Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема малой Родины

  • Текст: Е. Гришковец. Я очень плохо знаю деревенскую жизнь

    (1)Я очень плохо знаю деревенскую жизнь. (2)Точнее, я не знаю её совсем. (З)Хотя я наблюдал жизнь в деревне. (4)У моих родителей был дом в деревне, который мы называли «дача». (5)Но это не была дача в подмосковном смысле, и это не был летний домик. (6)Это был старый деревенский дом, сложенный из брёвен и с крытой досками крышей. (7)Такой настоящий сибирский дом. (8)Дом этот стоял в середине деревни Колбиха, а Колбиха живописно расползлась своими сорока дворами по красивому и холмистому левому берегу реки Томи. (9)От города Кемерово до Колбихи было в аккурат 80 километров. (10)Мы владели этим домом в деревне около пятнадцати лет. (11)И около пятнадцати лет, когда я приезжал в Колбиху, мне удавалось наблюдать деревенскую жизнь.

    (12)Наш дом (а мы все и всегда будем называть его «наш» дом) так и стоит по сей день в деревне. (13)Колбиха. (14)Если будете там, то без труда его найдёте. (15)Он довольно большой, стоит в самом центре деревни...

    (16)Удивительное дело! (17)Я помню все лица и почти все имена жителей деревни Колбиха, хотя лично я там проводил не больше полутора месяцев в год. (18)Я уже не могу вспомнить имён всех своих учителей или одноклассников. (19)Помню многих, но не всех. (20)Я не смогу вспомнить всех, с кем мне доводилось много лет работать. (21)А вот жители Колбихи не забываются. (22)Там не было ни одного незаметного человека.

    (23)А ещё — и это я знаю точно — жители Колбихи не считают свою деревню ни маленькой, ни большой. (24)Они об этом не думают. (25)Город для них был непостижимо велик. (26)Город им был непонятен как место, а главное, как способ жизни. (27)А Колбиха была их миром.

    (28)А теперь я понимаю, что Колбиху-то я люблю. (29)Люблю сильно и преданно. (З0)Видимо, поэтому и не могу забыть ни одного лица, ни одного дома. (31)Пушкин писал: «Там русский дух, там Русью пахнет». (32)Не знаю, что он подразумевал, какой запах. (ЗЗ)Но для меня это запах Колбихи. (34)Это запах сырого, холодного и страшноватого тумана, который вечером выползал из леса и накрывал деревню. (35)Это запах дыма из бани зимой, а баню топили мёрзлыми берёзовыми дровами. (З6)Это запах солярки, свежескошенной травы, сухого сена, пыли, что летит с дороги в наш двор и долго висит в воздухе... (37)Много запахов.

    (38) Я люблю Колбиху, понимаю это и чувствую всё сильнее и сильнее.

    (39) Когда я вспоминаю Колбиху, меня охватывает неуёмное и очень тревожное желание что-то важное сохранить. (40)Но я понимаю в то же самое мгновение, что сохранить ничего нельзя. (41)Жизнь не зафиксировать, не передать, не удержать! (42)Я не смогу передать или пересказать, как говорила наша соседка Клавдия Владимировна. (43)Не смогу передать её интонации, её обороты, её словечки, её истории. (44)И даже если бы я сделал тысячи снимков, записал бы массу рассказов, всё равно эти записи и фотографии ничего не сохранят и не сберегут. (45)Даже для меня они будут только иллюстрациями к моим воспоминаниям, переживаниями к моей любви.

    (46)А любовь не нуждается в иллюстрациях, как жизнь не терпит остановок и неподвижности.

    (47)Я пытался рассказать что-то про то, что я видел, чего коснулся и что полюбил.

    (48)И вот я с ужасом и радостью понимаю, что у меня нет средств и возможностей передать словами то, что я видел, слышал, вдыхал и знал.

    (49)Я же догадываюсь, даже точно знаю, что наша Колбиха ничем не особенная деревня. (50)Купили бы мы дом в другой деревне, были бы другие лица, другие истории, имена. (51)Но «наш» дом был в Колбихе. (52)У меня в моей жизни есть эта деревня, а не другая.

    (53)А ещё я помню, когда мы после последней нашей зимы в Сибири приехали проститься с Колбихой, помню, как радостно нас встретила наша Бася — сиамская кошка не очень чистых кровей. (54)Бася явно собиралась с нами в город. (55)А мы ощущали себя предателями.

    (56)Мы успокаивали себя, мол, будет трудный и далёкий переезд в другой далёкий город, а там неизвестно что. (57)Мы говорили друг другу, что нашей Басе в Колбихе только лучше. (58)Что в деревне свобода и простор. (59)И ещё мы знали, что Клавдия Владимировна Басю любит и в обиду не даст.

    (60)Но ничего не помогало. (61)Мы всё равно чувствовали себя предателями. (62)Смогли бы мы остаться в деревне навсегда?! (6З)Прожили бы?

    (64)Мы приезжали в деревню, дышали воздухом, слушали птиц, парились в бане, беседовали с деревенскими, но у нас был «обратный билет». (65)Вот и любили мы деревню-матушку. (66)Любили и любим до сих пор. (67)Я люблю, хотя совсем не знаю деревенской жизни. (68)Я её только видел. (69)Видел из окна нашего дома. (70)Но такого «нашего» у нас уже не будет. (71)Это ясно.

    (72)Но я уверен, что в Колбихе до сих пор встречаются котята с тёмными острыми мордочками и необычным цветом глаз. (73)Они шустры и своенравны. (74)Это следы диковинной сиамской породы, которая смешалась с деревенским густым кошачьим замесом. (75)Так мы смогли повлиять на колбихинскую жизнь. (76)Такова наша лепта. (77)Неболыпая плата за любовь и такую серьёзную и глубокую грусть, которая позволяет мне без сомнений, запинки и обиняков говорить слово «Родина».

    (По Е. В. Гришковцу)

     

    * Евгений Валерьевич Гришковец (род. в 1967 г.) — российский писатель, драматург, театральный режиссёр.

     

28.04.2021 16:17:24
Автор: Лариса Черепанова

  Что для человека может быть родиной? Над этой проблемой Е.В. Гришковец рассуждает в тексте, предложенном для анализа.
  Автор пишет о том, что он помнит «все лица и почти все имена жителей деревни Колбиха», хотя уже не сможет вспомнить одноклассников или учителей. Гришковец предполагает, что жители деревни остались в его памяти из-за того, что он «сильно и преданно» любит Колбиху. Из этого можно понять, что автор считает ее своей малой родиной. Он не зря описывает запахи деревни: для него это трепетные и приятные воспоминания.  Так же, Гришковец выражает свое желание сохранить воспоминания о времени, проведенном в деревне. Но он понимает, что сохранить ничего нельзя: у него нет возможности рассказать о всех чувствах и эмоциях, которые он испытывал в детстве. Поясняя это, автор пишет, что он пытался донести до других людей информацию о том, что он полюбил в Колбихе, но он понимает, что он не сможет передать словами то, что «видел, слышал, вдыхал и знал». Эти примеры, дополняя друг друга, помогают читателю понять, что родина – это не всегда место, где ты родился. Чаще всего это то место, которое ты любишь, которое вызывает у тебя массу теплых воспоминаний.
  Авторской позицией является мысль о том, что можно любить место, даже не проводя там большую часть жизни. Гришковец говорит о том, что он любит Колбиху, хотя даже не знает «деревенской жизни».
  Я согласна с позицией автора, так как часто бывает такое, что человек называет родиной место, в котором ему хорошо. Например, через всё творчество Сергея Александровича Есенина прослеживается мысль о том, что родина для него – это вся страна в целом. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…» он пишет о любви к своей родине, о том, что именно природная красота России дарит ему покой. Это говорит о том, что родина для каждого что-то свое: кто-то любит дом своих родителей, потому что там ему тепло и спокойно; кто-то называет родиной деревню, в которой даже не провёл большую часть жизни; а для кого-то нет ничего лучше, чем родная страна.
  В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что родина – понятие растяжимое, и для каждого означает своё.
Количество слов - 343

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Лариса!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 (отношение к деревне) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (воспоминания о деревне) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки: нет

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки: см. К 10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Так же, Гришковец выражает свое желание сохранить воспоминания о времени, проведенном в деревне.
также

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Так же, Гришковец выражает свое желание сохранить воспоминания о времени, проведенном в деревне.
Лишняя запятая

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Над этой проблемой Е.В. Гришковец рассуждает в тексте, предложенном для анализа.
Об этой проблеме рассуждает...
у него нет возможности рассказать о всех чувствах и эмоциях, которые он испытывал в детстве.
обо всех
Например, через всё творчество Сергея Александровича Есенина прослеживается мысль о том, что родина для него – это вся страна в целом.
Правильно: через все творчество... проходит мысль; в творчестве... прослеживается мысль.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

у него нет возможности рассказать о всех чувствах и эмоциях, которые он испытывал в детстве.
плеоназм
Поясняя это, автор пишет, что он пытался донести до других людей информацию о том, что он полюбил в Колбихе, но он понимает, что он не сможет передать словами то, что «видел, слышал, вдыхал и знал».
повторы, однообразие конструкций, нанизывание предложений.
В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что родина – понятие растяжимое, и для каждого означает своё.
Разговорное выражение.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над грамматикой и речью. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку