Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

проблема потери индивидуальности городов

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
31.05.2021 18:37:32
Автор: Иван Дядькович

                  В предложенном для анализа тексте В.П. Катаев размышляет о потери индивидуальности городов.
                  Комментируя данную проблему, обратимся к предложениям 1-6. Автор пишет о том, что памятник Пушкину убрали с Тверского бульвара. Катаев акцентирует внимание на чувствах рассказчика: «До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. Привычка». Этим автор показывает, что памятник стал частью Тверского бульвара и города. И теперь, когда памятника нет, потеряна часть города.
                 Кроме того, рассказчик говорит про перекресток, на котором он однажды остановился: «…какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. Его не было. Он исчез, этот Водопьяный переулок. Он просто больше не существовал». Автор описывает чувства рассказчика: «Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне…» Читатель понимает, что изменения, произошедшие на перекрестке, вызвали у рассказчика много отрицательных эмоций. Рассказчик как будто оказался в другом измерении, он растерян. Будто то этот перекресток «вырезали из тела города».
                 Примеры дополняют друг друга. Они показывают, что из-за разрушения памятников и кординального изменения улиц и перекрестков, города теряют индивидуальность. Они теряют свою «изюминку».
Авторская позиция ясна: нельзя сносить или переставлять памятники, сильно изменять город, потому что это делает его безликим.
                 Я согласен с позицией автора. Действительно, нельзя убирать памятники и перестраивать город, потому что из-за этого он теряет индивидуальность. Для доказательства своей позиции приведу пример. В моем маленьком поселке раньше был фонтан на главной площади. Там всегда играли дети, люди загадывали желания и кидали монетки. Год назад на месте фонтана поставили клумбу с цветами. Теперь там никто не гуляет, так как это место стало безликим.
Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, поднятой в тексте В.П. Кататева, и осознают, что нельзя «рушить» индивидуальность городов.
Количество слов - 294

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Иван!
Вы знакомы со структурой сочинения ЕГЭ.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.
Рекомендация: сформулируйте проблемы в виде вопроса.
ПВ (проблемный вопрос)- ПА (позиция автора)= вопросно-ответная связка.
Так Вы будете всегда попадать в область проблемы.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно (АНАЛОГИЯ), проанализирована формально (нужно сделать "разведение" примеров, показать, что делает КАЖДЫЙ из примеров).

Комментируя данную проблему, обратимся к предложениям 1-6.
Да, так можно делать. Вы хорошо владеете анализом, умеете цитировать- нет необходимости в "детском" способе отсылки к тексту. Рекомендация: пишите связную работу, она от этого выиграет. Это предложение можно убрать.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Теперь там никто не гуляет, так как это место стало безликим.
После обоснования своей позиции нужен микровывод, который логично подведёт к заключению.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки: повторы

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

размышляет о потери
потерЕ

кординального
кАрдинального

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

из-за разрушения памятников и кординального изменения улиц и перекрестков, ЛИШНЯЯ ЗПТ города теряют индивидуальность

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Автор пишет о том, что памятник Пушкину убрали с Тверского бульвара. Катаев акцентирует внимание на чувствах рассказчика: «До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. Привычка». Этим автор показывает, что памятник стал частью Тверского бульвара и города. И теперь, когда памятника нет, потеряна часть города.
повторы

рассказчик говорит про перекресток, на котором он однажды остановился
Кто из них: перекрёсток или автор?

Автор описывает чувства рассказчика: «Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне…» Читатель понимает, что изменения, произошедшие на перекрестке, вызвали у рассказчика много отрицательных эмоций. Рассказчик как будто оказался в другом измерении, он растерян. Будто то (лишнее слово) этот перекресток «вырезали из тела города».
повторы
Они показывают, что из-за разрушения памятников и кординального изменения улиц и перекрестков, города теряют индивидуальность. Они теряют свою «изюминку».
повтор

В моем маленьком поселке раньше был фонтан на главной площади. Там (на площади) всегда играли дети, люди загадывали желания и кидали монетки (на площади?).
Неудачно употреблено указательное наречие ТАМ.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
-0,5 б.

Кроме того, рассказчик говорит про перекресток
Рассказчик- герой художественного текста.
Вы анализируете публицистику- употребляйте слово АВТОР.

Общие рекомендации: следует усилить работу над связью и анализом, подумать, как избежать повторов.

Следуйте рекомендация рецензии на экзамене, и тогда у Вас получится высокобалльная работа.
 Успеха на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку