ЦЕ
Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.
ЦИ
Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.
ЦЫ
Что помогало человеку справиться с тяготами войны?
-
Текст: В.Богомолов. День выдался отменный...
День выдался отменный. Солнце сияло и грело, но не пекло нещадно, как всю последнюю неделю. От земли, от высокой сочной луговой травы поднимался свежий и крепкий аромат медвяных цветов и росы; в тишине мерно и весело, с завидной слаженностью трещали кузнечики.
Голубые, с перламутровым отливом стрекозы висели над самым зеркалом воды и над берегом; я было попытался поймать одну, чтобы рассмотреть хорошенько, но не сумел.
С удовольствием вдыхая чудесный душистый воздух, я медленно шел вдоль берега, глядел и радовался всему вокруг.
Как может перемениться жизнь человека! Просто даже не верилось, что еще недавно я, изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике на высоте 114 (я стрелял лучше других и в бою, когда мог, всегда брался за пулемет) и короткими отрывистыми очередями косил рослых, как на подбор, немцев из танковой гренадерской дивизии СС "Фельдхернхалле", перебегавших и упрямо ползших вверх по склону.
Как-то не верилось, что совсем недавно, когда кончились патроны, не осталось гранат и десятка три немцев ворвались на высоту в наши траншеи, я, ошалев от удара прикладом по каске и озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь, катался по земле с дюжим эсэсовцем, старавшимся - и довольно успешно - меня задушить, а затем, когда его прикончили, зарубил немца-огнеметчика чьей-то саперной лопаткой.
Все это было позавчера, но оттого, что я сутки спал и только проснулся, оттого, что это были самые сильные впечатления последних дней, мне казалось, что бой происходил всего несколько часов тому назад.
Я не удержался, раскрыл на ходу томик и начал было вполголоса читать, однако тут же решил покончить сперва со всем малоприятным, но неизбежным. На небольшом песчаном пляжике я скинул сапоги, быстро разделся и дважды старательно выстирал грязные, пропитанные потом, пылью, ружейным маслом и чьей-то кровью гимнастерку и шаровары, ставшие буквально черными портянки и пилотку. Затем, крепко отжав, развесил все сушиться на ветках орешника, спустился в воду и, простирнув самодельные плавки, начал мыться сам. Я намылился и со сладостным ожесточением принялся скрести ногтями голову и долго скоблил и тер все тело песком, пока кожа не покраснела и не покрылась кое-где царапинками. Последний раз я мылся по-настоящему недели три назад, и вода около меня, как и при стирке, сразу сделалась мутновато-темной.
Потом я плавал и, ныряя с открытыми глазами, гонялся в прозрачной воде за стайками мальков и доставал со светлого песчаного дна раковины и камешки; самые из них интересные и красивые я отобрал, решив, пока мы будем здесь находиться, составить небольшую коллекцию. Дома, в Подмосковье, у меня хранился в сенцах целый сундук всяких необычных камешков и раковин - собирать их я пристрастился еще в раннем детстве.
Немного погодя я вышел на берег, ощущая бодрость и приятную легкость во всем теле и чувствуя себя точно обновленным. Перевернув на ветках орешника быстро сохнувшие гимнастерку и шаровары, я со спокойной душой взял наконец книжку.
Я любил и при каждой возможности читал стихи, но Есенина открыл для себя недавно, когда в начале наступления, в развалинах на окраине Могилева, нашел этот однотомник; стихи поразили и очаровали меня.
На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям; многие четверостишия я знал уже наизусть и декламировал их (чаще всего про себя) к месту и не к месту. Но отдаться стихам Есенина безраздельно, в покойной обстановке мне еще не доводилось.
Я начал читать, то заглядывая в книжку, то по памяти; начал с ранних, юношеских стихотворений:
...Ах, поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.
...Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена и молодыми березками на той стороне, золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками - все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина, его восторженной любви к родному краю, к раздолью полей и лугов, к русской природе и человеку.
(По В. О. Богомолову*)
*Владимир Осипович Богомолов (1924 – 2003) – русский советский писатель.
Размышляя над проблемой, автор описывает событие из жизни солдата в военное время. Герой — рассказчик изначально упоминает о своей любви к поэзии и стихам, и однажды ему удается открыть для себя такого писателя как Есенин. В начале наступления, в развалинах на окраине Могилёва, он, случайным образом, находит однотомник этого писателя, так ему и довелось познакомиться с творчеством этого литератора. Стихи Есенина "поразили и очаровали" солдата. Он "с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своих мыслям и желаниям". К тому же, герой упоминает о том, что многие четверостишья он знал наизусть — это указывает на постоянное чтение этого сборника рассказчиком. Даже после ожесточенного боя, читая книгу, он чувствовал себя в полном спокойствии. Этот пример отражает то, что люди справлялись с тяготами войны различными способами, например, открывали для себя чудесный мир поэзии, что помогало военным справиться с тяготами войны. Они научились отвлекаться от жестокости и боёв благодаря книгам, в которых находили утешение и спокойствие.
Далее рассказчик представляет пейзажи, которые ассоциируются у него с родными местами и "удивительно созвучны" со стихами писателя "Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена и молодыми березками на той стороне, золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками...". Так же у солдата появляются воспоминания "...все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство". Оба примера, дополняя друг-друга, отражают роль литературы в военное время и дают понять то, что поэзия и стихи действительно помогали справляться с тяготами войны.
Авторская позиция ясна. В. Богомолов считает, что литература действительно может помочь человеку даже в военное время. Она погружает его в иной мир, где он может почувствовать спокойствие, при этом находясь на войне и имея очень напряженную обстановку.
Конечно же, я согласна с позицией автора. Литература вдохновляет и дарит невероятные эмоции и ощущения, что способно отвлечь от любых проблем и тягот. Она вселяет надежду на светлое будущее и веру в себя и свою Родину.
Здравствуйте, Татьяна!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
В целом проблема определена верно. Однако обращаю ваше внимание на формулировку проблемного вопроса: «Что помогало человеку справиться с тяготами войны». Далее вы пишете о роли поэзии в военное время, поэтому я бы немного переформулировала вопрос: «Какова роль поэзии в военное время?».
K2 - Комментарий + 4 балла
Пример 1 (поэзия помогала рассказчику отвлечься от военных тягот) в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 (поэзия напоминала рассказчику о родных местах) указан, пояснение отсутствует. Вместо пояснения представлено излишнее цитирование исходного текста.
Взаимосвязь между примерами определена верно и проанализирована.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов
Отношение к позиции автора содержит согласие и собственный тезис, но не доказывается конкретным примером.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов
Ошибки:
Герой — рассказчик изначально упоминает о своей любви к поэзии и стихам, и однажды ему удается открыть для себя такого писателя как Есенин. Оба примера, дополняя друг-друга, отражают роль литературы в военное время и дают понять то, что поэзия и стихи действительно помогали справляться с тяготами войны. |
Оба примера, дополняя друг-друга, отражают роль литературы в военное время и дают понять то, что поэзия и стихи действительно помогали справляться с тяготами войны. В. Богомолов считает, что литература действительно может помочь человеку даже в военное время. Литература вдохновляет и дарит невероятные эмоции и ощущения, что способно отвлечь от любых проблем и тягот. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Ошибки: балл снижен из-за большого количества речевых ошибок.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
Ошибки:
Так же у солдата появляются воспоминания "...все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство". |
Оба примера, дополняя друг-друга, отражают роль литературы в военное время и дают понять то, что поэзия и стихи действительно помогали справляться с тяготами войны. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов
Ошибки:
Герой — рассказчик изначально упоминает о своей любви к поэзии и стихам, и однажды ему удается открыть для себя такого писателя ЗПТ как Есенин. |
В начале наступления, в развалинах на окраине Могилёва, он, случайным образом, находит однотомник этого писателя, так ему и довелось познакомиться с творчеством этого литератора. |
К тому же, герой упоминает о том, что многие четверостишья он знал наизусть ЗПТ — это указывает на постоянное чтение этого сборника рассказчиком. |
Далее рассказчик представляет пейзажи, которые ассоциируются у него с родными местами и "удивительно созвучны" со стихами писателя "Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена и молодыми березками на той стороне, золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками...". |
Так же у солдата появляются воспоминания "...все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство". |
К тому же, герой упоминает о том, что многие четверостишья он знал наизусть — это указывает на постоянное чтение этого сборника рассказчиком. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Ошибки:
В начале наступления, в развалинах на окраине Могилёва, он, случайным образом, находит однотомник этого писателя, так ему и довелось познакомиться с творчеством этого литератора. |
Он "с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своих мыслям и желаниям". |
В начале наступления, в развалинах на окраине Могилёва, он, случайным образом, находит однотомник этого писателя, так ему и довелось познакомиться с творчеством этого литератора. Стихи Есенина "поразили и очаровали" солдата. Он "с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своих мыслям и желаниям". К тому же, герой упоминает о том, что многие четверостишья он знал наизусть — это указывает на постоянное чтение этого сборника рассказчиком. Даже после ожесточенного боя, читая книгу, он чувствовал себя в полном спокойствии. |
Оба примера, дополняя друг-друга, отражают роль литературы в военное время и дают понять то, что поэзия и стихи действительно помогали справляться с тяготами войны. |
Литература вдохновляет и дарит невероятные эмоции и ощущения, что способно отвлечь от любых проблем и тягот. Она вселяет надежду на светлое будущее и веру в себя и свою Родину. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Ошибки:
Размышляя над проблемой, автор описывает событие из жизни солдата в военное время. |
В начале наступления, в развалинах на окраине Могилёва, он, случайным образом, находит однотомник этого писателя, так ему и довелось познакомиться с творчеством этого литератора. Он "с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своих мыслям и желаниям". К тому же, герой упоминает о том, что многие четверостишья он знал наизусть — это указывает на постоянное чтение этого сборника рассказчиком. |
Стихи Есенина "поразили и очаровали" солдата. Он "с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своих мыслям и желаниям". |
Этот пример отражает то, что люди справлялись с тяготами войны различными способами, например, открывали для себя чудесный мир поэзии, что помогало военным справиться с тяготами войны. |
Они научились отвлекаться от жестокости и боёв благодаря книгам, в которых находили утешение и спокойствие. |
Далее рассказчик представляет пейзажи, которые ассоциируются у него с родными местами… |
Так же у солдата появляются воспоминания "...все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство". |
Оба примера, дополняя друг-друга, отражают роль литературы в военное время и дают понять то, что поэзия и стихи действительно помогали справляться с тяготами войны. В. Богомолов считает, что литература действительно может помочь человеку даже в военное время. |
В. Богомолов считает, что литература действительно может помочь человеку даже в военное время. Она погружает его в иной мир, где он может почувствовать спокойствие, при этом находясь на войне и имея очень напряженную обстановку. |
Она погружает его в иной мир, где он может почувствовать спокойствие, при этом находясь на войне и имея очень напряженную обстановку. |
Литература вдохновляет и дарит невероятные эмоции и ощущения, что способно отвлечь от любых проблем и тягот. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов
В начале наступления, в развалинах на окраине Могилёва, он, случайным образом, находит однотомник этого писателя, так ему и довелось познакомиться с творчеством этого литератора. |
Общие рекомендации: Татьяна, поработайте над пояснениями к примерам, пунктуационной грамотностью и речевым оформлением. Ещё один совет: следите за соразмерностью частей вашего сочинения. Удачи!