Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема утраты духовных ценностей

  • Текст: А. Лиханов. Чего нам так не хватает.

     (1) Чего нам так не хватает?

    (2)А не хватает нам любви к детям. (3)Не хватает самоотверженности родительской, педагогической. (4)Не хватает сыновней, дочерней любви.

    (5)Есть простая поговорка: «Как аукнется, так и откликнется». (6)Сколько положишь, столько и получишь. (7)Верные вроде бы формулы. (8)Только если следовать лишь им, добьёшься одного воспроизводства. (9)Для сеятеля это просто беда, когда зерна он снимет ровно столько же, сколько посеял. (10)Пахарь должен получить прибавок, только тогда он выживет, прокормит свою семью. (11)Так же точно и общество должно бы существовать. (12)Прогресс состоит из прибавок, которые дают поколения, «посеянные» их родителями и наставниками. (13)Конечно, прибавок этот есть, но в каких пространствах? (14)В пространстве человеческих знаний, конечно. (15)В области технологий. (16)А как с духовностью? (17)Увы, в этой тонкой сфере воспроизводства мы радуемся даже простому отклику на ауканье. (18)И слишком часто замечаем простые потери: не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия. (19) Грубее и жёстче отношения между самыми добрыми вроде бы людьми. (20)Исполнение долга в межчеловеческих отношениях уступает служебным обязанностям − там человек и обязательнее, и профессиональнее. (21)А любовь к детям стала напоминать любовь к собственному имуществу. (22)Впрочем, имущество порой дороже людей… (23)Что может быть печальней и горше! (24)Давно замечено: и лучшие, и худшие стороны человека выявляет беда. (25)Януш Корчак не только последние месяцы своего бытия, но и всю предыдущую жизнь стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами. (26)Сиротство, эта библейски древняя форма человеческого одиночества, требует сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих гуманистов.

    (27)Януш Корчак - первый из них; но не временем, пусть трагическим, измерено это первенство, а мерой его выбора, мерой честности.

    (28)Мера эта − смерть.

    (29)Не только поляки чтут выбор своего бессмертного учителя. (30)Его имя внесено в святцы и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности. (31)И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей.

    (32)Небольшая книжка Януша Корчака «Как любить ребёнка» − своеобразный манифест гуманизма. (33)Нестареющий завет, переданный в наши и грядущие времена из времён, как будто от нас удалённых и в то же время совершенно похожих, потому что речь идёт о любви к детям, а это ценность постоянная. (34)Духовная комфортность делает человека толстокожим, совершает в его сознании странные подвижки, когда ценности мнимые застят свет, а ценности подлинные уходят обочь. (35)Каждому рано или поздно воздаётся по заслугам, но часто − слишком поздно, когда ничего не исправишь, и в этом истоки многих человеческих драм. (36)Те, кто воображает, будто доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят, допустим, при достижении карьеры, бывают наказаны на краю этой карьеры, а ещё чаще − на краю собственной жизни − нелюбовью и недобротой окружающих.

    (37)И пусть же всякий, кто спохватится и заторопится вперёд − от нелюбви к любви, от недоброты к доброте, припадёт, как к чистому истоку, к этой последней заповеди Януша Корчака. 

     

    (По А.А. Лиханову*)

    Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, лауреат Международной премии имени Януша Корчака.

     

     


25.04.2021 17:33:21
Автор: Данила

В представленном фрагменте текста Альберта Анатольевича Лиханова можно выделить проблему постепенной утраты людьми духовных ценностей, качеств.
Комментируя проблему, обратимся к содержанию текста. Автор анализирует существование общества, взаимоотношение людей.
В начале текста рассказчик рассуждает о развитии общества (предл. 11-20). Он приходит к выводу, что люди имеют прогресс в области знаний, технологии, но в сфере духовности – «воспроизводство», влекущее за собой не просто отсутствие прогресса, а постепенную потерю уже имеющихся качеств: «…не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия». Это, в свою очередь, оставляет глубокий след на взаимоотношении людей, их будущем.
Также рассказчик, в своих суждениях, вспоминает выдающегося польского педагога Януша Корчака, который работал с детьми-сиротами. Януш понимал, что дети, растущие без родителей, лишены возможности чувствовать любовь и заботу. Поэтому он старался «восполнить» утраченные и развить отсутствующие в них духовные качества и ценности.
Приведенные аргументы противопоставлены друг другу. В размышлениях об утрате духовных качеств у людей, автор приводит в пример человека, выбивающегося из «общего строя», в котором все еще живо понимание духовности и ее необходимости.
Анализ текста помогает понять позицию автора – человек не должен утрачивать духовные ценности и качества. Он должен приумножать их в себе и помогать развивать их в других, в первую очередь – детях.
Я полностью согласен с мнением Альберта Анатольевича Лиханова. Мы должны вложить в детей духовные ценности так, что они смогут их расширять в дальнейшем и прививать их другим. В наше время есть немало людей, воспитанных именно так. Яркий пример – волонтеры. Они бескорыстно помогают людям и делятся с ними своими душевными качествами.
Волонтерское движение набирает все бóльшую популярность, поэтому у нас есть надежда, что духовные ценности и качества не будут утрачены навсегда.
Количество слов - 267

Здравствуйте, Данила!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 (потеря духовных ценностей) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан (Януш Корчак как гуманист), пояснен неверно.

Януш понимал, что дети, растущие без родителей, лишены возможности чувствовать любовь и заботу. Поэтому он старался «восполнить» утраченные и развить отсутствующие в них духовные качества и ценности.
По-вашему, получается, что Януша Корчака окружали сплошь "бездуховные" дети, и он пытался "насаждать" в них духовность. Это неверное толкование текста. Автор пишет, что Януш Корчак собственным примером любви, доброты и заботы "восполнял" утрачивающиеся в обществе духовные ценности.

Взаимосвязь между примерами определена верно, не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена неточно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис противоречит авторской позиции, обоснование тезиса невнятное.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Комментируя проблему, обратимся к содержанию текста. Автор анализирует существование общества, взаимоотношение людей.
В начале текста рассказчик рассуждает о развитии общества (предл. 11-20). Он приходит к выводу, что люди имеют прогресс в области знаний, технологии, но в сфере духовности – «воспроизводство», влекущее за собой не просто отсутствие прогресса, а постепенную потерю уже имеющихся качеств: «…не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия». Это, в свою очередь, оставляет глубокий след на взаимоотношении людей, их будущем.
1) Нарушение абзацного членения. Предложения нужно объединить в один абзац.
Поэтому он старался «восполнить» утраченные и развить отсутствующие в них духовные качества и ценности.
2) Где в тексте сказано, что Януш Корчак пытался развить в детях "отсутствующие в них духовные качества и ценности"? Логическая ошибка.
Он должен приумножать их в себе и помогать развивать их в других, в первую очередь – детях.
3) Логическая ошибка. Наоборот, автор говорит, что развивать духовные качества мы должны прежде всего в себе.
Я полностью согласен с мнением Альберта Анатольевича Лиханова. Мы должны вложить в детей духовные ценности так, что они смогут их расширять в дальнейшем и прививать их другим. В наше время есть немало людей, воспитанных именно так. Яркий пример – волонтеры. Они бескорыстно помогают людям и делятся с ними своими душевными качествами.
4) Отношение к позиции автора - сплошная логическая ошибка. Во-первых, Лиханов не предлагает "так вложить в детей духовные ценности" и т.д. Во-вторых, деятельность волонтеров - это пример чего? Как в них вложили духовные ценности или как они вкладывают духовные ценности?

K6 - Точность и выразительность речи +0 баллов.

Ошибки:

Приведенные аргументы противопоставлены друг другу.
1) Надо: примеры.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки:

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Также рассказчик, в своих суждениях, вспоминает выдающегося польского педагога Януша Корчака, который работал с детьми-сиротами.
1) Лишние запятые.
Анализ текста помогает понять позицию автора человек не должен утрачивать духовные ценности и качества.
2) Неверный знак препинания между частями бессоюзного сложного предложения. Верно: двоеточие.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Это, в свою очередь, оставляет глубокий след на взаимоотношении людей, их будущем.
1) Употребление единственного числа вместо множественного. Верно: "на взаимоотношениях".
В размышлениях об утрате духовных качеств у людей, автор приводит в пример человека, выбивающегося из «общего строя», в котором все еще живо понимание духовности и ее необходимости.
2) Неверное построение предложения. Надо: "Размышляя об утрате..."
Мы должны вложить в детей духовные ценности так, что они смогут их расширять в дальнейшем и прививать их другим.
3) Нарушение связи между частями сложного предложения.

K10 - Соблюдение речевых норм: +0 баллов

Автор анализирует существование общества, взаимоотношение людей.
1) Речевая недостаточность. Автор анализирует "духовную составляющую" общества.
Это, в свою очередь, оставляет глубокий след на взаимоотношении людей, их будущем.
2) Нельзя оставить след на будущем.
Также рассказчик, в своих суждениях, вспоминает выдающегося польского педагога Януша Корчака, который работал с детьми-сиротами.
3) Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой. Надо: "рассуждениях".
Мы должны вложить в детей духовные ценности так, что они смогут их расширять в дальнейшем и прививать их другим.
4) Нарушение лексической сочетаемости. Нельзя расширять духовные ценности.

K11 - Соблюдение этических норм: + 0 баллов

Януш понимал, что дети, растущие без родителей, лишены возможности чувствовать любовь и заботу.
1) Некорректно называть только по имени выдающегося гуманиста Януша Корчака.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Также рассказчик, в своих суждениях, вспоминает выдающегося польского педагога Януша Корчака, который работал с детьми-сиротами.
1) В публицистическом тексте нет рассказчика. Есть автор, который говорит от первого лица.

Данила, в оставшееся до экзамена время Вам необходимо вплотную заняться работой над сочинением. У Вас не на должном уровне и анализ текста, и речевое оформление сочинения. Внимательно изучите критерии оценки задания 27,  почитайте образцовые сочинения на сайте Могу писать, тренируйтесь.

Удачи на экзамене!



Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 0
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 0
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку