Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Возможно ли оправдать ложь из добрых побуждений?

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
29.05.2021 17:45:48
Автор: Яна Дура

Возможно ли оправдать ложь из добрых побуждений?  Этой проблеме посвящен текст Александра Куприна.
Чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу, автор пишет о  том, как главный герой, Иван Семенюта, старается скрыть от матери все невзгоды. "Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол", но "есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек" и "Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. Это он делает для того, чтобы мать не переживала за его жизнь. С помощью этого эпизода прозаик показывает, что главный герой переживает за мать и заботится о ее здоровье, он не хочет, чтобы мать переживала.
Также важен фрагмент, где мать Ивана Семенюта знает об обмане сына, но ничего не говорит, она принимает эту ложь "И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой", "никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает". Так, автор показал нам, что даже обман способен быть "сказкой", наполняющий жизнь красками, способными успокоить тревожную мать.
  Оба примера,дополняя друг друга, показывают нам,что "сладкая" ложь может быть неким ключиком к спокойной и беззаботной жизни.
Позиция Куприна очевидна. Он считает,что ложь оправдана, если она совершена с добрыми намерениями.
Я согласна с авторской позицией, порой "святая" ложь намного приятнее горькой правды и способна успокоить защитить от нежелательной правды.
В заключении я бы хотела сказать, что ложь может быть не только вредной, но и может помочь людям не видеть горькую правду действительности.
Количество слов - 286

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Яна!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

Возможно ли оправдать ложь из добрых побуждений?
Что Вы хотите услышать в ответ? Да или нет?
Вопрос должен быть проблемным, чтобы над ним можно было поразмышлять.
Почему можно оправдать ложь? (в каких случаях)
Какую ложь можно назвать "святой"?

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно (АНАЛОГИЯ), проанализирована формально (нужно "разведение" примеров: показать, какую роль играет КАЖДЫЙ из примеров).

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснования  тезиса нет.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 0 баллов.

Ошибки:

Также важен фрагмент, где мать Ивана Семенюта знает об обмане сына
Не употребляйте ТАКЖЕ в начале абзаца
способными успокоить тревожную мать.
 Оба примера,дополняя друг друга, показывают нам,что "сладкая" ложь может быть неким ключиком к спокойной и беззаботной жизни.
Вы противоречите сами себе.
ложь может быть не только вредной, но и может помочь людям не видеть горькую правду действительности.
1) Новый тезис, требующий доказательства.
2) Ложное умозаключение.Чаще всего в жизни это нехорошо: человек находится в иллюзии, которая жизнь может разрушить.  Но если бы Вы доказали  выдвинутый тезис (например, в обосновании своей позиции), то он бы стал убедительным.

Грамотность и речь
Орфорграфические
Пунктуационные
Грамматические
Речевые

Этой проблеме посвящен текст Александра Куприна.
 Чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу, автор пишет о  том, как главный герой, Иван Семенюта, старается скрыть от матери все невзгоды. "Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол", но "есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа (необоснованная парцелляция) Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек"ЗПТ и "Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. Это он делает для того, чтобы мать не переживала за его жизнь. С помощью этого эпизода прозаик показывает, что главный герой переживает за мать и заботится о ее здоровье, он (прозаик или герой?) не хочет, чтобы мать переживала.
 Также важен фрагмент, где мать Ивана Семенюта знает об обмане сына, но ничего не говорит, она принимает эту ложь ДВОЕТОЧИЕ "И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой", "никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает". Так, ЛИШНЯЯ ЗАПЯТАЯ автор показал нам, что даже обман способен быть "сказкой", наполняющий жизнь красками, способными успокоить тревожную (тревожащуюся) мать.
  Оба примера,дополняя друг друга, показывают нам,что "сладкая" ложь может быть неким ключиком к спокойной и беззаботной жизни.
 Позиция Куприна очевидна. Он считает,что ложь оправдана (кр. прил.- НН), если она совершена с добрыми намерениями.
 Я согласна с авторской позицией, ТЧК или ДВОЕТОЧИЕ порой "святая" ложь намного приятнее горькой правды и способна успокоить защитить от нежелательной правды.
 В заключении я бы хотела сказать, что ложь может быть не только вредной, но и может помочь людям не видеть горькую правду действительности.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм + 2 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 1 балл.

K9 - Соблюдение грамматических норм +1 балл.

K10 - Соблюдение речевых норм + 0  балла.

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Позиция Куприна очевидна
ПА (позиция автора) очевидна лишь в публицистическом тексте.
Вы анализируете текст художественный- ПА приходится вычленять.

Общие рекомендации: следует усилить работу над формулировкой проблемы комментарием, обратите внимание на речевое оформление сочинения.

 Успеха на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку