Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема лжи во благо

  • Текст: А. Куприн. Святая ложь

    1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

    (5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

    (8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

    (10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

    − (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

    − (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

    − (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

    − (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

    (30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

    (33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

    (38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

    (40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

    (41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

    − (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

    (47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

    (По А. И. Куприну*)

    *Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
29.04.2021 13:00:24
Автор: Лиза Мецгер

       Может ли существовать ложь во благо или любая ложь – это аморально? Над этой проблемой размышляет в предложенном для анализа тексте А. Куприн.
    В центре внимания автора фигурирует история Ивана Семенюты, который теряет работу, вследствие чего еле-еле сводит концы с концами, претерпевает крайнюю бедность и лишения. Однако у главного героя есть тайна – свое положение он держит в строжайшем секрете от своей матери, не желая расстраивать её, в то время как она скрывает от Семенюты то, что давно все поняла.
    В качестве первого примера автор приводит позицию главного героя текста. Иван Семенюта намеренно редко и лишь по вечерам навещает мать, копит деньги для того, чтобы прийти к ней не с пустыми руками для того, чтобы не огорчать её: «…он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин…начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук,…Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери.» Мы видим, что герой привык отказывать себе во всех благах и радостях лишь для того, чтобы навестить мать в лучшем виде, избавив её от волнений и беспокойств.
    Развивая сюжетную линию, автор описывает поведение матери главного героя. Она прекрасно понимает, что её сын обманывает её, однако также и осознает, что делает он это не из собственной гордости или желания произвести на неё впечатление, а лишь из боязни расстроить и разочаровать её: «…никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. Это острое место всегда будет осторожно обходиться. Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.» Мы видим, что и Иван Семенюта в свою очередь также никогда не подаст виду, что догадывается о том, что его маме давно уже все известно. Этим примером автор показывает, что столь, казалось бы, нелепая и ненужная обоюдная ложь на самом деле и является основой отношений Ивана Семенюты и его матери. Каждый из них обманывает, исходя лишь из благих и благородных намерений.
    А. Куприн считает, что ложь во благо порой бывает крайне необходима.
    Я не могу согласиться с автором. Я уверена, что никакой обман нельзя назвать благородным и достойным. Любые человеческие отношения должны основываться на правде и взаимном доверии. В качестве доказательства своей позиции приведу пример из моего жизненного опыта. Однажды моя знакомая узнала, что вынуждена будет уехать из России и переехать в Англию на постоянное проживание. Она ужасно не хотела расстраивать меня и поэтому решила это утаить, объявив об этой новости перед самым отъездом. В итоге мы продолжали общаться с ней следующие полгода, в то время как я ничего не подозревала. Когда она все же решила уведомить меня о своих планах, мне стало невероятно обидно и грустно, что она не рассказала об этом сразу. Ведь в таком случае мы проводили бы с ней гораздо больше времени, я бы свыклась и смирилась с этим фактом. Но когда я осознала, что на следующий день она улетает и мы не увидимся еще, возможно, очень долго, я была просто поражена. Таким образом, я могу с уверенностью утверждать, что лжи во благо не существует, а есть только обман – безнравственный и низкий.
    В заключение мне хотелось бы сказать, что я благодарна А. Куприну за возможность задуматься о проблеме лжи во благо.

Количество слов - 565

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Лиза!

Про объемные цитаты вы, наверное, уже поняли.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 (поведение Ивана) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (поведение матери) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами НЕ определена, НЕ проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки: нет

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки: см. К 10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Мы видим, что и Иван Семенюта в свою очередь также никогда не подаст виду, что догадывается о том, что его маме давно уже все известно.
В данном случае это вводное сочетание, т.к. можно заменить сочетанием "со своей стороны".

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Иван Семенюта намеренно редко и лишь по вечерам навещает мать, копит деньги для того, чтобы прийти к ней не с пустыми руками для того, чтобы не огорчать её: «…он путём многих
Дублирование конструкций - нарушение в построении сложноподчиненного предложения.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Однако у главного героя есть тайна – свое положение он держит в строжайшем секрете от своей матери, не желая расстраивать её, в то время как она скрывает от Семенюты то, что давно все поняла.
Если можно избежать употребления слова "свой" - надо это сделать.
Она прекрасно понимает, что её сын обманывает её, однако также и осознает, что делает он это не из собственной гордости или желания произвести на неё впечатление
лишнее местоимение
Каждый из них обманывает, исходя лишь из благих и благородных намерений.
тавтология

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи в комментарии проблемы. Лиза, вы пишете хорошо, но слишком стараетесь витиевато выражаться, отсюда ошибки, предусмотреть которые очень трудно вам. Поэтому мой совет: написав сочинение, отредактируйте его в сторону упрощения. Так ошибок будет меньше, а баллов больше. Удачи на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку