ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Может ли человек справиться с жизненными испытаниями?

  • Текст: В. Астафьев. Руки жены

    Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.

     Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.

     Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.

     Один раз он обернулся, спросил участливо:

     - Уморились? Тогда давайте посидим.

    Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.

     Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
     Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.

     - Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.

     - Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!

     И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.

     Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.

    Пылая жаром в больничной палате, думал: »Вот так всю жизнь?..»

    Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:

    - Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
    Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.

     - Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
    И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:

     - Руки то жжёт, жжёт…
     И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
    И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
    Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
    Он отговаривал её:
     - Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…

     - Да ничего, ничего, Стёпа.

    После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?

     - Так как же мы будем, Надежда?

    Она вздрогнула, но сказала спокойно:

     - Как все, так и мы.

     - Рук у меня нету, Надя.
     - Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
     - Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай!..

     Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.

    По В. Астафьеву


    Текст печатается по по просьбе преподавателей по сборнику Иванова С.Ю.,Еричева Е.В. "Сдай ЕГЭ на все 100!Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. 2020:Тренировочные материалы"/С.Ю.Иванова,Е.В.Еричева.-Самара:ООО «Офорт»,2020._239 с.


25.04.2021 12:46:48
Автор: Надежда

Может ли человек справиться с жизненными испытаниями?
Отвечая на этот вопрос, В. Астафьев рассказывает нам о своем знакомстве с безруким Степаном Твороговым. Руки герою оторвало в девятнадцать лет на шахте взрывчаткой. Мужчина считается самым лучшим охотников в тайге. Помимо этого герой "сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было". Такое не под силу не только инвалидам, но и многим здоровым людям. Так автор показывает нам, что даже в трудных жизненных ситуациях мужественный человек может найти выход и двигаться дальше.
Также В. Астафьев пишет о жене Степана. Надя подбадривала его в самые тяжёлые моменты, когда у героя не оставалось сил продолжать жить. Она взвалила на себя многие домашние обязанности, чтобы помогать мужу. Её две руки превратились в четыре общие.
"Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол", - говорит Степан. Читатель понимает: даже в переломные моменты человек может оставаться сильным, если он не будет отчаиваться и опускать руки.
Эти примеры дополняют друг друга. С любыми трудными ситуациями личность в состоянии справиться, если она проявит твердость характера, упорство и желание жить.
Авторская позиция такова: даже тогда, когда кажется, что выхода нет, можно найти решение и продолжить быть счастливым.
Я полностью согласна с мнением В. Астафьева. Например, в произведении М. Шолохова "Судьба человека" Андрей Соколов потерял во время войны жену, детей, дом. Он не знал, что ему предпринять и куда идти. Но герой сумел найти в себе силы, чтобы не только продолжить жить, но и позаботиться о сироте.
В заключение хочу сказать, что с каким бы сложным препятствием вы не столкнулись, главное - не отчаиваться и продолжать двигаться только вперёд.

Количество слов - 279

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Надежда!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл.

Проблема определена верно, сформулирована некорректно. В вопросе допущена логическая ошибка. Ответ на него очевиден и однозначен - человек может справиться с жизненными трудностями. В чем проблема -то? Делайте такой вопрос, чтобы на него можно было ответить по-разному. В этом тексте проблему необходимо было сформулировать так:

Может ли любовь и поддержка родных помочь человеку справиться с жизненными трудностями?

Такой вопрос предполагает разные позиции, что и делает его проблемным.

K2 - Комментарий + 4 балла.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснение выполнено некорректно. Стоило оценивать поступок Надежды, писать о ее отношении к беде любимого человека, а не говорить снова о Степане. Пояснение на зачтено.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована неправильно: Вы сделали отсылку лишь к одну примеру, а как же пример второй? Необходимо сжато указать на каждую иллюстрацию и продемонстрировать, что привносит одна, а что другая, зачем автору такая взаимосвязь.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл.

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.

Отношение к позиции автора содержит согласие, но, хотя есть обоснование, нет тезиса. Какое суждение Вы подкрепляете примером? Непонятно. Пример хороший, но без тезиса зачесть К4 нельзя. Делайте внятный тезис.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

1) Некорректный вопрос, предполагающий очевидный ответ.

2) Надежда, снова указываю Вам на композиционный недочет: в первом абзаце недостает связочного клише.

Также В. Астафьев пишет о жене Степана.
3) Нельзя начинать абзац со слова "также".

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Снят балл из-за потери балла по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Руки герою оторвало в девятнадцать лет на шахте взрывчаткой. Мужчина считается самым лучшим охотников в тайге.
Описка. Верно: охотником.
В заключение хочу сказать, что с каким бы сложным препятствием вы не столкнулись, главное - не отчаиваться и продолжать двигаться только вперёд.
1) Верно: НИ.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

В заключение хочу сказать, что НУЖНА ЗПТ с каким бы сложным препятствием вы не столкнулись, главное - не отчаиваться и продолжать двигаться только вперёд.
1) Не обособлено придаточное предложение.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Руки герою оторвало в девятнадцать лет на шахте взрывчаткой. Мужчина считается самым лучшим охотников в тайге.
1) Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

Помимо этого герой "сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было".
2)  Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Отвечая на этот вопрос, В. Астафьев рассказывает нам о своем знакомстве с безруким Степаном Твороговым.
1) Плеоназм.
Так автор показывает нам, что даже в трудных жизненных ситуациях мужественный человек может найти выход и двигаться дальше.
Шероховатость. Лучше: жить.
Например, в произведении М. Шолохова "Судьба человека" Андрей Соколов потерял во время войны жену, детей, дом. Он не знал, что ему предпринять и куда идти.
2) Некорректное употребление местоимения. При употреблении местоимения он (она, оно, они) помните, что эта часть речи обычно заменяет ближайшее предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Ошибка привела к искажению смысла.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл.

Отвечая на этот вопрос, В. Астафьев рассказывает нам о своем знакомстве с безруким Степаном Твороговым.
Автор придумал персонажей, повествование ведется от лица рассказчика - тоже вымышленного персонажа.

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом взаимосвязи,  обоснованием собственной позиции, логикой и грамматикой. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 14

Возврат к списку