Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема сострадания и жалости к врагу

  • Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.

    (1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

    (2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

    (3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

    — (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

    (9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

    — (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.

    (14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

    — (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!

    (27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

    — (28)Тихо, друг, тихо!

    (29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

    (32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

    (33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

    — (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..

    (40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

    (42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

    (45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

    (47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

    — Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!

    (52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

    (53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

    (54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».

30.04.2021 22:32:23
Автор: Лиза Мецгер

        Должны ли люди испытывать жалость и сострадание к врагу на войне? Над этой проблемой рассуждает в предложенном для анализа тексте В. Астафьев.
    В центре внимания автора представлена сцена из жизни солдат Великой Отечественной войны, а именно, взвода лейтенанта Бориса Костяева, остановившегося вместе с ранеными немцами в хуторе. В один момент один русский солдат решает отомстить умирающим раненым за все беды и несчастья, что принесла его семье война – он без разбора начинает палить из автомата и в немцев, попадая и в русских. К счастью, его удается остановить.
    В качестве первого примера писатель приводит поступок этого солдата, который отказывается видеть в представителях вражеской стороны живых людей и желает выместить на группе раненых немцев всю накопившуюся боль и горечь потерь и лишений войны: «…солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами…Брызнули пули по снегу...Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями…» Солдат поступает бесчеловечно и бесчувственно, он не способен осознать, что перед ним обычные люди, также способные испытывать боль.
    Развивая сюжетную линию, автор обращается к следующему примеру. Он описывает поступок врача и санитара, которые стремятся помочь каждому раненому, не обращая внимания на то, немец он или русский, враг или друг: «Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты…Рябоватый…врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное…И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы…» Мы видим, что медики ведут себя по-настоящему благородно, они стремятся поддержать каждого, кто нуждается в их помощи, что говорит об их сострадании и сочувствии к каждому.
    Вышеприведенные мной примеры противопоставлены друг другу. С помощью них В. Астафьев показывает, что для солдата, начавшего стрельбу, враг – вовсе и не человек, в то время как для работающих врачей немцы – обычные люди.
    Писатель считает, что какой бы тяжелой и напряженной не была ситуация, сколько бы обиды и злости мы не испытывали к врагу, мы должны всегда проявлять сострадание и сочувствие к любому человеку, не обращая внимания на то, враг он или друг.
    Невозможно не согласиться с автором текста. Действительно, человечность всегда должна вставать на первое место, затмевая нашу гордость и жажду мести. В качестве доказательства своего мнения приведу пример из опыта моей семьи. Мой дедушка столкнулся со всеми тяготами и лишениями Великой Отечественной войны в юности. Однажды в лесу, в котором находилась его родная деревня, ему повстречался раненый немец. Как рассказывал мой дедушка, он был также очень юн и было видно, что ему невероятно тяжело, он был ранен. Мой дедушка сжалился над ним и привел в в избу, где он жил со своей мамой. Там они оказали ему необходимую помощь: перевязали раны, дали воды и еды. Через несколько дней, когда юноша немного окреп, он отблагодарил моего дедушку и его мать, сказав, что никогда не забудет их благородный поступок. Таким образом, мы можем убедиться, что человечность и сострадание, действительно, всегда должны руководить нашими поступками в любой ситуации.
    В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна В. Астафьеву за возможность поразмышлять о проблеме сочувствия и сострадания на войне к врагу.


Количество слов - 532

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Лиза!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

В сочинении присутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

Должны ли люди испытывать жалость и сострадание к врагу на войне? Над этой проблемой рассуждает в предложенном для анализа тексте В. Астафьев.
    В центре внимания автора представлена сцена из жизни солдат Великой Отечественной войны, а именно, ЛИШНЯЯ ЗПТ взвода лейтенанта Бориса Костяева, остановившегося вместе с ранеными немцами в хуторе. В один момент один русский солдат решает отомстить умирающим раненым за все беды и несчастья, что принесла его семье война ЗПТ – он без разбора начинает палить из автомата и в немцев, попадая и в русских. К счастью, его удается остановить.
    В качестве первого примера писатель приводит поступок этого солдата, который отказывается видеть в представителях вражеской стороны живых людей и желает выместить на группе раненых немцев всю накопившуюся боль и горечь потерь и лишений войны: «…солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами…Брызнули пули по снегу...Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями…» Солдат поступает бесчеловечно и бесчувственно, он не способен осознать, что перед ним обычные люди, также способные испытывать боль.
    Развивая сюжетную линию, автор обращается к следующему примеру. Он описывает поступок врача и санитара, которые стремятся помочь каждому раненому, не обращая внимания на то, немец он или русский, враг или друг: «Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты…Рябоватый…врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное…И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы…» Мы видим, что медики ведут себя по-настоящему благородно, они стремятся поддержать каждого, кто нуждается в их помощи, что говорит об их сострадании и сочувствии к каждому.
    Вышеприведенные мной примеры противопоставлены друг другу. С помощью них В. Астафьев показывает, что для солдата, начавшего стрельбу, враг – вовсе и не человек, в то время как для работающих врачей немцы – обычные люди.
    Писатель считает, что ЗПТ какой бы тяжелой и напряженной не ни была ситуация, сколько бы обиды и злости мы не ни испытывали к врагу, мы должны всегда проявлять сострадание и сочувствие к любому человеку, не обращая внимания на то, враг он или друг.
    Невозможно не согласиться с автором текста. Действительно, человечность всегда должна вставать на первое место, затмевая нашу гордость и жажду мести. В качестве доказательства своего мнения приведу пример из опыта моей семьи. Мой дедушка столкнулся со всеми тяготами и лишениями Великой Отечественной войны в юности. Однажды в лесу, в котором находилась его родная деревня, ему повстречался раненый немец. Как рассказывал мой дедушка, он был также очень юн и было видно, что ему невероятно тяжело, он был ранен. Мой дедушка сжалился над ним и привел в в избу, где он жил со своей мамой. Там они оказали ему необходимую помощь: перевязали раны, дали воды и еды. Через несколько дней, когда юноша немного окреп, он отблагодарил моего дедушку и его мать, сказав, что никогда не забудет их благородный поступок. Таким образом, мы можем убедиться, что человечность и сострадание, действительно, всегда должны руководить нашими поступками в любой ситуации.
    В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна В. Астафьеву за возможность поразмышлять о проблеме сочувствия и сострадания на войне к врагу.
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Обилие местоимений затрудняет восприятие смысла и обедняет речь.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Избавляйтесь от повторов, канцеляризмов, некорректного употребления местоимений.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: поучитесь вводить примеры лаконично, не уходите в пересказ. Тщательно проверяйте собственный текст на предмет ошибок.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку