Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Почему людям важно давать шанс?
-
Текст: А. Беляев. Чайки садятся на воду
(1)Было это давно уже, что-то году в сорок девятом, не позже. (2)Меня в первый раз пригласили в мореходное училище поработать в приемной комиссии; я капитаном уже плавал тогда.
(3)Ну, сидим мы, значит, в комиссии, заседаем каждый день, личные дела поступающих изучаем, разговариваем о том, о сем… (4)И вот подошла очередь Кузьмы Куроптева. (5)Смотрю я на его экзаменационный лист, а там одни пятерки. (6)И вдруг слышу, завуч — он председателем комиссии был —горестно говорит: «Вот, пожалуйста, одни пятерки у парня, а принять не сможем: росточек-то – сто сорок два сантиметра, а по положению нужно не меньше ста пятидесяти».
(7)Входит в кабинет Кузьма Куроптев. (8)Вошел, степенно поклонился, неторопливо сделал три шага и встал навытяжку перед столом комиссии. (9)На вид ему никак не больше тринадцати лет было, хотя по документам значилось полных пятнадцать. (10)Одет очень бедно: рваные ботиночки из брезента, заштопанная рубашка и изношенные донельзя брючки. (11)С виду совсем ребенок, личико такое худющее-прехудющее, только глаза смотрели не по годам серьезно.
(12)Он стоял, весь вытянувшись в струнку, изо всех сил стараясь казаться выше. (13)И светились в его глазах такое ожидание, такая надежда…
(14)Завуч вздохнул и развел руками.
— (15)Вот, брат, какое дело, экзамены ты сдал на пятерки, да не можем мы принять тебя – рост маловат.
(16)Кузьма долго молчал, а потом тихо так заговорил.
— (17)Откуда же росту быть — одну картошку дома ели… (18)А тут, в училище, я бы быстро вырос, тут ведь хорошо кормят… (19)Мне нельзя домой возвращаться: у матери еще пять душ, кроме меня, а отца нет, не вернулся с войны. (20)На училище одна надежда была. (21)Я буду очень стараться. (22)Примите, пожалуйста.
(23)Комиссия тогда раскололась: с одной стороны, уставы там разные, положения, а с другой — уж больно хорошим парнишка показался: серьезный, упорный, умный. (24)Вспомнил я Филиппа Тимофеевича, как он меня, несмышленыша, под крыло свое брал, учил, в люди выводил… (25)Эх, думаю, если не вступлюсь за парня – стыдно мне будет перед светлой памятью Филиппа Тимофеевича, и никогда не прощу я себе, если не помогу сейчас парню… (26)Спорили долго, до хрипоты. (27)Все-таки решили сделать исключение. (28)Позвали парня, объявили ему решение. (29)Он вспыхнул и выбежал.
(30)Взял я его на заметку, переписывался с ним, летом к себе на судно брал, у нас он часто живал здесь. (31)Учился Кузьма отлично. (32)Всерьез занялся спортом — на лыжах ходил, на коньках бегал, а уж гимнастикой увлекался до того, что первое место по городу держал…
(33)А в последнюю практику плавал он на учебном корабле. (34)И случилась у них в рейсе авария очень серьезная. (35)В горячую топку надо было лезть, чтобы исправить повреждение. (36)Вы представляете — в раскаленную топку лезть? (37)А Кузьма полез. (38)Ожоги сильные получил, но исправил все, что надо.
(39)Как-то сидели мы здесь, за этим столом, и я спросил его, что, мол, тебя заставило лезть в топку? (40)А Кузьма ответил: «Что там попусту говорить, надо ведь кому-то было, а я все же спортсмен, не я, так другой полез бы».
(41)Закончил Кузьма мореходку с отличием, а сейчас старшим механиком плавает у меня на сейнере. (42)Дом новый в поселке строит, мать со всей младшей оравой к себе собирается забрать. (43)И не хочет уходить с сейнера, хотя ему предлагали на большом пароходе должность. (44)Не хочет...
По А.А. Беляеву
Беляев Альберт Андреевич (род. 1928 г.) – советский и российский писатель, журналист и литературовед. Доктор филологических наук.
Отвечая на этот вопрос, А. Беляев обращает внимание читателя на следующие предложения, где говорится о том, как Кузьму с трудом взяли в училище: “Все-таки решили сделать исключение. Позвали парня, объявили ему решение. Он вспыхнул и выбежал”. Автор хочет сказать, что мальчика все-таки взяли в образовательное заведение, он получил возможность учиться, отчего был безумно рад.
Помимо этого, журналист пишет о том, что произошло дальше с парнем: “Закончил Кузьма мореходку с отличием, а сейчас старшим механиком плавает у меня на сейнере. Дом новый в поселке строит, мать со всей младшей оравой к себе собирается забрать.”. Таким образом, читатель понимает, что Кузьма оказался хорошим моряком, а также заботливым сыном и братом.
Примеры дополняют друг друга. Они показывают, что мальчик из-за того, что он получил возможность учится, достойно показал себя в ремесле, помог семье
Позиция автора ясна. Беляев считает, что если дать человеку шанс, то он может впоследствии оказать поддержку другим или проявить свои лучшие качества.
Я полностью согласен с автором. В качестве примера приведу пример из истории. М. Сперанский, который был сослан Александром Первым, получил второй шанс при следующем правителе. В следствие этого, он отлично показал себя в государственной службе, создал свод законов Российской империи и всячески способствовал развитию государства.
В заключение хочется поблагодарить Беляева за этот текст, также я надеюсь, что многие задумаются о том, как важно давать другим людям возможности.
К1 - Формулировка проблем исходного текста+ 1 балл
Проблема определена верно, но сформулирована не вполне корректно. Вы просто написали вопрос и не уточнили, что это проблемный вопрос по тексту. Так писать не советую:
Почему людям важно давать шанс? |
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста + 6 баллов
Пример 1 указан, пояснён. Пример 2 указан пояснён. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована
K3 - Отражение позиции автора исходного текста+ 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно, но есть замечание:
Позиция автора ясна. Беляев считает, что если дать человеку шанс, то он может впоследствии оказать поддержку другим или проявить свои лучшие качества. |
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, обоснование ( нет тезиса): обращаю ваше внимание, что свою позицию передавать надо, включив в ответ тезис, то есть сначала согласие(несогласие) с автором, затем тезис, то есть вы должны сказать, почему принимаете или не принимаете позиции автора, и лишь потом привести пример из произведения или из жизни.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения +1 балл
Из-за неправильно построенного предложения есть логическая ошибка:
Сперанский, который был сослан Александром Первым, получил второй шанс при следующем правителе. |
K6 - Точность и выразительность речи+1 балл
Есть нарушения точности выражения мысли.
K7 - Соблюдение орфографических норм+2 балла
Они показывают, что мальчик из-за того, что он получил возможность учится, достойно показал себя в ремесле, помог семье |
В следствие этого, он отлично показал себя в государственной службе, создал свод законов Российской империи и всячески способствовал развитию государства. |
Сперанский, который был сослан Александром Первым, получил второй шанс при следующем правителе. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм+1 балл
Дом новый в поселке строит, мать со всей младшей оравой к себе собирается забрать.”. |
Они показывают, что мальчик из-за того, что он получил возможность учится, достойно показал себя в ремесле, помог семье |
В следствие этого, он отлично показал себя в государственной службе, создал свод законов Российской империи и всячески способствовал развитию государства. |
K9 - Соблюдение грамматических норм + 0 баллов
Автор хочет сказать, что мальчика все-таки взяли в образовательное заведение, он получил возможность учиться, отчего был безумно рад. |
Таким образом, читатель понимает, что Кузьма оказался хорошим моряком, а также заботливым сыном и братом. |
Примеры дополняют друг друга. Они показывают, что мальчик из-за того, что он получил возможность учится, достойно показал себя в ремесле, помог семье |
Сперанский, который был сослан Александром Первым, получил второй шанс при следующем правителе. |
Сперанский, который был сослан Александром Первым, получил второй шанс при следующем правителе. В следствие этого, он отлично показал себя в государственной службе, создал свод законов Российской империи и всячески способствовал развитию государства. |
задумаются о том, как важно давать другим людям возможности. |
Позиция автора ясна. Беляев считает, что если дать человеку шанс, то он может впоследствии оказать поддержку другим или проявить свои лучшие качества. |
K10 - Соблюдение речевых норм + 0 баллов
А. Беляев обращает внимание читателя на следующие предложения, где говорится о том, как Кузьму с трудом взяли в училище: |
Отвечая на этот вопрос, А. Беляев обращает внимание читателя на следующие предложения, где говорится о том, как Кузьму с трудом взяли в училище: “Все-таки решили сделать исключение. Позвали парня, объявили ему решение. Он вспыхнул и выбежал”. Автор хочет сказать, что мальчика все-таки взяли в образовательное заведение, он получил возможность учиться, отчего был безумно рад. |
Помимо этого, журналист пишет о том, что произошло дальше с парнем: |
Помимо этого, журналист пишет о том, что произошло дальше с парнем: “Закончил Кузьма мореходку с отличием, а сейчас старшим механиком плавает у меня на сейнере. Дом новый в поселке строит, мать со всей младшей оравой к себе собирается забрать.”. Таким образом, читатель понимает, что Кузьма оказался хорошим моряком, а также заботливым сыном и братом. |
Примеры дополняют друг друга. Они показывают, что мальчик из-за того, что он получил возможность учится, достойно показал себя в ремесле, помог семье |
В качестве примера приведу пример из истории. |
Сперанский, который был сослан Александром Первым, получил второй шанс при следующем правителе. |
В заключение хочется поблагодарить Беляева за этот текст, также я надеюсь, что многие задумаются о том, как важно давать другим людям возможности. |
говорится о том, как Кузьму с трудом взяли в училище |
образовательное заведение, |
достойно показал себя в ремесле, |
K11 - Соблюдение этических норм+1 балл
Этические ошибки в работе отсутствуют.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале +1 балл
Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют.
Общие рекомендации: внимательнее работайте с текстом, находите более значимые примеры для комментария, учитесь правильно формулировать проблемный вопрос. Избегайте шаблонов и клише, работайте над устранением речевых, грамматических ошибок.