Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема самоосуждения человека

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

27.04.2021 12:34:50
Автор: Лиза Мецгер

        Что страшнее для человека: общественное порицание или самоосуждение и терзания совести? Над этой проблемой размышляет в предоставленном для анализа тексте В. Тендряков.
    В центре внимания автора фигурирует история рассказчика - солдата, который во время войны решается украсть «полбуханки» у своих товарищей. Ужасный голод и истощение буквально затмевает разум, он поддается своей слабости, о чем впоследствии глубоко жалеет.
    В качестве первого примера автор приводит сцену, когда солдаты понимают, что пропажа половины буханки бесценного хлеба – дело рук главного героя. Они ужасно гневаются, однако не стремятся унизить или оскорбить виновника произошедшего: «тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них…Пожилой солдат…голос без злобы: «– Лучше, парень, будет, коли признаешься.» В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.» Спокойное поведение солдат даже пугает главного героя, ему становится ужасно стыдно и противно от самого себя, ведь немой укор, который читается в их глазах, а также сочувствие, звучащее в просьбе «старого солдата» пробуждают в нем собственные терзания совести. Он понимает, что среди толпы он один «уродлив». Этим примером автор показывает, что порой для ощущения человеком собственной вины открытое общественное порицание или унижение просто не нужно, зачастую человек сам осознает свою неправоту и чувствует стыд и раскаяние.
    Развивая сюжетную линию, писатель описывает поведение главного героя после совершения им столь ужасного поступка. Он стремится исправиться, оправдать себя не только перед товарищами, но и перед самим собой: «Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей…И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.» Теперь, поступая благородно и честно, он не ждет общественной положительной оценки, он лишь старается вернуть былое самоуважение и завоевать доверие у самого себя. Данным примером автор подчеркивает, что порой человек стремится исправиться не чтобы добиться прощения у других людей, а чтобы справиться с терзаниями совести и завоевать прощение у самого себя.
    Вышеприведенные мной примеры являются дополнением друг друга. В. Тендрякову важно показать, что главный герой не только испытывает стыд в первую очередь перед собой за совершенную кражу, но и его последующие исправительные действия также направлены в первую очередь на восстановление своего самоуважения.
    Автор считает, что осуждение человеком самого себя намного страшнее и ужаснее, чем общественное осуждение и порицание.
    Невозможно не согласиться с автором текста. Действительно, терзания совести переносятся человеком гораздо мучительнее, чем укоры окружающих. В качестве доказательства приведу пример из моего личного опыта. Однажды в начальной школе я, не подумав и поддавшись мимолетному желанию, украла у своей одноклассницы игрушку - куклу. Впоследствии моя мама узнала об этом, но она не стала на меня ругаться и заставлять вернуть украденную вещь, она лишь спокойно поговорила со мной, объяснив, почему так поступать никогда не стоит. Наша беседа вызвала у меня ужасные терзания совести, стыд перед самой собой, я стала винить себя за совершенный поступок и сразу же исправилась, вернув однокласснице куклу и подарив одну из своих в качестве извинения. Так, мы убеждаемся, что самоосуждение зачастую намного ужаснее осуждения общества.
    В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна В. Тендрякову за возможность поразмышлять о вопросах оценки человеком собственных поступков и осознания им своей неправоты.

Количество слов - 544

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Лиза!

В вашем прошлом сочинении (по тексту Бакланова) были те же недостатки, как и в этом (объемные цитаты, настоящее время глаголов при описании персонажей, "вышеприведенные мной примеры"), повторять прежние замечания я не буду. Но в работе по тексту Тендрякова есть и другие существенные недочеты, хотя в целом вы пишете довольно грамотно и выразительно.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 (поступок рассказчика и реакция товарищей) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (стремление рассказчика искупить вину, исправиться) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена НЕверно: рассказчик стремился исправиться ПОТОМУ, что испытал муки совести в первом примере. Связь причинно-следственная.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки: нет

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки: см. К 10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

Они ужасно гневаются, однако не стремятся унизить или оскорбить виновника произошедшего: «тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в ни
Некорректное оформление цитаты.
Так, мы убеждаемся, что самоосуждение зачастую намного ужаснее осуждения общества.
Слово "так" является вводным, если выступает в значении "например", в этом случае обособляется. В вашем контексте замена невозможна, запятая стоит необоснованно, а само слово выглядит неуместно.
ведь немой укор, который читается в их глазах, а также сочувствие, звучащее в просьбе «старого солдата» ЗПТ пробуждают в нем собственные терзания совести.
Пропущена запятая после причастного оборота.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Ужасный голод и истощение буквально затмевает разум, он поддается своей слабости, о чем впоследствии глубоко жалеет.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Правильно: голод и истощение затмеваЮТ разум.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Лиза, вы слишком часто используете в сочинении разговорное слово "ужасный": целых 7 раз! Это свидетельствует о бедном словарном запасе. Подбирайте синонимы - негативный, отрицательный, губительный и т.п.

Развивая сюжетную линию, писатель описывает поведение главного героя после совершения им столь ужасного поступка.
Тавтология.
ведь немой укор, который читается в их глазах, а также сочувствие, звучащее в просьбе «старого солдата» пробуждают в нем собственные терзания совести.
Некорректное употребление местоимений.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи между примерами: сначала постараться найти противопоставление либо причину и следствие, и уже только в самом крайнем случае использовать связь "дополнение". Удачи на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку