Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

29.05.2021 17:32:34
Автор: Анна

На какие поступки способен человек в сложной жизненной ситуации? Всегда ли его цель оправдывает средства? Именно эту проблему поднимает В. Тендряков в своём тексте.

Главного героя, только возвратившегося с поля боя, перевели в запасной полк. Всех солдат не первый день мучил жуткий голод: "два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода". Однажды рассказчик отправился со своим лейтенантом получать продовольствие на всех бойцов. Но, как только старшина отвернулся, герой рассказа выхватил полбуханки хлеба, предназначенной для всех, и завернул её к себе в плащ-палатку. А на вопросы других солдат о пропаже стыдливо промолчал. Рассказчик совершил низкий поступок по отношению к своим товарищам по полку, таким же голодным и измученным, как и он сам. Герой осознал свою ошибку, он почувствовал, что в окружении честных соотечественников выглядит жалко: "Среди красивых людей – я уродлив", но так и не смог признаться в содеянном.
В связи с этим, в будущем главный герой больше никогда не воровал. Он всегда старался помогать окружающим и поступать на благо обществу.
Оба примера тесно связаны, ведь мы видим, что главный герой изменился именно вследствие того случая, произошедшего с ним на фронте.  

Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но постепенно подводит читателя к мысли о том, что даже в экстренной жизненной ситуации нельзя забывать о честности. Он считает, что мы никогда не должны добиваться каких-либо целей за счёт обмана и низких поступков.

Я согласна с автором данного текста и тоже считаю, что всегда нужно оставаться человеком, и даже самые трудные минуты нашей жизни проживать достойно.

В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий пример из личной жизни моей семьи. Во времена Великой Отечественной войны мой прадедушка оказался в плену. На протяжении пятнадцати дней солдат ничем не кормили. Однако у одного из товарищей оказался в запасе кусок хлеба и несколько картофелен. Тот мог сохранить свою скудную пищу на долгий срок для себя, но он поровну разделил всё до последней крошки между пленниками. Получается, даже в самых невыносимых условиях боец помнил про своих друзей и поделился с ними всем, чем мог. Может быть, благодаря его поступку мой прадедушка тогда выжил.

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте В. Тендряковым, расставят приоритеты и в критической ситуации станут думать не только о себе, но и о других, оказавшихся в таком же непростом положении.
Количество слов - 382

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Анна!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл.

Проблема определена верно, сформулирована некорректно. Во-первых, Вы сформулировали две проблемы. Не стоит так делать. Ищите главную. Во-вторых, в проблеме нет нравственной оценки. Это нехорошо. Переформулируем вопрос.

Можно ли в критической ситуации пренебрегать честностью?

K2 - Комментарий + 3 балла.

Главного героя, только возвратившегося с поля боя, перевели в запасной полк. Всех солдат не первый день мучил жуткий голод: "два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода". Однажды рассказчик отправился со своим лейтенантом получать продовольствие на всех бойцов. Но, как только старшина отвернулся, герой рассказа выхватил полбуханки хлеба, предназначенной для всех, и завернул её к себе в плащ-палатку. А на вопросы других солдат о пропаже стыдливо промолчал. Рассказчик совершил низкий поступок по отношению к своим товарищам по полку, таким же голодным и измученным, как и он сам. Герой осознал свою ошибку, он почувствовал, что в окружении честных соотечественников выглядит жалко: "Среди красивых людей – я уродлив", но так и не смог признаться в содеянном.
В связи с этим, в будущем главный герой больше никогда не воровал. Он всегда старался помогать окружающим и поступать на благо обществу.
Из вашего комментария очень непросто вычленить пояснения. Пояснение к первому примеру отметила лиловым цветом.  Очень строгий эксперт вполне может оценить это суждение как пересказ. Пояснения ко второму примеру нет и вовсе.  Старайтесь писать о том, что делает автор. Фактическая информация интересна не сама по себе, а в аспекте анализа.

Взаимосвязь между примерами не определена, не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл.

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

1) Заявлено два вопроса - ответ дан только на первый.

Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но постепенно подводит читателя к мысли о том, что даже в экстренной жизненной ситуации нельзя забывать о честности.
2) Указательное местоимение ни на что не указывает.

В сочинении присутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

На какие поступки способен человек в сложной жизненной ситуации? Всегда ли его цель оправдывает средства? Именно эту проблему поднимает В. Тендряков в своём тексте.

Главного героя, только возвратившегося с поля боя, перевели в запасной полк. Всех солдат не первый день мучил жуткий голод: "два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода". Однажды рассказчик отправился со своим лейтенантом получать продовольствие на всех бойцов. Но, как только старшина отвернулся, герой рассказа текста выхватил полбуханки хлеба, предназначенной для всех, и завернул её к себе в плащ-палатку. А на вопросы других солдат о пропаже стыдливо промолчал. Рассказчик совершил низкий поступок по отношению к своим товарищам по полку, таким же голодным и измученным, как и он сам. Герой осознал свою ошибку, он почувствовал, что в окружении честных соотечественников выглядит жалко: "Среди красивых людей – я уродлив", но так и не смог признаться в содеянном.
В связи с этим, ЛИШНЯЯ ЗПТ  в будущем главный герой больше никогда не воровал. Он всегда старался помогать окружающим и поступать на благо обществу.
Оба примера тесно связаны, ведь мы видим, что главный герой изменился именно вследствие того случая, произошедшего с ним на фронте.  

Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но постепенно подводит читателя к мысли о том, что даже в экстренной жизненной ситуации нельзя забывать о честности. Он считает, что мы никогда не должны добиваться каких-либо целей за счёт обмана и низких поступков.

Я согласна с автором данного текста и тоже считаю, что всегда нужно оставаться человеком, ЛИШНЯЯ ЗПТ и даже самые трудные минуты нашей жизни проживать достойно.

В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий пример из личной жизни моей семьи. Во времена Великой Отечественной войны мой прадедушка оказался в плену. На протяжении пятнадцати дней солдат ничем не кормили. Однако у одного из товарищей оказался в запасе кусок хлеба и несколько картофелен картофелин. Тот  мог сохранить свою скудную пищу на долгий срок для себя, но он поровну разделил всё до последней крошки между пленниками. Получается, даже в самых невыносимых условиях боец помнил про своих друзей и поделился с ними всем, чем мог. Может быть, благодаря его поступку мой прадедушка тогда выжил.

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте В. Тендряковым, расставят приоритеты и в критической ситуации станут думать не только о себе, но и о других, оказавшихся в таком же непростом положении.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы и логикой. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку