Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

"Проблема нравственного долга"

  • Текст: А. Беляев. Чайки садятся на воду

    (1)Было это давно уже, что-то году в сорок девятом, не позже. (2)Меня в первый раз пригласили в мореходное училище поработать в приемной комиссии; я капитаном уже плавал тогда.

    (3)Ну, сидим мы, значит, в комиссии, заседаем каждый день, личные дела поступающих изучаем, разговариваем о том, о сем… (4)И вот подошла очередь Кузьмы Куроптева. (5)Смотрю я на его экзаменационный лист, а там одни пятерки. (6)И вдруг слышу, завуч — он председателем комиссии был —горестно говорит: «Вот, пожалуйста, одни пятерки у парня, а принять не сможем: росточек-то – сто сорок два сантиметра, а по положению нужно не меньше ста пятидесяти».

    (7)Входит в кабинет Кузьма Куроптев. (8)Вошел, степенно поклонился, неторопливо сделал три шага и встал навытяжку перед столом комиссии. (9)На вид ему никак не больше тринадцати лет было, хотя по документам значилось полных пятнадцать. (10)Одет очень бедно: рваные ботиночки из брезента, заштопанная рубашка и изношенные донельзя брючки. (11)С виду совсем ребенок, личико такое худющее-прехудющее, только глаза смотрели не по годам серьезно.

    (12)Он стоял, весь вытянувшись в струнку, изо всех сил стараясь казаться выше. (13)И светились в его глазах такое ожидание, такая надежда…

    (14)Завуч вздохнул и развел руками.

    — (15)Вот, брат, какое дело, экзамены ты сдал на пятерки, да не можем мы принять тебя – рост маловат.

    (16)Кузьма долго молчал, а потом тихо так заговорил.

    — (17)Откуда же росту быть — одну картошку дома ели… (18)А тут, в училище, я бы быстро вырос, тут ведь хорошо кормят… (19)Мне нельзя домой возвращаться: у матери еще пять душ, кроме меня, а отца нет, не вернулся с войны. (20)На училище одна надежда была. (21)Я буду очень стараться. (22)Примите, пожалуйста.

    (23)Комиссия тогда раскололась: с одной стороны, уставы там разные, положения, а с другой — уж больно хорошим парнишка показался: серьезный, упорный, умный. (24)Вспомнил я Филиппа Тимофеевича, как он меня, несмышленыша, под крыло свое брал, учил, в люди выводил… (25)Эх, думаю, если не вступлюсь за парня – стыдно мне будет перед светлой памятью Филиппа Тимофеевича, и никогда не прощу я себе, если не помогу сейчас парню… (26)Спорили долго, до хрипоты. (27)Все-таки решили сделать исключение. (28)Позвали парня, объявили ему решение. (29)Он вспыхнул и выбежал.

    (30)Взял я его на заметку, переписывался с ним, летом к себе на судно брал, у нас он часто живал здесь. (31)Учился Кузьма отлично. (32)Всерьез занялся спортом — на лыжах ходил, на коньках бегал, а уж гимнастикой увлекался до того, что первое место по городу держал…

    (33)А в последнюю практику плавал он на учебном корабле. (34)И случилась у них в рейсе авария очень серьезная. (35)В горячую топку надо было лезть, чтобы исправить повреждение. (36)Вы представляете — в раскаленную топку лезть? (37)А Кузьма полез. (38)Ожоги сильные получил, но исправил все, что надо.

    (39)Как-то сидели мы здесь, за этим столом, и я спросил его, что, мол, тебя заставило лезть в топку? (40)А Кузьма ответил: «Что там попусту говорить, надо ведь кому-то было, а я все же спортсмен, не я, так другой полез бы».

    (41)Закончил Кузьма мореходку с отличием, а сейчас старшим механиком плавает у меня на сейнере. (42)Дом новый в поселке строит, мать со всей младшей оравой к себе собирается забрать. (43)И не хочет уходить с сейнера, хотя ему предлагали на большом пароходе должность. (44)Не хочет...

    По А.А. Беляеву

    Беляев Альберт Андреевич (род. 1928 г.) – советский и российский писатель, журналист и литературовед. Доктор филологических наук.

25.04.2021 02:57:33
Автор: Анна Баранова

О чем заставляет задуматься читателя предложенный для анализа отрывок из произведения Беляева Альберта Андреевича? Конечно, о том, как нужно относиться к тем людям, которые в нас однажды поверили.

Комментируя данную проблему, обратимся к предложениям 41-44. В этих предложениях говорится о том, что Кузьма Куроптев не подвел рассказчика. Он отлично закончил мореходное училище и сейчас «дорос» до должности механика. Автор обращает внимание читателя на следующую деталь: Кузьме Куроптеву предлагают должность на большом пароходе, но он не соглашается и продолжает работать на обычном сейнере. Этим Альберт Андреевич хотел показать, что Кузьма верен своему наставнику, который помог ему попасть в училище. Он готов работать с ним долгое время, несмотря на то что есть возможность устроиться на работу лучше.

Далее стоит отметить, что и самого рассказчика, однажды точно также «взял под свое крыло» Филипп Тимофеевич. Кроме того, в предложении 25 мы замечаем, что повествователь верен своему учителю и объясняется что, если «не вступится за парня, то ему будет стыдно перед светлой памятью Филиппа Тимофеевича». Этим автор хотел показать, что рассказчик не забывает своего наставника, который в него однажды поверил.

Пример того, как рассказчику помог обрести ценный опыт в учении Филипп Тимофеевич, стал следствием такой же помощи рассказчика для Кузьмы Куроптева.

Позиция автора ясна. Беляев Альберт Андреевич считает, что не нужно забывать тех, кто в нас поверил однажды, помог обрести ценный опыт. Мы должны быть верны своему делу и дать понять, что те, кто в нас однажды поверили – не ошиблись.

Я согласна с позицией автора. В детстве я была очень маленького роста, по сравнению с другими моими сверстниками, но я очень хотела заниматься баскетболом. Когда я, наконец, уговорила родителей записаться в секцию, меня не сразу взяли: мы обошли пять спортивных учреждений. В каждом слышали одно и тоже: «Вырастешь-приходи!». Но мое желание попасть в секцию было неумолимым: я знала «на зубок» все правила и играла очень даже неплохо, несмотря на свой рост. И вот, когда мы пришли в очередной спортзал, чтобы записаться на секцию, на меня посмотрела женщина и спросила «действительно ли я хочу заниматься баскетболом?» Я, конечно же ответила «Да!».   Сама женщина была не высокого роста и после недолгого разговора с ней, я поняла, что она тоже хотела быть баскетболисткой, но в том, что у нее получится преуспеть в этом деле мало кто верил. Она сказала, что «видит по глазам» мою страсть к баскетболу и верит, что у меня все получится. И вот на сегодняшний день у меня более 35 победных соревнований за спиной. Я все также занимаюсь у своего первого тренера, хотя меня звали в другие клубы. Я верна своему делу и не забываю своего тренера-человека, который в меня однажды поверил.
Количество слов - 432

Рецензент: Ирина Андреева



Здравствуйте, Анна! Вы написали хорошее сочинение, верно определив проблему текста, проследив движение авторской мысли к ответу на поставленный проблемный вопрос. Приятно, что мало орфографических ошибок, но есть некоторые неточности и много пунктуационных, а также грамматических и речевых ошибок в вашей работе.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена неверно, не проанализирована.

Анна, вы неверно определили связь примеров:

Пример того, как рассказчику помог обрести ценный опыт в учении Филипп Тимофеевич, стал следствием такой же помощи рассказчика для Кузьмы Куроптева.
Всё наоборот: помощь рассказчика Кузьме Куроптеву - это следствие доброго отношения наставника к самому рассказчику. Если не менять ваше предложение, то связь примеров нужно определить как причину, а не следствие. Кроме того, анализа этой самой связи у вас нет. Почему так произошло? Потому что рассказчик посчитал своим нравственным долгом вернуть однажды полученное им добро. Именно поэтому за комментарий в целом вы теряете 2 балла. В этом случае эксперты увидят и логическую ошибку, поэтому за смысловую цельность и последовательность изложения вы потеряете еще 1 балл.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно, но не стоит писать" позиция автора ясна": в художественном произведении она всегда скрыта, не на поверхности. Лучше об этом сказать мягко: "Полагаю, что мысль автора можно выразить так:..."

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса. Обоснование неплохое, но очень пространное. Не следует писать так много - ищите способы передать мысли точно, но кратко, иначе вы рискуете допустить больше ошибок.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балла.

Ошибки: выше я указала, в чем состоит логическая ошибка.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балла.

Ошибки: Из-за обилия речевых ошибок балл снижается.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балла.

Ошибки: 3

Анна, у вас в целом очень грамотная речь, а это большая редкость, но ошибки все-таки есть:

Но мое желание попасть в секцию было неумолимым: я знала «на зубок» все правила и играла очень даже неплохо, несмотря на свой рост.
наречие пишется слитно

Я все также занимаюсь у своего первого тренера, хотя меня звали в другие клубы.
Далее стоит отметить, что и самого рассказчика, однажды точно также «взял под свое крыло» Филипп Тимофеевич
В каждом слышали одно и тоже: «Вырастешь-приходи!»
Так же = таким же образом. Раздельное написание.
То же (частицу ЖЕ можно опустить). Раздельное написание.
Я верна своему делу и не забываю своего тренера-человека, который в меня однажды поверил.
Анна, здесь следовало поставить пробел до и после тире, поскольку без пробелов тире, которым вы обособили приложение, выглядит как дефис. То же самое и в предложении "Вырастешь - приходи!".
Не засчитываю как ошибку, так как, написав текст от руки, вы вряд ли не оставите пробелов между словами.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 балла.

Ошибки: 11

1) лишняя запятая

Далее стоит отметить, что и самого рассказчика, однажды точно также «взял под свое крыло» Филипп Тимофеевич.
2) пропущена запятая перед придаточной частью

Кроме того, в предложении 25 мы замечаем, что повествователь верен своему учителю и объясняется ЗПТ что, если «не вступится за парня, то ему будет стыдно перед светлой памятью Филиппа Тимофеевича».
3) на границе придаточного и главного должна стоят запятая, а не тире

Мы должны быть верны своему делу и дать понять, что те, кто в нас однажды поверили не ошиблись.
4) слово "наконец" здесь выполняет функцию обстоятельства (напоследок, после всего), поэтому не является вводным словом и не выделяется запятыми.

Когда я, наконец, уговорила родителей записаться в секцию, меня не сразу взяли: мы обошли пять спортивных учреждений.
5) неверное оформление косвенной речи, кавычки и вопросительный знак не нужны.

И вот, когда мы пришли в очередной спортзал, чтобы записаться на секцию, на меня посмотрела женщина и спросила «действительно ли я хочу заниматься баскетболом
6, 7) неверное оформление прямой речи. После слов автора требуется двоеточие. Запятой после подлежащего не должно быть. если вы хотели обособить слово "конечно же" как вводное, то нужно было поставить запятую и после него.

Я, конечно же ответила «Да!».
8,9,10) запятая 1 должна стоять перед сочинительной связью, а запятая 2 - перед подчинительной в сложном предложении. Перед основой Я ПОНЯЛА запятая не нужна, так как стоящее перед этими словами обстоятельство к этой же основе и относится.
Сама женщина была не высокого роста ЗПТ1 и после недолгого разговора с ней, я поняла, что она тоже хотела быть баскетболисткой, но в том, что у нее получится преуспеть в этом деле ЗПТ2 мало кто верил.
11) назубок  - это слово не нужно брать в кавычки
Но мое желание попасть в секцию было неумолимым: я знала «на зубок» все правила и играла очень даже неплохо, несмотря на свой рост.

К9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 балла.

Ошибки: 4

Кроме того, в предложении 25 мы замечаем, что повествователь верен своему учителю и объясняется что, если «не вступится за парня, то ему будет стыдно перед светлой памятью Филиппа Тимофеевича».
неправильное построение сложного предложения. Следовало разделить мысли: В нем рассказчик объясняет, что..."

Пример того, как рассказчику помог обрести ценный опыт в учении Филипп Тимофеевич, стал следствием такой же помощи рассказчика для Кузьмы Куроптева.
Помощи (кому?) Кузьме Куроптеву

Мы должны быть верны своему делу и дать понять, что те, кто в нас однажды поверили – не ошиблись.
Несогласованность подлежащего и сказуемого. Местоимение КТО согласуется с глаголом в форме мужского рода единственного числа.

И вот, когда мы пришли в очередной спортзал, чтобы записаться на секцию, на меня посмотрела женщина и спросила «действительно ли я хочу заниматься баскетболом?»
Правильно: записаться В секцию

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 балла.

Ошибки: 10. Из-за обилия речевых ошибок вы теряете 1 балл и по К6.

Комментируя данную проблему, обратимся к предложениям 41-44. В этих предложениях говорится о том, что Кузьма Куроптев не подвел рассказчика.
Повтор

Он отлично закончил мореходное училище и сейчас «дорос» до должности механика.
В отношении обучения допустимо использование только глагола ОКОНЧИТЬ. Неверный выбор слова

В этих предложениях говорится о том, что Кузьма Куроптев не подвел рассказчика. Он отлично закончил мореходное училище и сейчас «дорос» до должности механика.
Он - это рассказчик или Кузьма Куроптев? Осторожнее с личными местоимениями!

Он готов работать с ним долгое время, несмотря на то что есть возможность устроиться на работу лучше.
Кто с кем готов работать? Ищите синонимы, чтобы не допустить таких досадных ошибок: Курсант готов работать со своим учителем...

Кроме того, в предложении 25 мы замечаем, что повествователь верен своему учителю и объясняется что, если «не вступится за парня, то ему будет стыдно перед светлой памятью Филиппа Тимофеевича».
Мы не замечаем этого в предложении, а понимаем из предложения, что... Неточность словоупотребления.

Пример того, как рассказчику помог обрести ценный опыт в учении Филипп Тимофеевич, стал следствием такой же помощи рассказчика для Кузьмы Куроптева.
повтор

Беляев Альберт Андреевич считает, что не нужно забывать тех, кто в нас поверил однажды, помог обрести ценный опыт. Мы должны быть верны своему делу и дать понять, что те, кто в нас однажды поверили – не ошиблись
повтор

Дать понять - кому? Речевая недостаточность.

Когда я, наконец, уговорила родителей записаться в секцию, меня не сразу взяли: мы обошли пять спортивных учреждений.
Записаться могут сами родители, а вы уговорили родителей ЗАПИСАТЬ вас в секцию. Неверный выбор слова.

Я все также занимаюсь у своего первого тренера, хотя меня звали в другие клубы. Я верна своему делу и не забываю своего тренера-человека, который в меня однажды поверил.
повтор

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку