Пишите 

  раздельно:

  • как раз, 
  • как будто, 
  • будто бы, 
  • как бы, 
  • всё равно, 
  • можно ли, 
  • вряд ли, 
  • едва ли, 
  • всё же, 
  • к тому же

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема мира на войне

  • Текст: В.Богомолов. День выдался отменный...

    День выдался отменный. Солнце сияло и грело, но не пекло нещадно, как всю последнюю неделю. От земли, от высокой сочной луговой травы поднимался свежий и крепкий аромат медвяных цветов и росы; в тишине мерно и весело, с завидной слаженностью трещали кузнечики.

    Голубые, с перламутровым отливом стрекозы висели над самым зеркалом воды и над берегом; я было попытался поймать одну, чтобы рассмотреть хорошенько, но не сумел.

    С удовольствием вдыхая чудесный душистый воздух, я медленно шел вдоль берега, глядел и радовался всему вокруг.

    Как может перемениться жизнь человека! Просто даже не верилось, что еще недавно я, изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике на высоте 114 (я стрелял лучше других и в бою, когда мог, всегда брался за пулемет) и короткими отрывистыми очередями косил рослых, как на подбор, немцев из танковой гренадерской дивизии СС "Фельдхернхалле", перебегавших и упрямо ползших вверх по склону.

    Как-то не верилось, что совсем недавно, когда кончились патроны, не осталось гранат и десятка три немцев ворвались на высоту в наши траншеи, я, ошалев от удара прикладом по каске и озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь, катался по земле с дюжим эсэсовцем, старавшимся - и довольно успешно - меня задушить, а затем, когда его прикончили, зарубил немца-огнеметчика чьей-то саперной лопаткой.

    Все это было позавчера, но оттого, что я сутки спал и только проснулся, оттого, что это были самые сильные впечатления последних дней, мне казалось, что бой происходил всего несколько часов тому назад.

    Я не удержался, раскрыл на ходу томик и начал было вполголоса читать, однако тут же решил покончить сперва со всем малоприятным, но неизбежным. На небольшом песчаном пляжике я скинул сапоги, быстро разделся и дважды старательно выстирал грязные, пропитанные потом, пылью, ружейным маслом и чьей-то кровью гимнастерку и шаровары, ставшие буквально черными портянки и пилотку. Затем, крепко отжав, развесил все сушиться на ветках орешника, спустился в воду и, простирнув самодельные плавки, начал мыться сам. Я намылился и со сладостным ожесточением принялся скрести ногтями голову и долго скоблил и тер все тело песком, пока кожа не покраснела и не покрылась кое-где царапинками. Последний раз я мылся по-настоящему недели три назад, и вода около меня, как и при стирке, сразу сделалась мутновато-темной.

    Потом я плавал и, ныряя с открытыми глазами, гонялся в прозрачной воде за стайками мальков и доставал со светлого песчаного дна раковины и камешки; самые из них интересные и красивые я отобрал, решив, пока мы будем здесь находиться, составить небольшую коллекцию. Дома, в Подмосковье, у меня хранился в сенцах целый сундук всяких необычных камешков и раковин - собирать их я пристрастился еще в раннем детстве.

    Немного погодя я вышел на берег, ощущая бодрость и приятную легкость во всем теле и чувствуя себя точно обновленным. Перевернув на ветках орешника быстро сохнувшие гимнастерку и шаровары, я со спокойной душой взял наконец книжку.

    Я любил и при каждой возможности читал стихи, но Есенина открыл для себя недавно, когда в начале наступления, в развалинах на окраине Могилева, нашел этот однотомник; стихи поразили и очаровали меня.

    На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям; многие четверостишия я знал уже наизусть и декламировал их (чаще всего про себя) к месту и не к месту. Но отдаться стихам Есенина безраздельно, в покойной обстановке мне еще не доводилось.

    Я начал читать, то заглядывая в книжку, то по памяти; начал с ранних, юношеских стихотворений:

    ...Ах, поля мои, борозды милые,

    Хороши вы в печали своей!

    Я люблю эти хижины хилые

    С поджиданьем седых матерей.

    ...Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

    Лишь к тебе я любовь берегу.

    Весела твоя радость короткая

    С громкой песней весной на лугу.

    Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена и молодыми березками на той стороне, золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками - все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина, его восторженной любви к родному краю, к раздолью полей и лугов, к русской природе и человеку.

    (По В. О. Богомолову*)

    *Владимир Осипович Богомолов (1924 – 2003) – русский советский писатель.

28.04.2021 00:55:08
Автор: Анастасия Нецветаева

В чем заключается роль мирных моментов во время войны? Этот вопрос становится предметом размышлений В. О. Богомолова в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о проблеме, автор повествует о пулеметчике, испытавшем ужасы войны. Он «…косил рослых, как на подбор, немцев… озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета …». Этот пример позволяет убедиться в безжалостности сражений. Далее В. О. Богомолов пишет об одном из мирных мгновений войны: боец наслаждался природой («…плавал и, ныряя с открытыми глазами, гонялся в прозрачной воде за стайками мальков и доставал со светлого песчаного дна раковины и камешки…») и литературой (отдавался «…стихам Есенина безраздельно, в покойной обстановке…»). Это свидетельствует о безмятежности солдата, его желании расслабиться и забыться. Приведенные примеры противопоставлены друг другу и помогают понять значение спокойных периодов войны: они дают возможность отвлечься от кошмаров боевых действий.

Авторская позиция понятна. Он считает, что мирные моменты во время войны позволяют человеку отдохнуть не только физически, но и морально.

Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что роль затишья на войне поистине велика.

Пример мирных мгновений в годы сражений можно найти в советском художественном фильме 1973 года режиссера Леонида Быкова «В бой идут одни “старики”», основанном на подлинных событиях времен Великой Отечественной войны. Капитан Титаренко выступает дирижером «Поющей» эскадрильи, которая превращается в настоящий оркестр в периоды между полетами. Деятельность самодеятельного ансамбля сплачивала коллектив, способствовала поднятию духа и помогала справиться со страхом, болью и потерей товарищей.

Прочитав текст В. О. Богомолова, я убедилась в том, что мирные моменты во время войны играют огромную роль в жизни человека.
Количество слов - 254

Добрый день, Анастасия. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.


К1 - Формулировка проблем исходного текста +1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.

К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста+5 баллов
Пример 1 указан, но пояснение слабое, неточное, неверно сформулированное. Пример 2 указан, пояснён. Связь между примерами определена верно, проанализирована. Рекомендация: когда пишете пояснения к примерам и анализ связи между ними, тщательнее выбирайте подходящие слова, чтобы на реальном экзамене вам не снизили баллы по этим критериям. Например:
Это свидетельствует о безмятежности солдата, его желании расслабиться и забыться. Приведенные примеры противопоставлены друг другу и помогают понять значение спокойных периодов войны: они дают возможность отвлечься от кошмаров боевых действий.
Слово БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ, на мой взгляд, не совсем подходит. Он хотел забыть недавний страшный бой и вспомнить ощущения простого человеческого счастья,  которые испытывал в мирное время. Слово ЗАБЫТЬСЯ тоже не совсем удачное. спокойных периодов войны- несочетаемость лексическая;  кошмары боевых действий- то же самое( отсюда и мой совет более тщательно выбирать слова для формулировки высказываний)


K3 - Отражение позиции автора исходного текста +1 балл
Позиция автора  относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста +1 балл
Есть согласие с автором, но нет тезиса, поясняющего вашего согласия. Есть обоснование. Ставлю 1 балл, но  постарайтесь не только согласиться с автором, но и выразить своё мнение по этому поводу.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что роль затишья на войне поистине велика.

Пример мирных мгновений в годы сражений можно найти в советском художественном фильме 1973 года режиссера Леонида Быкова «В бой идут одни “старики”», основанном на подлинных событиях времен Великой Отечественной войны. Капитан Титаренко выступает дирижером «Поющей» эскадрильи, которая превращается в настоящий оркестр в периоды между полетами. Д
После слов  роль затишья на войне поистине велика  явно не хватает предложения: Именно в такие минуты человек вспоминает дом, семью, любимого человека и понимает, что война отняла у них самое дорогое- мир.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения+2 балла
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения

K6 - Точность и выразительность речи +1 балл
Есть нарушения точности выражения мыслей

K7 - Соблюдение орфографических норм +2 балла
Капитан Титаренко выступает дирижером «Поющей» эскадрильи, которая превращается в настоящий оркестр в периоды между полетами.
Почему вы написали это слово с прописной буквы? Это название?



K8 - Соблюдение пунктуационных норм+ 3 балла
Ошибок нет


K9 - Соблюдение грамматических норм+ 1 балл
Рассуждая о проблеме, автор повествует о пулеметчике, испытавшем ужасы войны. Он «…
повествовать , рассуждая о проблеме...лучше заменить на : Размышляя над проблемой, автор повествует...


K10 - Соблюдение речевых норм+1 балл
Деятельность самодеятельного ансамбля сплачивала коллектив, способствовала поднятию духа и помогала
Старайтесь избегать употребления  однокоренных слов.
Деятельность самодеятельного ансамбля сплачивала коллектив, способствовала поднятию духа и помогала справиться со страхом, болью и потерей товарищей.
Вместо КОЛЛЕКТИВ надо БОЙЦОВ, так как речь всё-таки о тех, кто воевал; поднятию ИХ духа.


K11 - Соблюдение этических норм+1 балл
Этические ошибки отсутствуют

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале +1 балл
Фактические ошибки в фоновом  материале отсутствуют.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку