Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

В чём смысл человеческого существования?

  • Текст: Б. Васильев. Человек создан на столетия...

    (1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.

    (6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна?

    (9)Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать.

    (14)Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. (15)Зачем? (16)С какой целью? (17)Ведь в природе всё разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18)А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?

    (19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила. (21)Кроме человека. (22)А его объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания.

    (24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.

    − (25)Для работы.

    − (26)Понятно, − сказал я, ничего не поняв, но не стал расспрашивать.

    (27)Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28)Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их.

    (31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда. 

    (По Б.Л. Васильеву*)

     

    * Борис Львович Васильев (1924–2013) — советский писатель, прозаик, публицист, общественный деятель, автор произведений «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился» и др.

29.04.2021 18:21:05
Автор: Улугбек Рахимов

В чём смысл человеческого существования? Именно над этой проблемой размышляет Борис Львович Васильев в тексте.
Автор повествует о том, что животным природой дано именно столько энергии, сколько им потребуется, чтобы прожить отведённый срок, а человеку "отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно" (предложения 6-7, 14). Эти строки подчёркивают отличие человека от всех других живых организмов и подталкивают нас к мысли об особенной миссии человека в мире. Но в чём же она заключается?
Диалог автора с отцом (предложения 24-26) и финальные строчки текста (предложения 31-33) помогают нам найти ответы на интересующие нас вопросы. Этими фрагментами Васильев говорит нам, что весь смысл заключается в ежедневном, иступлённом и упорном труде. Именно это отличает нас от животных и делает людьми. Лишь для этого нам дан этот огромный запас энергии.
Второй пример следует из первого. Такая вопросно-ответная форма изложения мысли помогает нам лучше понять суть проблемы и разобраться в вопросе: сначала мы осознаём наличие особенной миссии человека в мире, а потом уже понимаем, что она заключается в ежедневном труде и работе.
Позиция автора ясна: Борис Львович Васильев считает, что вся жизненная энергия человека дана ему для одной главной задачи - упорно работать. Труд сделал людей разумными, поэтому без него нам нельзя.
Я не могу не согласиться с автором. Мне кажется, каждый человек должен каким-то образом трудиться. У кого-то это может быть работа над собой, у кого-то работа для других, у кого-то для всего мира в целом. Главное - это, чтобы хоть какой-то труд был, иначе человека ждёт деградация личности и возвращение к животным инстинктам. Отличным примером этому служит мой дядя. После сокращения на работе он даже не пытался искать новое место. Полдня он смотрит телевизор и ест, а потом ещё полдня спит. Человек полностью отвык от труда, ему ничего больше не надо, кроме удовлетворения своих животных потребностей.
В заключение хотелось бы попросить людей тратить энергию на полезные для себя и общества вещи. При неправильном её использовании сил будет всё меньше и меньше, а восстанавливаться им будет неоткуда. Вследствие этого хуже будет в первую очередь самому этому человеку. Если каждый не будет вредить хотя бы себе, то вреда не будет и для всего общества.
Количество слов - 347

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Улугбек!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Комментарий выглядит неорганично из-за того, что Вы используете отсылку к тесту в виде указания на номера предложения. Конечно, это не запрещено, но выглядит это неуместно.Чтобы понять мысль автора сочинения, требуется постоянно смотреть текст. Советую писать так, чтобы у эксперта не возникала такая необходимость. Но решение за Вами - я лишь даю рекомендацию, которая поможет Вам на экзамене избежать проблем (обойти "острые углы").

Пример 1 (отличие человека от животного, особая миссия человека) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 не указан (выглядит эфемерно), не пояснен.

Взаимосвязь между примерами и анализ связи не могут быть оценены, так как засчитывается только один пример.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Совет: к подобного рода примерам в обосновании нужно прибегать в крайнем случае. Такие примеры выглядят примитивно и не украшают сочинение.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Ошибки:

Эти строки подчёркивают отличие человека от всех других живых организмов и подталкивают нас к мысли об особенной миссии человека в мире. Но в чём же она заключается?
Диалог автора с отцом (предложения 24-26) и финальные строчки текста (предложения 31-33) помогают нам найти ответы на интересующие нас вопросы.

На какие вопросы? Вы задаёте только один (нарушение логики). Возможно, если бы Вы по-другому оформляли комментарий (не указанием на номера предложений), такого бы не возникло.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Грамотность

В сочинении очень много речевых ошибок.

В чём смысл человеческого существования? Именно над этой проблемой размышляет Борис Львович Васильев в тексте.
Автор повествует о том, что животным природой дано именно столько энергии, сколько им потребуется, чтобы прожить отведённый срок, а человеку "отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно" (предложения 6-7, 14). Эти строки подчёркивают отличие человека от всех других живых организмов и подталкивают нас к мысли об особенной миссии человека в мире. Но в чём же она заключается?
Диалог автора с отцом (предложения 24-26) и финальные строчки текста (предложения 31-33) помогают нам найти ответы на интересующие нас вопросы. Этими фрагментами Васильев говорит нам, что весь смысл заключается в ежедневном, иступлённом и упорном труде. Именно это отличает нас от животных и делает людьми. Лишь для этого нам дан этот огромный запас энергии.
Второй пример следует из первого. Такая вопросно-ответная форма изложения мысли помогает нам лучше понять суть проблемы и разобраться в вопросе: сначала мы осознаём наличие особенной миссии человека в мире, а потом уже понимаем, что она заключается в ежедневном труде и работе (речевая избыточность)
Позиция автора ясна: Борис Львович Васильев считает, что вся жизненная энергия человека дана ему для одной главной задачи - упорно работать. Труд сделал людей разумными, поэтому без него нам нельзя.
Я не могу не согласиться с автором. Мне кажется, каждый человек должен каким-то образом трудиться. У кого-то это может быть работа над собой, у кого-то работа для других, у кого-то для всего мира в целом. Главное - это (лишнее слово), чтобы хоть какой-то труд был, иначе человека ждёт деградация личности (лишнее слово) и возвращение к животным инстинктам. Отличным примером этому служит мой дядя. После сокращения на работе он даже не пытался искать новое место. Полдня он смотрит телевизор и ест, а потом ещё полдня спит. Человек полностью отвык от труда, ему ничего больше не надо, кроме удовлетворения своих животных потребностей.
В заключение хотелось бы попросить людей тратить энергию на полезные для себя и общества вещи. При неправильном её использовании сил будет всё меньше и меньше, а восстанавливаться им будет неоткуда. Вследствие этого хуже будет в первую очередь самому этому человеку. Если каждый не будет вредить хотя бы себе, то вреда не будет и для всего общества.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Очень много повторов местоимений, неудачное употребление местоимений. Лексическая избыточность.

K11 - Соблюдение этических норм: + 0 баллов

Полдня он смотрит телевизор и ест, а потом ещё полдня спит. Человек полностью отвык от труда, ему ничего больше не надо, кроме удовлетворения своих животных потребностей.
Как-то Вы круто разделались с дядей. Потребность в еде, сне, в отдыхе - это всё-таки не животные потребности.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, речевым оформлением. Перечитывайте работу на наличие повторов. Старайтесь меньше использовать местоимения. Желаю успехов на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 0
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку