Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема проявления заботы

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
29.04.2021 23:51:59
Автор: Настя Варфоломеева

Ради дорогих нам людей мы готовы пойти на многое, и неважно, что для этого надо сделать. Как же проявляется забота у людей? Над этим вопросом размышляет в своем тесте А. Куприн.
Нам представлен герой, Иван Семенюта, который «живёт дикой, болезненной и страшной жизнью». Но четыре дня в году он приводит себя в порядок: «начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами...», - «он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма», к матери. По приходе он обыкновенно начинает врать: «Служба идёт прекрасно. Начальство ценит, товарищи любят», и все ради того, чтобы не волновать и так беспокойное сердце матери. Он не хочет, чтобы она знала о том, что ее дорогой сын уже три года не работает, потому что его «незаслуженно оклеветали», и из-за этого ему жить приходится тяжело. Вся эта наигранность – проявление заботы сына.
В свою очередь матери приходится «играть свою роль». Она замечает, что сын иногда противоречит тому, что говорил в прошлый визит. Но не говорит ему ничего и «только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее». В ее случае проявление заботы – это негласность. Она хранит в тайне то, что знает страшный секрет сына, но тоже не хочет заставлять его переживать. Оба примера дополняют друг друга, показывая, что один из способов проявления заботы – это «святая ложь», ложь, которая говорится во благо другим.
Позиция автора ясна – он приводит нам в примеры то, как сын проявляет заботу по отношению к матери, и как мать – по отношению к сыну, чтобы показать, что есть для людей забота. В его понимании человек может солгать ради счастья другого.
Я согласна с автором, ведь нам часто приходится лгать во благо. Даже раньше, во времена Великой Отечественной войны, многие солдаты понимали, что больше не вернутся домой, но все же говорили своим дорогим и близким, что через пару месяцев они увидятся снова, что их отправляют в самое безопасное место, откуда они точно вернутся.
Подводя итог, хочу еще раз сказать, что «святая ложь» - это один из способов заботы о близких, который очень часто необходим в нашей жизни.
Количество слов - 340

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Настя!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов (анализ связи находится у Вас в ПА)

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена неверно (АНАЛОГИЯ, одинаковое поведение героев).

...он приводит нам в примеры то, как сын проявляет заботу по отношению к матери, и как мать – по отношению к сыну, чтобы показать, что есть для людей забота.
Эта часть позиции автора - аназиз связи, перенесите её туда.
Нужно обязательное "разведение" примеров: ЧТО ИМЕННО делает каждый пример, зачем он нужен.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 0 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезиса нет. Обоснование подразумеваемого тезиса есть, но оно автоматически не засчитывается.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 0 баллов.
Обращаю Ваше внимание, что абзацы обязательны.
Видимо, так залился текст сочинения на сайт.

Ошибки:

Ради дорогих нам людей мы готовы пойти на многое, и неважно, что для этого надо сделать.
1)Разве неважно? Действительно, на всё?
Неверное умозаключение.
2) НАМ, МЫ- кого Вы имеете в виду?
"Повисшие" слова
Нам представлен герой
Кому? Вам? Эксперту?
Или удалите "повисшее" слово, или замените на "читателю".
Позиция автора ясна – он приводит нам в примеры
"Пвовисшее" слово

Я согласна с автором, ведь нам часто приходится лгать во благо.
1) Неверное умозаключение.
Почему Вы так решили?
2) НАМ- кому? "Повисшее" слово
Подводя итог, хочу еще раз сказать, что «святая ложь» - это один из способов заботы о близких, который очень часто необходим в нашей жизни.
1) неудачное клише, содержащее логическую ошибку: зачем ещё раз говорить?
2) Неверное умозаключение
3) НАШЕЙ жизни- чьей?
"Повисшее" слово



Грамотность и речь
Виды ошибок выделены разным цветом:
Пунтуационные
Речевые
Грамматические

Ради дорогих нам людей мы готовы пойти на многое, и неважно, что для этого надо сделать. Как же (разг. частица) проявляется забота у людей? Над этим вопросом размышляет в своем тесте А. Куприн.
Нам представлен герой, Иван Семенюта, который «живёт дикой, болезненной и страшной жизнью». Но четыре дня в году он приводит себя в порядок: «начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами...», - ЛИШНЕЕ ТИРЕ «он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма», к матери. По приходе он обыкновенно начинает врать (Стиль!): «Служба идёт прекрасно. Начальство ценит, товарищи любят», и все ради того, чтобы не волновать и так беспокойное сердце матери. Он не хочет, чтобы она знала о том, что ее дорогой сын уже три года не работает, потому что его «незаслуженно оклеветали», и из-за этого ему жить приходится тяжело. Вся эта наигранность – проявление заботы сына.(о ком?)
В свою очередь матери приходится «играть свою роль». Она замечает, что сын иногда противоречит тому, что говорил в прошлый визит. Пропушего подлежащее Но не говорит ему ничегоЗПТ и «только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее». В ее случае проявление заботы – это негласность. Она хранит в тайне то, что знает страшный секрет сына, но тоже не хочет заставлять его переживать. Оба примера дополняют друг друга, показывая, что один из способов проявления заботы – это «святая ложь», ложь, которая говорится во благо другим.
Позиция автора ясна – ДВОЕТОЧИЕ он приводит нам в примеры то (приводит примеры того), как сын проявляет заботу по отношению к матери, (однородное подчинение- зпт не нужна) и как мать – по отношению к сыну, чтобы показать, что есть для людей забота. В его (кого?) понимании человек может солгать ради счастья другого.
Я согласна с автором, ведь нам часто приходится лгать во благо. Даже раньше, во времена Великой Отечественной войны, многие солдаты понимали, что больше не вернутся домой, но все же говорили своим дорогим и близким, что через пару месяцев они увидятся снова, что их отправляют в самое безопасное место, откуда они точно вернутся. ("нанизывание" придаточных предложений)
Подводя итог, хочу еще раз сказать, что «святая ложь» - это один из способов заботы о близких, который очень часто необходим в нашей жизни.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 1 балл.

K9 - Соблюдение грамматических норм + 0 баллов.

K10 - Соблюдение речевых норм + 0 баллов.

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над своей позицией и речевым оформлением сочинения.

  Успеха на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку