенность отзывчивых и милосердных людей – готовность в любом случае оказать помощь независимо от имеющейся на то причины.
Речевая избыточность (лишнее местоимение; словосочетание "в любом случае" и "независимо от имеющихся на то причин" обладают схожими значениями).
Действительно, настоящее сострадание характеризуется высокой чувствительностью к проблемам  других людей и всегда оставляет на сердце человека, обладающего таким качеством, переживания тех, кто  испытавает жизненные трудности.
Лексическая несочетаемость. Лишние местоимения. Лучше перестроить предложение, сказать по-другому. Возможные варианты:

Искреннее сострадание проявляет героиня по отношению к людям, которые переживают трудности.

Неподдельное участие, способность  к сопереживанию, умение чувствовать чужую боль как свою - всеми этими качествами обладает героиня.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, речевым оформлением. Желаю удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку