Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема сохранения исторических и культурных памятников

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
05.05.2021 15:29:11
Автор: Анастасия Сергеева

В данном тексте В. П. Катаев поднимает проблему сохранения исторических памятников культуры, которая остается актуальной и в наши дни.
Важным эпизодом для понимания текста является обращение автора к воспоминаниям об эпохе «перестановки и уничтожения памятников». Он повествует о том, как памятник Гоголю Андреева заменили на другой, «лишенный индивидуальности и поэзии». Этот фрагмент показывает переживания автора, которые связаны с заменой старых памятников архитектуры на новые, создающие лишь «эффект присутствия».
Также важными становятся воспоминания автора о его поездке в машине. Его поразило отсутствие Водопьяного переулка, который он привык видеть. С помощью параллелизма (предложения 24-27) подчеркивается пустота, оставшаяся после разрушения переулка. Данный фрагмент акцентирует внимание читателя на пустоте, которая образуется при разрушении исторических памятников.
Оба эпизода показывают то, к чему может привести уничтожение культурных и исторических памятников, подчеркивают важность их сохранения.
Позиция автора заключается в том, что разрушение памятников культуры приводит к искажению исторической памяти и пустота, образовывающаяся на месте уничтоженных памятников противоестественна.
Я полностью согласна с позицией автора. Разрушение памятников прочно связано с исторической памятью, ведь забыв свою историю, человечество непременно повторит свои ошибки. Например, рассказ «Судьба человека» М. Шолохова является важным литературным и историческим памятником о событиях Великой Отечественной войны. Думаю, что никто не будет отрицать важность этого события и сохранения памяти о нем.
В заключение хочется выразить надежду на то, что памятники истории и культуры в будущем будут оберегаться нашими потомкам, что память о подвигах и достижениях наших предков будет жить и дальше, не искажаясь и не подвергаясь забвению.

Количество слов - 239

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Анастасия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована с грамматической ошибкой.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 (памятник Гоголю) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (Водопьяный переулок) указан, слабо пояснен.

Взаимосвязь между примерами НЕ определена, но предпринята попытка анализа связи (указана функция связи между примерами).

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, но пример, приведенный в обоснование тезиса, не иллюстрирует тезис.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

С помощью параллелизма (предложения 24-27) подчеркивается пустота, оставшаяся после разрушения переулка. Данный фрагмент акцентирует внимание читателя на пустоте, которая образуется при разрушении исторических памятников.
Дублирование мысли.
Думаю, что никто не будет отрицать важность этого события и сохранения памяти о нем.
Эта мысль логически не связана с предыдущим рассуждением: отклонение от темы.
Также важными становятся воспоминания автора о его поездке в машине.
Нельзя начинать абзац со слова "также".
Разрушение памятников прочно связано с исторической памятью, ведь забыв свою историю, человечество непременно повторит свои ошибки.
Нарушение логической (смысловой) связи.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки: балл снижен из-за речевых ошибок, указанных в п.К 10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Позиция автора заключается в том, что разрушение памятников культуры приводит к искажению исторической памяти и пустота, образовывающаяся на месте уничтоженных памятников ЗПТ противоестественна.
Отсутствует запятая после причастного оборота.
Разрушение памятников прочно связано с исторической памятью, ведь ЗПТ забыв свою историю, человечество непременно повторит свои ошибки.
Отсутствует запятая перед деепричастным оборотом.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

В данном тексте В. П. Катаев поднимает проблему сохранения исторических памятников культуры, которая остается актуальной и в наши дни.
Ошибка в построении сложноподчинённого предложения.
Оба эпизода показывают то, к чему может привести уничтожение культурных и исторических памятников, подчеркивают важность их сохранения.
Нарушение в построении сложноподчиненного предложения.
Позиция автора заключается в том, что разрушение памятников культуры приводит к искажению исторической памяти и пустота, образовывающаяся на месте уничтоженных памятников противоестественна.
Правильно: образовавшаяся
Например, рассказ «Судьба человека» М. Шолохова является важным литературным и историческим памятником о событиях Великой Отечественной войны.
Нарушение управления. Правильно: памятник событиям.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

В данном тексте В. П. Катаев поднимает проблему сохранения исторических памятников культуры, которая остается актуальной и в наши дни.
Слово "данный" не рекомендуется употреблять в сочинении, слово "исторический" употреблено не корректно, правильно: памятники истории и культуры. Указанные неточности являются речевыми недочётами, на баллы не влияют.
Важным эпизодом для понимания текста является обращение автора к воспоминаниям об эпохе «перестановки и уничтожения памятников».
Речевая несочетаемость.
Он повествует о том, как памятник Гоголю Андреева заменили на другой, «лишенный индивидуальности и поэзии».
Речевая недостаточность: пропущено слово "работы". Правильно: памятник Гоголю работы Андреева.
Этот фрагмент показывает переживания автора, которые связаны с заменой старых памятников архитектуры на новые, создающие лишь «эффект присутствия».
Лучше так: в этом фрагменте показаны переживания автора... (не ошибка).
Также важными становятся воспоминания автора о его поездке в машине. Его поразило отсутствие Водопьяного переулка, который он привык видеть.
Речевая недостаточность: непонятно, где автор ехал, где отсутствовал переулок и почему.
Разрушение памятников прочно связано с исторической памятью, ведь забыв свою историю, человечество непременно повторит свои ошибки.
Повтор, лишние слова.
В заключение хочется выразить надежду на то, что памятники истории и культуры в будущем будут оберегаться нашими потомкам, что память о подвигах и достижениях наших предков будет жить и дальше, не искажаясь и не подвергаясь забвению.
Повторы.
В заключение хочется выразить надежду на то, что памятники истории и культуры в будущем будут оберегаться нашими потомкам, что память о подвигах и достижениях наших предков будет жить и дальше, не искажаясь и не подвергаясь забвению.
Память не может подвергаться забвению - несочетаемость.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

Ошибки:

Например, рассказ «Судьба человека» М. Шолохова является важным литературным и историческим памятником о событиях Великой Отечественной войны.
Этот рассказ не является историческим памятником.

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи между примерами, над логикой рассуждения. стараться меньше допускать речевых и грамматических ошибок.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 14

Возврат к списку