Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема трусости на войне

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



30.04.2021 01:47:59

Есть ли место трусости на войне? Этот вопрос находится в центре внимания Г. Бакланова.
Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, автор пишет о старшине Пономареве. Он повел солдата Долговушина на наблюдательный пункт, чтобы воспитать «бестолкового» подчиненного. Дойдя до нужного места, Пономарев обнаружил санный обоз с немцами, которые были уже в тылу. Пытаясь спасти пехотные войска, он начал стрелять по врагам, но получил ранение и, выпустив последние патроны, был убит. Этим примером Г. Бакланов показывает поведение военнослужащего, готового пожертвовать жизнью ради товарищей и спасения Родины.
Автор также обращает внимание на действия Долговушина. Пока Пономарев пытался спасти пехоту, солдат, струсив, «благополучно спустился под скат» и остался жив. Но при этом у него не возникло мысли попытаться спасти военного - Долговушин обрек Пономарева на смерть. Сравнивая поведение старшины и его подчиненного, Бакланов показывает недостойное солдата поведение, которое обернулось трагедией.
Примеры, противопоставленные друг другу, помогают Бакланову показать, чего стоят проявления трусости на войне, к каким последствиям они могут привести.
Автор считает, что трусость во время военных действий неприемлема, потому что из-за нее могут погибнуть товарищи, которые не ожидают подлости со стороны соотечественника.
Я согласна с мнением Г. Бакланова. Если вспомнить историю, можно заметить, что дезертирство, трусость и уклонение от обязанностей в условиях войны жестоко наказывались как во время правления Романовых, так и после революции, потому что эти поступки могли стоить жизни сотен и тысяч солдат.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что люди, которые участвуют в боевых действиях, должны быть храбрыми, потому что от их действий зависит судьба не только товарищей, но и Родины.
Количество слов - 251

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, !

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл.

Проблема определена верно, сформулирована некорректно. Логическая ошибка в том, что на вопрос можно ответить однозначно - да, на войне есть место трусости. В чем проблема-то? Стоит переформулировать вопрос:

Как нужно вести себя в критической ситуации?

Именно на этот вопрос хорошо ложатся те примеры, что Вы привели.

K2 - Комментарий + 2 балла.

Пример 1 не засчитан, поскольку никак не соотносится с заявленной проблемой.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами и анализ при отсутствующем втором примере зачесть нельзя.

Вы сформулировали далеко не главную проблему, поэтому не получилось найти второй пример.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл.

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.

Отношение к позиции автора содержит согласие, есть обоснование тезиса, а самого тезиса нет.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Не стоит начинать абзац с "также".

В сочинении присутствую  грамматические и речевые ошибки.

Есть ли место трусости на войне? Этот вопрос находится в центре внимания Г. Бакланова.
Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, автор пишет о старшине Пономареве. Он повел солдата Долговушина на наблюдательный пункт, чтобы воспитать «бестолкового» подчиненного. Дойдя до нужного места, Пономарев обнаружил санный обоз с немцами, которые были уже в тылу. Пытаясь спасти пехотные войска, он начал стрелять по врагам, но получил ранение и, выпустив последние патроны, был убит. Этим примером Г. Бакланов показывает поведение военнослужащего, готового пожертвовать жизнью ради товарищей и спасения Родины.
Автор также обращает внимание на действия Долговушина. Пока Пономарев пытался спасти пехоту, солдат, струсив, «благополучно спустился под скат» и остался жив. Но при этом у него не возникло мысли попытаться спасти военного - Долговушин обрек Пономарева на смерть. Сравнивая поведение старшины и его подчиненного, Бакланов показывает недостойное солдата поведение, которое обернулось трагедией.
Примеры, противопоставленные друг другу, помогают Бакланову показать, чего стоят проявления трусости на войне, к каким последствиям они могут привести.
Автор считает, что трусость во время военных действий неприемлема, потому что из-за нее могут погибнуть товарищи, которые не ожидают подлости со стороны соотечественника.
Я согласна с мнением Г. Бакланова. Если вспомнить историю, можно заметить, что дезертирство, трусость и уклонение от обязанностей в условиях войны жестоко наказывались как во время правления Романовых, так и после революции, потому что эти поступки могли стоить жизни сотен и тысяч солдат.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что люди, которые участвуют в боевых действиях, должны быть храбрыми, потому что от их действий зависит судьба не только товарищей, но и Родины.
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы, обоснованием собственной позиции.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку