Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Почему людям важно давать шанс?

  • Текст: А. Беляев. Чайки садятся на воду

    (1)Было это давно уже, что-то году в сорок девятом, не позже. (2)Меня в первый раз пригласили в мореходное училище поработать в приемной комиссии; я капитаном уже плавал тогда.

    (3)Ну, сидим мы, значит, в комиссии, заседаем каждый день, личные дела поступающих изучаем, разговариваем о том, о сем… (4)И вот подошла очередь Кузьмы Куроптева. (5)Смотрю я на его экзаменационный лист, а там одни пятерки. (6)И вдруг слышу, завуч — он председателем комиссии был —горестно говорит: «Вот, пожалуйста, одни пятерки у парня, а принять не сможем: росточек-то – сто сорок два сантиметра, а по положению нужно не меньше ста пятидесяти».

    (7)Входит в кабинет Кузьма Куроптев. (8)Вошел, степенно поклонился, неторопливо сделал три шага и встал навытяжку перед столом комиссии. (9)На вид ему никак не больше тринадцати лет было, хотя по документам значилось полных пятнадцать. (10)Одет очень бедно: рваные ботиночки из брезента, заштопанная рубашка и изношенные донельзя брючки. (11)С виду совсем ребенок, личико такое худющее-прехудющее, только глаза смотрели не по годам серьезно.

    (12)Он стоял, весь вытянувшись в струнку, изо всех сил стараясь казаться выше. (13)И светились в его глазах такое ожидание, такая надежда…

    (14)Завуч вздохнул и развел руками.

    — (15)Вот, брат, какое дело, экзамены ты сдал на пятерки, да не можем мы принять тебя – рост маловат.

    (16)Кузьма долго молчал, а потом тихо так заговорил.

    — (17)Откуда же росту быть — одну картошку дома ели… (18)А тут, в училище, я бы быстро вырос, тут ведь хорошо кормят… (19)Мне нельзя домой возвращаться: у матери еще пять душ, кроме меня, а отца нет, не вернулся с войны. (20)На училище одна надежда была. (21)Я буду очень стараться. (22)Примите, пожалуйста.

    (23)Комиссия тогда раскололась: с одной стороны, уставы там разные, положения, а с другой — уж больно хорошим парнишка показался: серьезный, упорный, умный. (24)Вспомнил я Филиппа Тимофеевича, как он меня, несмышленыша, под крыло свое брал, учил, в люди выводил… (25)Эх, думаю, если не вступлюсь за парня – стыдно мне будет перед светлой памятью Филиппа Тимофеевича, и никогда не прощу я себе, если не помогу сейчас парню… (26)Спорили долго, до хрипоты. (27)Все-таки решили сделать исключение. (28)Позвали парня, объявили ему решение. (29)Он вспыхнул и выбежал.

    (30)Взял я его на заметку, переписывался с ним, летом к себе на судно брал, у нас он часто живал здесь. (31)Учился Кузьма отлично. (32)Всерьез занялся спортом — на лыжах ходил, на коньках бегал, а уж гимнастикой увлекался до того, что первое место по городу держал…

    (33)А в последнюю практику плавал он на учебном корабле. (34)И случилась у них в рейсе авария очень серьезная. (35)В горячую топку надо было лезть, чтобы исправить повреждение. (36)Вы представляете — в раскаленную топку лезть? (37)А Кузьма полез. (38)Ожоги сильные получил, но исправил все, что надо.

    (39)Как-то сидели мы здесь, за этим столом, и я спросил его, что, мол, тебя заставило лезть в топку? (40)А Кузьма ответил: «Что там попусту говорить, надо ведь кому-то было, а я все же спортсмен, не я, так другой полез бы».

    (41)Закончил Кузьма мореходку с отличием, а сейчас старшим механиком плавает у меня на сейнере. (42)Дом новый в поселке строит, мать со всей младшей оравой к себе собирается забрать. (43)И не хочет уходить с сейнера, хотя ему предлагали на большом пароходе должность. (44)Не хочет...

    По А.А. Беляеву

    Беляев Альберт Андреевич (род. 1928 г.) – советский и российский писатель, журналист и литературовед. Доктор филологических наук.

13.05.2021 20:56:18
Автор: Даня Романов

Почему людям важно давать шанс?

Отвечая на этот вопрос, А. Беляев обращает внимание читателя на следующие предложения, где говорится о том, как Кузьму с трудом взяли в училище: “Все-таки решили сделать исключение. Позвали парня, объявили ему решение. Он вспыхнул и выбежал”. Автор хочет сказать, что мальчика все-таки взяли в образовательное заведение, он получил возможность учиться, отчего был безумно рад.

Помимо этого, журналист пишет о том, что произошло дальше с парнем: “Закончил Кузьма мореходку с отличием, а сейчас старшим механиком плавает у меня на сейнере. Дом новый в поселке строит, мать со всей младшей оравой к себе собирается забрать.”. Таким образом, читатель понимает, что Кузьма оказался хорошим моряком, а также заботливым сыном и братом.

Примеры дополняют друг друга. Они показывают, что мальчик из-за того, что он получил возможность учится, достойно показал себя в ремесле, помог семье

Позиция автора ясна. Беляев считает, что если дать человеку шанс, то он может впоследствии оказать поддержку другим или проявить свои лучшие качества.

Я полностью согласен с автором. В качестве примера приведу пример из истории. М. Сперанский, который был сослан Александром Первым, получил второй шанс при следующем правителе. В следствие этого, он отлично показал себя в государственной службе, создал свод законов Российской империи и всячески способствовал развитию государства.

В заключение хочется поблагодарить Беляева за этот текст, также я надеюсь, что многие задумаются о том, как важно давать другим людям возможности.
Количество слов - 226

Добрый день, Даня. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.


К1 - Формулировка проблем исходного текста+ 1 балл
Проблема определена верно, но сформулирована  не вполне  корректно. Вы просто написали вопрос и  не уточнили, что это проблемный вопрос по тексту. Так писать не советую:
Почему людям важно давать шанс?
Надо дописать: Над таким проблемным вопросом размышляет писатель А.Беляев. Сам вопрос тоже грамматически не совсем правильный, надо переставить слова: ПОЧЕМУ ВАЖНО ДАВАТЬ ЛЮДЯМ ШАНС?( Хотя в русском языке порядок слов относительно свободный, но иногда именно от того, как  они расположены, зависит смысл предложения).

К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста + 6 баллов
Пример 1 указан, пояснён. Пример 2 указан пояснён. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована

K3 - Отражение позиции автора исходного текста+ 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно, но есть замечание:
Позиция автора ясна. Беляев считает, что если дать человеку шанс, то он может впоследствии оказать поддержку другим или проявить свои лучшие качества.
То, что выделено красным цветом, - это лишнее, так как  оказание поддержки другим людям тоже относится к проявлению лучших качеств. При формулировке позиции автора будьте внимательнее, пишите только то, что нужно.


K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, обоснование ( нет тезиса): обращаю ваше внимание, что свою позицию передавать надо, включив в ответ тезис, то есть сначала согласие(несогласие) с автором, затем тезис, то есть вы должны сказать, почему принимаете или не принимаете позиции автора, и лишь потом привести пример из произведения или из жизни.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения +1 балл
Из-за неправильно построенного предложения есть логическая ошибка:
Сперанский, который был сослан Александром Первым, получил второй шанс при следующем правителе.
Из вашего предложения получаем следующую мысль: при Александре Сперанский был сослан, а при следующем правителе у Сперанского появился ещё один шанс быть сосланным.

K6 - Точность и выразительность речи+1 балл
Есть нарушения точности выражения мысли.

K7 - Соблюдение орфографических норм+2 балла
Они показывают, что мальчик из-за того, что он получил возможность учится, достойно показал себя в ремесле, помог семье
получил возможность (что делать?) учиться(повторите ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах).
В следствие этого, он отлично показал себя в государственной службе, создал свод законов Российской империи и всячески способствовал развитию государства.
ВСЛЕДСТВИЕ ЭТОГО пишем слитно, так как возможна замена ИЗ-ЗА ЭТОГО( в следствие вкралась ошибка-вот здесь раздельно пишем). Свод законов-это официальное название документа, поэтому Свод надо писать с прописной буквы.
Сперанский, который был сослан Александром Первым, получил второй шанс при следующем правителе.
Александр I- так надо писать имя императора(римской цифрой, а не словом).


K8 - Соблюдение пунктуационных норм+1 балл
Дом новый в поселке строит, мать со всей младшей оравой к себе собирается забрать.”.
Если цитата является повествовательным предложением, то точка ставится ОДИН РАЗ после кавычек, у вас две точки-это ошибка.
Они показывают, что мальчик из-за того, что он получил возможность учится, достойно показал себя в ремесле, помог семье
Отсутствие точки в конце предложения -ошибка.
В следствие этого, он отлично показал себя в государственной службе, создал свод законов Российской империи и всячески способствовал развитию государства.
После оборота ВСЛЕДСТВИЕ ЭТОГО запятая не нужна. После слова СЛУЖБЕ лучше поставить двоеточие, так как дальше вы поясняете, как именно и что именно сделал Сперанский , то есть как он себя показал на службе.



K9 - Соблюдение грамматических норм + 0 баллов
Автор хочет сказать, что мальчика все-таки взяли в образовательное заведение, он получил возможность учиться, отчего был безумно рад.
...ЧЕМУ БЫЛ БЕЗУМНО РАД (неправильное союзное слово).
Таким образом, читатель понимает, что Кузьма оказался хорошим моряком, а также заботливым сыном и братом.
Это вводное словосочетание, подводящее итог, не подходит по смыслу к этому предложению.
Примеры дополняют друг друга. Они показывают, что мальчик из-за того, что он получил возможность учится, достойно показал себя в ремесле, помог семье
из-за того что- неправильно употреблённый предлог, надо было так построить предложение: ...мальчик достойно проявил себя в профессии, потому что получил возможность учиться.
Сперанский, который был сослан Александром Первым, получил второй шанс при следующем правителе.
получил второй шанс проявить свои способности ( без этого дополнения непонятно-шанс на что?)
Сперанский, который был сослан Александром Первым, получил второй шанс при следующем правителе. В следствие этого, он отлично показал себя в государственной службе, создал свод законов Российской империи и всячески способствовал развитию государства.
Вместо  ВСЛЕДСТВИЕ ЭТОГО нужно БЛАГОДАРЯ ЭТОМУ.
задумаются о том, как важно давать другим людям возможности.
возможность проявить себя ( в данном предложении нужно слово ВОЗМОЖНОСТЬ использовать в единственном числе плюс добавить зависимое слово).
Позиция автора ясна. Беляев считает, что если дать человеку шанс, то он может впоследствии оказать поддержку другим или проявить свои лучшие качества.
Вместо ИЛИ нужен союз И.



K10 - Соблюдение речевых норм + 0 баллов
А. Беляев обращает внимание читателя на следующие предложения, где говорится о том, как Кузьму с трудом взяли в училище:
Писатель не обращает внимание читателя на предложения ( он же не говорит-обратите внимание на предложение 5...).Правильно так: обращает внимание читателя на то, что Кузьму не сразу взяли в училище...
Отвечая на этот вопрос, А. Беляев обращает внимание читателя на следующие предложения, где говорится о том, как Кузьму с трудом взяли в училище: “Все-таки решили сделать исключение. Позвали парня, объявили ему решение. Он вспыхнул и выбежал”. Автор хочет сказать, что мальчика все-таки взяли в образовательное заведение, он получил возможность учиться, отчего был безумно рад.
Вы привели цитату из текста, а потом повторяете то же само только своими словами:   автор хочет сказать...  Автор сказал уже, а не хочет сказать, не стройте такие примитивные предложения.
Помимо этого, журналист пишет о том, что произошло дальше с парнем:
Не начинайте предложение с такого оборота. Напишите: Писатель рассказал о дальнейшей судьбе парня.
Помимо этого, журналист пишет о том, что произошло дальше с парнем: “Закончил Кузьма мореходку с отличием, а сейчас старшим механиком плавает у меня на сейнере. Дом новый в поселке строит, мать со всей младшей оравой к себе собирается забрать.”. Таким образом, читатель понимает, что Кузьма оказался хорошим моряком, а также заботливым сыном и братом.
Таким образом, читатель понимает- пишите по-другому: Из этого примера-иллюстрации мы узнаём, что Кузьма был заботливым сыном и братом и стал хорошим моряком.
Примеры дополняют друг друга. Они показывают, что мальчик из-за того, что он получил возможность учится, достойно показал себя в ремесле, помог семье
Из примеров, дополняющих друг друга, мы понимаем, как помог мальчику тот шанс, который ему дали взрослые: он выучился, стал хорошим специалистом и сумел помочь своей семье ( не пишите шаблонно, ищите свои фразы, отработайте их и даже заучите, чтобы каждый критерий К1-К4 звучал чётко, ясно и понятно, а не размыто. Вы взяли два не самых удачных примера для рассмотрения проблемного вопроса: текст делится на очевидные части- одна показывает, как поверили Кузьме и взяли его учиться, а вторая- о его героическом поступке, когда он, рискуя жизнью, полез в горячую топку исправлять повреждение. Вывод: мальчик оправдал доверие тех, кто взял его на учёбу вопреки правилам.
В качестве примера приведу пример из истории.
Повтор слова. Можно было использовать:  Приведу пример из истории.
Сперанский, который был сослан Александром Первым, получил второй шанс при следующем правителе.
Сперанский, отправленный Александром I в отставку, получил шанс проявить свои способности при ДРУГОМ ИМПЕРАТОРЕ ( иногда придаточное определительное лучше заменить причастным оборотом).
В заключение хочется поблагодарить Беляева за этот текст, также я надеюсь, что многие задумаются о том, как важно давать другим людям возможности.          
Заключение неудачное: почему вы должны благодарить Беляева за текст? Вариант: Текст Беляева очень поучительный: он помог мне понять, как важно поверить в человека и дать ему шанс проявить себя.

говорится о том, как Кузьму с трудом взяли в училище
...с трудом можно что-то вытащить, достать, но не взять в училище( можно было так: не сразу взяли в училище)
образовательное заведение,
образовательное учреждение либо учебное заведение.
достойно показал себя в ремесле,
моряк-это не ремесло, это профессия.

K11 - Соблюдение этических норм+1 балл
Этические ошибки в работе отсутствуют.


К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале +1 балл
Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют.

Общие рекомендации: внимательнее работайте с текстом, находите более значимые примеры для комментария, учитесь правильно формулировать проблемный вопрос. Избегайте шаблонов и клише, работайте над устранением речевых, грамматических ошибок.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку