Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Что является главной задачей культурного человека?

  • Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)

    — (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:

    — Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.

    (5) Я почувствовал раздражение.

    — (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.

    — (8) Да?

    — (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.

    (11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:

    — Что же нужно? (12) Пейзажи?

    — (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.

    (15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:

    — На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.

    — (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.

    (20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:

    Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.

    (22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.

    — (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.

    — (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.

    (30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».

    — (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.

    — (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.

    (По А. П. Чехову)

27.04.2021 21:08:50
Автор: Грачёв Анатолий

        Что является главной задачей культурного человека? Этим вопросом задается А. П. Чехов.
        Повествование идет от лица главного героя. Он рассказывает о своём споре с девушкой Лидой, она утверждает, что культурный человек не должен сидеть «сложа руки», должен помогать крестьянам, которым трудно живётся. Девушка говорит, что "на прошлой неделе умерла умерла от родов Анна, если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива". Можно сделать вывод о том, что героиня думает о людях, которые её окружают, об их нуждах и о том, как избавить от них людей, так как полагает, что "самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним". Она
пытается делать это, как может.
       Мнению Лидии противопоставлена позиция рассказчика. Герой говорит о том, что "медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению". Герой считает бесполезным все то, что предлагает Лиде. Мы видим, что герой-демагог, который много говорит, но ничего конкретного не предлагает.
       Примеры противопоставлены друг другу. Лидия считает, что в сложившийся ситуации обязательно нужно предпринять меры для обеспечения нормальной жизни крестьян, и в этом она видит задачу культурного человека. А в словах рассказчика не чувствуется настроение что-нибудь конкретное делать.
А. П. Чехов считает, что главной задачей культурного человека является желание помочь тому, кто нуждается, не оставаться равнодушными к чужим проблемам.
      Я абсолютно согласен с автором и считаю, что культурный человек просто не может быть эгоистичным, соответственно, он будет стараться помогать ближним или незнакомцам, поддерживать их в трудные минуты жизни. Чтобы обосновать свое мнение, приведу пример из художественной литературы. Так, в рассказе А. И. Куприна "Чудесный доктор " описан случай из жизни врача Пирогова, который перед Рождеством встречает мужчину, поведавшего о том, что его семья находится в бедственном положении, дочь больна. Врач покупает дрова, выписывает девочке рецепт, оставляет деньги на еду. Что, как не главную задачу культурного человека, выполнил Пирогов?
     В заключение хочу ещё раз подчеркнуть, что культурный человек уважает не только себя, но и окружающих, а также их потребности. Его отличает умение сострадать и проявлять доброжелательность по отношению к людям.
Количество слов - 331

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Анатолий!
Вы выбрали непростой  для анализа текст.
ПА скрыта скрыта глубоко.
"Положительная", по Вашему мнению,  героиня раздражается и говорит с досадой.

... сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.
Автор вряд ли на стороне человека, который, внешне заботясь о людях, так себя ведёт.
К сожалению, в КИМах предлагается отрывок рассказа, из которого ПА вычленяется неверно. Вашей вины в этом нет- с работой Вы справились очень хорошо. Если на ЕГЭ попадётся художественный текст, обращайте внимание, что позицию автора озвучивает герой с высоконравственным поведением (присмотритесь и к способам речевой характеристики).

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, показана роль кадого примера.
Рекомендация: добавьте предложение, раскрывающее, какова цель именно такой связи.
(Зачем так подаются примеры?) ПА логично будет вытекать из комментария.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 2 балла.



Грамотность и речь


Виды ошибок выделены разным цветом:


Пунктуационные (0,5 + 0,5)- 1 б. по К8
Грамматические (шероховатость)- нет снижения по К9
Речевые (2 повтора+ шероховатость) по -1 б. К6, К10

Что является главной задачей культурного человека? Этим вопросом задается А. П. Чехов.
        Повествование идет от лица главного героя. Он рассказывает о своём споре с девушкой Лидой, она утверждает, что культурный человек не должен сидеть «сложа руки», должен помогать крестьянам, которым трудно живётся. Девушка говорит, что "на прошлой неделе умерла умерла от родов Анна, если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива". Можно сделать вывод о том, что героиня думает о людях, которые её окружают, об их нуждах и о том, как избавить от них людей, так как полагает, что "самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним" ("нанизывание" придаточных. Рекомендация: разделите предложение на части). Она
пытается делать это, ЛИШНЯЯ ЗАПЯТАЯ: НЕТ СРАВНИТЕЛЬНОГО ОБОРОТА как может.
       Мнению Лидии противопоставлена позиция рассказчика. Герой говорит о том, что "медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению". Герой считает бесполезным все то, что предлагает Лиде. Мы видим, что герой-демагог, который много говорит, но ничего конкретного не предлагает.
       Примеры противопоставлены друг другу. Лидия считает, что в сложившийся ситуации обязательно нужно предпринять меры для обеспечения нормальной жизни крестьян, и в этом она видит задачу культурного человека. А в словах рассказчика не чувствуется настроение что-нибудь конкретное делать.
А. П. Чехов считает, что главной задачей культурного человека является желание помочь тому, кто нуждается, не оставаться равнодушными к чужим проблемам.
      Я абсолютно согласен с автором и считаю, что культурный человек просто не может быть эгоистичным, соответственно, он будет стараться помогать ближним или незнакомцам, поддерживать их в трудные минуты жизни. Чтобы обосновать свое мнение, приведу пример из художественной литературы. Так, в рассказе А. И. Куприна "Чудесный доктор " описан случай из жизни врача Пирогова, который перед Рождеством встречает мужчину, поведавшего о том, что его семья находится в бедственном положении, ДВОЕТОЧИЕ В БСП дочь больна. Врач покупает дрова, выписывает девочке рецепт, оставляет деньги на еду. Что, как не главную задачу культурного человека, выполнил Пирогов?
     В заключение хочу ещё раз подчеркнуть (рекомендация: замените клише: оно не очень удачное. Зачем ЕЩЁ РАЗ подчёркивать? Это нарушение логики), что культурный человек уважает не только себя, но и окружающих, а также их потребности. Его отличает умение сострадать и проявлять доброжелательность по отношению к людям.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм +1 балл.

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Анатолий, Вы обучены работать с текстом.

Желаю максимального балла на ЕГЭ!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 22

Возврат к списку