Запомни!

После шипящих пишется О в словах: анчоусы, артишок, банджо, боржоми, джокер, джонка, джоуль, жокей, жонглёр, жом, жор, жох, изжога, каприччо , капюшон, корнишоны, крыжовник, крюшон, лечо, мачо, мажор, мажордом, обжора, пончо, прожорливый, ранчо, трещотка, трущобы, харчо, чащоба, чокаться, чокнутый, чопорный, чохом, шов, шовинизм, шок, шоколад, шомпол, шорох, шорты, шоры, шорник, шоссе, шотландец, шофёр.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какова роль чтения в жизни человека?

  • Текст: В.Богомолов. День выдался отменный...

    День выдался отменный. Солнце сияло и грело, но не пекло нещадно, как всю последнюю неделю. От земли, от высокой сочной луговой травы поднимался свежий и крепкий аромат медвяных цветов и росы; в тишине мерно и весело, с завидной слаженностью трещали кузнечики.

    Голубые, с перламутровым отливом стрекозы висели над самым зеркалом воды и над берегом; я было попытался поймать одну, чтобы рассмотреть хорошенько, но не сумел.

    С удовольствием вдыхая чудесный душистый воздух, я медленно шел вдоль берега, глядел и радовался всему вокруг.

    Как может перемениться жизнь человека! Просто даже не верилось, что еще недавно я, изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике на высоте 114 (я стрелял лучше других и в бою, когда мог, всегда брался за пулемет) и короткими отрывистыми очередями косил рослых, как на подбор, немцев из танковой гренадерской дивизии СС "Фельдхернхалле", перебегавших и упрямо ползших вверх по склону.

    Как-то не верилось, что совсем недавно, когда кончились патроны, не осталось гранат и десятка три немцев ворвались на высоту в наши траншеи, я, ошалев от удара прикладом по каске и озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь, катался по земле с дюжим эсэсовцем, старавшимся - и довольно успешно - меня задушить, а затем, когда его прикончили, зарубил немца-огнеметчика чьей-то саперной лопаткой.

    Все это было позавчера, но оттого, что я сутки спал и только проснулся, оттого, что это были самые сильные впечатления последних дней, мне казалось, что бой происходил всего несколько часов тому назад.

    Я не удержался, раскрыл на ходу томик и начал было вполголоса читать, однако тут же решил покончить сперва со всем малоприятным, но неизбежным. На небольшом песчаном пляжике я скинул сапоги, быстро разделся и дважды старательно выстирал грязные, пропитанные потом, пылью, ружейным маслом и чьей-то кровью гимнастерку и шаровары, ставшие буквально черными портянки и пилотку. Затем, крепко отжав, развесил все сушиться на ветках орешника, спустился в воду и, простирнув самодельные плавки, начал мыться сам. Я намылился и со сладостным ожесточением принялся скрести ногтями голову и долго скоблил и тер все тело песком, пока кожа не покраснела и не покрылась кое-где царапинками. Последний раз я мылся по-настоящему недели три назад, и вода около меня, как и при стирке, сразу сделалась мутновато-темной.

    Потом я плавал и, ныряя с открытыми глазами, гонялся в прозрачной воде за стайками мальков и доставал со светлого песчаного дна раковины и камешки; самые из них интересные и красивые я отобрал, решив, пока мы будем здесь находиться, составить небольшую коллекцию. Дома, в Подмосковье, у меня хранился в сенцах целый сундук всяких необычных камешков и раковин - собирать их я пристрастился еще в раннем детстве.

    Немного погодя я вышел на берег, ощущая бодрость и приятную легкость во всем теле и чувствуя себя точно обновленным. Перевернув на ветках орешника быстро сохнувшие гимнастерку и шаровары, я со спокойной душой взял наконец книжку.

    Я любил и при каждой возможности читал стихи, но Есенина открыл для себя недавно, когда в начале наступления, в развалинах на окраине Могилева, нашел этот однотомник; стихи поразили и очаровали меня.

    На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям; многие четверостишия я знал уже наизусть и декламировал их (чаще всего про себя) к месту и не к месту. Но отдаться стихам Есенина безраздельно, в покойной обстановке мне еще не доводилось.

    Я начал читать, то заглядывая в книжку, то по памяти; начал с ранних, юношеских стихотворений:

    ...Ах, поля мои, борозды милые,

    Хороши вы в печали своей!

    Я люблю эти хижины хилые

    С поджиданьем седых матерей.

    ...Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

    Лишь к тебе я любовь берегу.

    Весела твоя радость короткая

    С громкой песней весной на лугу.

    Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена и молодыми березками на той стороне, золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками - все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина, его восторженной любви к родному краю, к раздолью полей и лугов, к русской природе и человеку.

    (По В. О. Богомолову*)

    *Владимир Осипович Богомолов (1924 – 2003) – русский советский писатель.

25.05.2021 17:20:38
Автор: Иван Дядькович

                 Какова роль чтения в жизни человека? Именно эту проблему Владимир Осипович Богомолов ставит в предложенном для анализа тексте.
               Комментируя данную проблему стоит обратить внимание на то, как автор делает акцент на любви рассказчика к литературе: «Я любил и при каждой возможности читал стихи…» Также Богомолов описывает эмоции, которые получал рассказчик во время чтения: «На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям…» Этим автор хочет показать, что литература играет огромную роль в жизни главного героя. Она вызывает положительные эмоции, способствует улучшению настроения, заставляет задуматься о своих целях в жизни.
                 Далее стоит отметить, что Богомолов описывает чувства рассказчика и картину, которая появляется у него голове во время чтения стихотворения: «…золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками - все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина…» Автор хотел донести до читателя важную мысль: литература открывает человеку всю красоту природы, переносит его в детство, заставляет вспомнить родной край и будит светлые чувства любви и радости.
                 Оба примера, дополняя друг друга, показывают важность литературы в нашей жизни. Чтение открывает нам красоту природы, светлые воспоминания из детства, радость и любовь, заставляет задуматься о своей жизни.
                 Позиция автора ясна. Владимир Осипович Богомолов считает, что чтение играет огромную роль в жизни человека: оно успокаивает, вызывает светлые чувства и эмоции, переносит в детство.
                 Я согласен с позицией автора, действительно, литература очень важна в жизни людей. С самого детства детям читают сказки, донося до них правильные ценности. В подростковом возрасте дети из книг получают важные уроки, которые им потом пригождаются в жизни. Очень часто на людей литература оказывает очень сильное влияние, меняет их цель в жизни, их интересы.
                 В заключение хочу сказать, что литература – неотъемлемая и очень важная часть жизни человека.
Количество слов - 331

Добрый день, Иван. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.


К1 - Формулировка проблем исходного текст+1 балл
Проблема определена верно, сформулирована  не вполне корректно. Речь в тексте не о чтении вообще, а о книге, которая во время войны грела душу герою. Правильнее было бы так сформулировать проблемный вопрос :Какова роль  книг для человека на войне?( ответ на вопрос -позиция автора: Богомолов считает, что книги помогали людям на войне оставаться человеком, книги спасали от очерствения души)

К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста +3 балла
Пример 1 указан, пояснён. Пример 2 указан, хотя с нарушением фактологической точности, поэтому пояснение неверное:
Богомолов описывает чувства рассказчика и картину, которая появляется у него голове во время чтения стихотворения: «…золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками - все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина…
Эта картина не в голове героя, а перед его глазами-таков пейзаж той местности, где он находился в тот момент.
Связь между примерами определена неправильно, анализ тоже не засчитывается, так как он формальный.
Вам нужно было взять пример из описания военных действий( смерть, кровь, грязь-вот она какая -война) и пример воздействия стихов Есенина на героя: стихи его перекликаются с тем, что видит герой сейчас-пейзаж, напоминающий Родину, красота, тишина, покой-всё, как в мирное время. Противопоставление явное, и ваше сочинение от этого стало бы лучше(легче определить связь и анализ хороший написать).

K3 - Отражение позиции автора исходного текста +1 балл
Позиция автора определена корректно, но эта мысль уже звучала в сочинении, вы дублируете её многократно, что считается неуместным повтором.
Этим автор хочет показать, что литература играет огромную роль в жизни главного героя. Она вызывает положительные эмоции, способствует улучшению настроения, заставляет задуматься о своих целях в жизни.
 Позиция автора ясна. Владимир Осипович Богомолов считает, что чтение играет огромную роль в жизни человека: оно успокаивает, вызывает светлые чувства и эмоции, переносит в детство.
Чтение открывает нам красоту природы, светлые воспоминания из детства, радость и любовь, заставляет задуматься о своей жизни.
Автор хотел донести до читателя важную мысль: литература открывает человеку всю красоту природы, переносит его в детство, заставляет вспомнить родной край и будит светлые чувства любви и радости.
И примеры комментируете этими же словами, и анализ связи примеров, и позицию автора передаёте такими же словами, как будто других слов не знаете.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста+ 0 баллов
Есть согласие, но нет чёткого тезиса и обоснование крайне примитивное. Обосновать роль книг в жизни человека очень просто: есть много прекрасных произведений, в которых рассказывается, как герои стали образованными и порядочными людьми благодаря чтению.( Роман "Мать" М.Горького, сама биография М. Горького-тоже хороший пример; цитату В.Г. Белинского выучите:" Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека").


K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 0 баллов
В работе просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки(многократное дублирование одной и той же мысли).


K6 - Точность и выразительность речи +0 баллов
Работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.


K7 - Соблюдение орфографических норм +3 балла
Ошибок нет.


K8 - Соблюдение пунктуационных норм +2 балла
  Комментируя данную проблему стоит обратить внимание на то, как автор делает акцент на любви рассказчика к литературе:
Нужна запятая после деепричастного оборота.
Я согласен с позицией автора, действительно, литература очень важна в жизни людей.
Это БСП, после первого предложения, которое требует пояснения, в чём вы согласны с автором, надо поставить двоеточие.


K9 - Соблюдение грамматических норм + 0 баллов
Также Богомолов описывает эмоции, которые получал рассказчик во время чтения:
Не рекомендуется начинать предложение с союза ТАКЖЕ( это похоже на то, как если бы вы начали предложение с союзного слова КОТОРЫЙ: Который мальчик вчера приходил, сегодня опять пришёл- разве вы так будете строить предложение?)
. Она вызывает положительные эмоции, способствует улучшению настроения, заставляет задуматься о своих целях в жизни.
Вы используете слова какого-то канцелярского стиля: вызывает эмоции, способствует улучшению...Лучше так: Она дарит положительные эмоции, улучшает настроение(хотя оба эти выражения-плеоназм, то есть вы говорите об одном и том же, но разными словами); своих-лишнее слово.
Далее стоит отметить,
Без ДАЛЕЕ...(что даёт вам это слово для понимания смысла предложения? ничего! вот и не пишите его...)
описывает чувства рассказчика и картину, которая появляется у него голове
Вы меня рассмешили: картина появляется в голове( см. выше-ошибка указана) Надо было написать: ...и картину, которая появляется в его воображении( ещё раз напомню-фактическая ошибка у вас: он на самом деле видит перед собой этот пейзаж, который напоминает ему родное Подмосковье).

литература открывает человеку всю красоту природы,
лишнее слово-всю.
. Чтение открывает нам красоту природы, светлые воспоминания из детства, радость и любовь, заставляет задуматься о своей жизни.
См: открывает красоту(правильно-условно), открывает воспоминания(неправильно), открывает радость и любовь(неправильно): один глагол, а зависимых слов много, надо правильно подбирать к каждому существительному подходящий глагол. Проверяйте себя: чтение открывает радость-разве так говорим?
Позиция автора ясна. Владимир Осипович Богомолов считает, что чтение играет огромную роль в жизни человека: оно успокаивает, вызывает светлые чувства и эмоции, переносит в детство.
Чтение не призвано только успокаивать, оно должно тревожить душу, сердце, ум( у вас это логическая ошибка); есть книги( и стихи тоже), которые вызывают гневные чувства, а эмоции, к которым вы подобрали прилагательное СВЕТЛЫЕ -тоже неправильное словоупотребление.
С самого детства детям читают сказки, донося до них правильные ценности.
С РАННЕГО детства..
которые им потом пригождаются в жизни.
которые им потом ПРИГОДЯТСЯ В ЖИЗНИ.


K10 - Соблюдение речевых норм + 0 баллов
Какова роль чтения в жизни человека? Именно эту проблему Владимир Осипович Богомолов ставит в предложенном для анализа тексте.
Именно над таким проблемным вопросом  размышляет..( заучите - так правильно).
Также Богомолов описывает эмоции, которые получал рассказчик во время чтения:
...которые испытывал рассказчик
Этим автор хочет показать, что литература играет огромную роль в жизни главного героя. Она вызывает положительные эмоции, способствует улучшению настроения, заставляет задуматься о своих целях в жизни.
хочет-это сейчас, а рассказ написан очень давно, значит, хотел ( не советую писать  АВТОР ХОТЕЛ СКАЗАТЬ, ПОКАЗАТЬ - мы не знаем, чего он хотел). Автор подводит нас к мысли о том, что литература СЫГРАЛА БОЛЬШУЮ РОЛЬ...Речь в тексте о сборнике одном, а вы обобщаете-литература.. это стихи вызвали эмоции героя, а не литература вообще. Не надо ДОМЫСЛИВАТЬ того, чего нет в тексте:
заставляет задуматься о своей жизни.
Вот об этом нет в тексте ни слова.

 Далее стоит отметить, что Богомолов описывает чувства рассказчика
Всё выделенное лишнее, без этих слов прекрасно сохраняется смысл предложения.
Богомолов описывает чувства рассказчика и картину, которая появляется у него голове во время чтения стихотворения: «…золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками - все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина…»
Ещё раз уточняю: описание пейзажа-это не в воображении героя, а вокруг него: он смотрит на пейзаж, который напомнил ему Подмосковье(а сам герой сейчас воюет на фронте в Белоруссии-вспомните из текста: сборник он нашёл недавно, когда шли бои под Могилёвом-это белорусский город).
литература открывает человеку всю красоту природы, переносит его в детство, заставляет вспомнить родной край и будит светлые чувства любви и радости.
В тексте речь о поэзии, а не о литературе в целом( см.замечание выше); литература заставляет( как?)- стихи напоминают о родных краях...
что чтение играет огромную роль в жизни человека: оно успокаивает, вызывает светлые чувства и эмоции,
Если уж вы говорите, что чтение играет роль, то не сам процесс, а чтение книг, под которым мы подразумеваем  изучение   мира, новые впечатления, эмоции, получаемые от знакомства с  литературными героями...другие замечания по поводу этого предложения см.выше.
С самого детства детям читают сказки, донося до них правильные ценности.
С раннего детства детям читают сказки, чтобы познакомить их с нравственными ценностями.
В подростковом возрасте дети из книг получают важные уроки, которые им потом пригождаются в жизни.
Уберём выделенную часть, оставим: В подростковом возрасте дети из книг получают важные жизненные уроки.
Очень часто на людей литература оказывает очень сильное влияние, меняет их цель в жизни, их интересы.
Часто литература оказывает на людей настолько сильное влияние, что меняет их цели и интересы.


K11 - Соблюдение этических норм +1 балл
Этических ошибок нет.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 0 баллов
Допущены фактические ошибки в фоновом материале( несколько раз сказала об этом-см. выше)

Общие рекомендации: сочинение слабое, неоднократно пишете одну и ту же мысль, много речевых ошибок, грамматических. Учитесь правильно формулировать проблему, позицию автора. Посмотрите несколько вебинаров на нашем сайте- всё это будет на пользу вам. Успехов!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 11

Возврат к списку