Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема оправданности "святой" лжи.

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
18.05.2021 02:44:27
Автор: Юлия Королева

Может ли быть оправдана “святая” ложь? Именно над этим вопросом заставляет нас задуматься Александр Иванович Куприн.
В тексте мы видим эту ложь в исполнение двух героев – матери и сына. Эти два человека врут друг другу при встрече.  Иван Семенюта обманывает мать, говоря, что дела идут хорошо, его все уважают и он работает на хорошей должности, но его мать понимает, что ее сын врет. Она молчит об этом: «но никогда старушка не намекнет на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает».

Но если посмотреть на это с другой стороны, то эта ложь не скрывает в себе каких-либо корыстных помыслов, Семенюта не пытается как-то скрыть свои неудачи. Наоборот, Иван хочет уберечь свою мать от ненужных переживаний. А его мать не хочет расстраивать его, вгонять в тоску и отчаяние. Эту ложь можно даже назвать проявлением их любви, ведь они врут не для себя, а ради друг друга.
Эти два примера доказывают, что ложь во благо может быть оправдана и отсылают нас к позиции автора.
Авторская позиция такова, что ложь может быть оправдана, если она во благо близкого человека. Такая ложь и называется “святой”, ведь она имеет благие намерения.
С мнением автора нельзя не согласиться. Ведь есть ситуации, в которых ложь во благо другого необходима для его благополучия, жизни и так далее. Но не стоит путать обычную ложь ради себя и ради других, вранье ради себя никак нельзя оправдать.
Так, А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» противопоставляет обыкновенному обману «ложь во благо», которая помогла Маше Гриневой спастись от Емельяна Пугачева. Если бы не хитрый ход Петра Гринева, девушка могла бы быть казнена. Однако каждый из нас должен понимать, когда ты врешь ради того, чтобы спасти другого человека от беды. Тогда мы можем пойти против истины. Но в других ситуациях, когда речь идет о эгоистичной лжи, данная уловка стоит на границе с нравственным преступлением.
Количество слов - 314

Добрый день, Юлия. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста+1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.

К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста+3 балла
Пример 1 приведён, пояснён, но неправильно:
эта ложь не скрывает в себе каких-либо корыстных помыслов, Семенюта не пытается как-то скрыть свои неудачи. Наоборот, Иван хочет уберечь свою мать от ненужных переживаний.
Вы противоречите себе, здесь логическая ошибка: наоборот, он ПЫТАЕТСЯ СКРЫТЬ НЕУДАЧИ ОТ МАТЕРИ, ЧТОБЫ УБЕРЕЧЬ ОТ НЕНУЖНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ.
Пример 2 приведён, пояснён. ЗАМЕЧАНИЕ: вы привели сначала оба примера, потом пояснили их. Так делать НЕ СЛЕДУЕТ. Пример-пояснение, второй пример-пояснение. Сейчас я ставлю вам баллы за примеры и  одно правильное пояснение, но на реальном экзамене вам могут снять баллы. Рекомендация: приводя пример из текста, старайтесь для этого найти подходящую цитату, а не говорить о примере косвенно(у вас 1 пример приведён именно так). Взаимосвязь между примерами не определена, не проанализирована. Я считаю, что  работа по К2 вами не усвоена, надо, пока есть время, научиться работать по этому важному критерию(посмотрите сочинения других ребят на сайте " МОГУ ПИСАТЬ".

K3 - Отражение позиции автора исходного текста +1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста+1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения +1 балл
Есть одна логическая ошибка и одно нарушение абзацного членения: вы объединили заключение с обоснованием своей позиции:
Так, А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» противопоставляет обыкновенному обману «ложь во благо», которая помогла Маше Гриневой спастись от Емельяна Пугачева. Если бы не хитрый ход Петра Гринева, девушка могла бы быть казнена. Однако каждый из нас должен понимать, когда ты врешь ради того, чтобы спасти другого человека от беды. Тогда мы можем пойти против истины. Но в других ситуациях, когда речь идет о эгоистичной лжи, данная уловка стоит на границе с нравственным преступлением.
Логическая ошибка указана в К2.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Есть нарушения точности выражения мысли


K7 - Соблюдение орфографических норм +2 балла
Она молчит об этом: «но никогда старушка не намекнет на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает».
Вы взяли цитату не с середины, а самого начала, поэтому и в сочинении цитату надо писать с прописной буквы.


K8 - Соблюдение пунктуационных норм +1 балл
Иван Семенюта обманывает мать, говоря, что дела идут хорошо, его все уважают и он работает на хорошей должности, но его мать понимает, что ее сын врет.
Перед союзом И нужна запятая, так как он соединяет две грамматические основы(все уважают, и он работает...)
Эти два примера доказывают, что ложь во благо может быть оправдана и отсылают нас к позиции автора.
Закончилась придаточная часть, нужна запятая после слова ОПРАВДАНА.
Но не стоит путать обычную ложь ради себя и ради других, вранье ради себя никак нельзя оправдать.
Второе предложение дополняет, поясняет первое, поэтому перед ним правильнее будет поставить двоеточие.
Однако каждый из нас должен понимать, когда ты врешь ради того, чтобы спасти другого человека от беды. Тогда мы можем пойти против истины.
В данном предложении  пунктуация должна быть такая: Однако каждый из нас должен понимать: когда ты врёшь ради того, чтобы спасти другого человека от беды, тогда можно пойти против истины.
Первое предложение требует пояснения, что мы должны понимать, поэтому ставим после него двоеточие, следующее после двоеточия предложение -СПП с придаточной частью, стоящей перед главным предложением плюс ещё одно придаточное.

K9 - Соблюдение грамматических норм + 0 баллов
В тексте мы видим эту ложь в исполнение двух героев
...в исполненИИ двух героев( существительное среднего рода на -ие в предложном падеже имеет -ИИ)
Эту ложь можно даже назвать проявлением их любви, ведь они врут не для себя, а ради друг друга.
Усилительная частица ДАЖЕ должна стоять рядом с тем словом, значение которого она усиливает, в данном случае её нужно поставить перед словом ПРОЯВЛЕНИЕМ ИХ ЛЮБВИ.
Авторская позиция такова, что ложь может быть оправдана, если она во благо близкого человека.
Ошибка в сложном предложении: ПОЗИЦИЯ ТАКОВА, ЧТО ЛОЖЬ МОЖЕТ БЫТЬ ОПРАВДАНА...
Правильно так: Авторская позиция такова: ложь может быть оправдана...
ВО БЛАГО (КОМУ?)-БЛИЗКОМУ ЧЕЛОВЕКУ (нужен дательный падеж, а не родительный).
есть ситуации, в которых ложь во благо другого необходима для его благополучия, жизни и так далее.
Такая же ошибка (см. выше); необходима ДЛЯ ЕГО БЛАГОПОЛУЧИЯ, ДЛЯ ЕГО ЖИЗНИ. (здесь следует повторить предлог, в данном случае повтор не ошибка); и так далее надо убрать( не пишите в сочинении этого слова, как и ТОМУ ПОДОБНОЕ).
Но не стоит путать обычную ложь ради себя и ради других, вранье ради себя никак нельзя оправдать.
Не стоит путать обычную ложь ради себя с ЛОЖЬЮ РАДИ ДРУГИХ (и здесь повтор слова ЛОЖЬ оправдан, даже необходим).
Однако каждый из нас должен понимать, когда ты врешь ради того, чтобы спасти другого человека от беды. Тогда мы можем пойти против истины.
Эти два предложения требуют объединения, как показано в К8, поэтому МЫ МОЖЕМ заменим на слово МОЖНО. Да и в таком виде ТЫ-МЫ в предложениях, поясняющих одну и ту же мысль, недопустимы.
Но в других ситуациях, когда речь идет о эгоистичной лжи, данная уловка стоит на границе с нравственным преступлением.
речь идёт ОБ эгоистичной лжи (если слово перед предлогом начинается с гласной, то предлог должен заканчиваться на согласную букву: ОБ ИЗМЕНЕ, ОБ УТРАТЕ, ОБ АЗБУКЕ, НО: О ЮЛЕ, О ЯБЛОКЕ, О ЕЛИ(перед е, ё, ю, я  тоже пишем О, так как в указанных буквах есть Й-согласный).


K10 - Соблюдение речевых норм + 0 баллов
Именно над этим вопросом заставляет нас задуматься Александр Иванович Куприн.
НАС -лишнее слово; А.И. Куприн никак не может заставить нас задуматься, правильно так: заставляет задуматься ТЕКСТ А.И.Куприна.
В тексте мы видим эту ложь в исполнение двух героев – матери и сына.
Возможно, это метафора-ложь в исполнении двух героев, но лучше обойтись без неё: В тексте мы слышим ложь двух героев-матери и сына.
Именно над этим вопросом заставляет нас задуматься Александр Иванович Куприн.
В тексте мы видим эту ложь в исполнение двух героев – матери и сына. Эти два человека врут друг другу при встрече.  
Повтор слов, это ошибка. В первом предложении можно использовать-НАД ТАКИМ ВОПРОСОМ, во втором предложении можно обойтись без  указательного местоимения. ЭТИ ДВА ЧЕЛОВЕКА заменим на САМЫЕ БЛИЗКИЕ ЛЮДИ ОБМАНЫВАЮТ ДРУГ ДРУГА...Слово ВРУТ, которое вы часто употребляете- грубое, разговорное, не случайно говорят-ложь во спасение, а не враньё во спасение.
и он работает на хорошей должности,
Лексическая несочетаемость: он ИМЕЕТ хорошую ДОЛЖНОСТЬ
Иван Семенюта обманывает мать, говоря, что дела идут хорошо, его все уважают и он работает на хорошей должности, но его мать понимает, что ее сын врет.
Лишние местоимения: и без них понятно, о ком  идёт речь.
Но если посмотреть на это с другой стороны, то эта ложь не скрывает в себе каких-либо корыстных помыслов, Семенюта не пытается как-то скрыть свои неудачи. Наоборот, Иван хочет уберечь свою мать от ненужных переживаний. А его мать не хочет расстраивать его, вгонять в тоску и отчаяние.
А зачем смотреть на это с другой стороны? Начните просто: Эта ложь НЕ ТАИТ КОРЫСТНЫХ ПОМЫСЛОВ; нелогичное утверждение выделено чёрным цветом(вероятно, вы случайно написали частицу НЕ, и получилось нарушение фактологической точности);опять лишнее местоимение, надо убрать; ВГОНЯТЬ В ТОСКУ- это какой-то молодёжный жаргонный фразеологизм?
Эту ложь можно даже назвать проявлением их любви, ведь они врут не для себя, а ради друг друга.
Стилистическая ошибка.
Эти два примера доказывают, что ложь во благо может быть оправдана и отсылают нас к позиции автора.
Примеры не могут отсылать нас куда бы то ни было, тем более к позиции автора.
Такая ложь и называется “святой”, ведь она имеет благие намерения.
С мнением автора нельзя не согласиться. Ведь есть ситуации,
Старайтесь реже использовать ВЕДЬ, тем более не повторяйте её в рядом стоящих предложениях.  она(ложь)имеет благие намерения-неправильно, ложь не может иметь намерений, это человек, говорящий ложь, имеет намерения.
, вранье ради себя никак нельзя оправдать.
ложь ради себя...
Пушкин в романе «Капитанская дочка» противопоставляет обыкновенному обману «ложь во благо», которая помогла Маше Гриневой спастись от Емельяна Пугачева. Если бы не хитрый ход Петра Гринева, девушка могла бы быть казнена.
Если вы говорите о ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИИ, то и примеры должны быть такие( пример обыкновенного обмана в романе и эпизод  "лжи во благо"); честно говоря, непонятно, о каком именно эпизоде С Машей МИРОНОВОЙ вы говорите.
Однако каждый из нас должен понимать, когда ты врешь ради того, чтобы спасти другого человека от беды


K11 - Соблюдение этических норм +1 балл
Этические ошибки в работе отсутствуют.


К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале +0 баллов
Допущены две фактические ошибки в фоновом  материале.

Семенюта не пытается как-то скрыть свои неудачи.
«ложь во благо», которая помогла Маше Гриневой спастись от Емельяна Пугачева.
Фамилия героини -Миронова, произведение из школьной программы.

Общие рекомендации: работайте над исключением речевых и грамматических ошибок: много повторов, лишних слов в предложениях. Отработайте критерий К2, это поможет сохранить баллы. Успехов вам!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 12

Возврат к списку