Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Роль литературы в жизни человека

  • Текст: В.Богомолов. День выдался отменный...

    День выдался отменный. Солнце сияло и грело, но не пекло нещадно, как всю последнюю неделю. От земли, от высокой сочной луговой травы поднимался свежий и крепкий аромат медвяных цветов и росы; в тишине мерно и весело, с завидной слаженностью трещали кузнечики.

    Голубые, с перламутровым отливом стрекозы висели над самым зеркалом воды и над берегом; я было попытался поймать одну, чтобы рассмотреть хорошенько, но не сумел.

    С удовольствием вдыхая чудесный душистый воздух, я медленно шел вдоль берега, глядел и радовался всему вокруг.

    Как может перемениться жизнь человека! Просто даже не верилось, что еще недавно я, изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике на высоте 114 (я стрелял лучше других и в бою, когда мог, всегда брался за пулемет) и короткими отрывистыми очередями косил рослых, как на подбор, немцев из танковой гренадерской дивизии СС "Фельдхернхалле", перебегавших и упрямо ползших вверх по склону.

    Как-то не верилось, что совсем недавно, когда кончились патроны, не осталось гранат и десятка три немцев ворвались на высоту в наши траншеи, я, ошалев от удара прикладом по каске и озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь, катался по земле с дюжим эсэсовцем, старавшимся - и довольно успешно - меня задушить, а затем, когда его прикончили, зарубил немца-огнеметчика чьей-то саперной лопаткой.

    Все это было позавчера, но оттого, что я сутки спал и только проснулся, оттого, что это были самые сильные впечатления последних дней, мне казалось, что бой происходил всего несколько часов тому назад.

    Я не удержался, раскрыл на ходу томик и начал было вполголоса читать, однако тут же решил покончить сперва со всем малоприятным, но неизбежным. На небольшом песчаном пляжике я скинул сапоги, быстро разделся и дважды старательно выстирал грязные, пропитанные потом, пылью, ружейным маслом и чьей-то кровью гимнастерку и шаровары, ставшие буквально черными портянки и пилотку. Затем, крепко отжав, развесил все сушиться на ветках орешника, спустился в воду и, простирнув самодельные плавки, начал мыться сам. Я намылился и со сладостным ожесточением принялся скрести ногтями голову и долго скоблил и тер все тело песком, пока кожа не покраснела и не покрылась кое-где царапинками. Последний раз я мылся по-настоящему недели три назад, и вода около меня, как и при стирке, сразу сделалась мутновато-темной.

    Потом я плавал и, ныряя с открытыми глазами, гонялся в прозрачной воде за стайками мальков и доставал со светлого песчаного дна раковины и камешки; самые из них интересные и красивые я отобрал, решив, пока мы будем здесь находиться, составить небольшую коллекцию. Дома, в Подмосковье, у меня хранился в сенцах целый сундук всяких необычных камешков и раковин - собирать их я пристрастился еще в раннем детстве.

    Немного погодя я вышел на берег, ощущая бодрость и приятную легкость во всем теле и чувствуя себя точно обновленным. Перевернув на ветках орешника быстро сохнувшие гимнастерку и шаровары, я со спокойной душой взял наконец книжку.

    Я любил и при каждой возможности читал стихи, но Есенина открыл для себя недавно, когда в начале наступления, в развалинах на окраине Могилева, нашел этот однотомник; стихи поразили и очаровали меня.

    На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям; многие четверостишия я знал уже наизусть и декламировал их (чаще всего про себя) к месту и не к месту. Но отдаться стихам Есенина безраздельно, в покойной обстановке мне еще не доводилось.

    Я начал читать, то заглядывая в книжку, то по памяти; начал с ранних, юношеских стихотворений:

    ...Ах, поля мои, борозды милые,

    Хороши вы в печали своей!

    Я люблю эти хижины хилые

    С поджиданьем седых матерей.

    ...Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

    Лишь к тебе я любовь берегу.

    Весела твоя радость короткая

    С громкой песней весной на лугу.

    Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена и молодыми березками на той стороне, золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками - все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина, его восторженной любви к родному краю, к раздолью полей и лугов, к русской природе и человеку.

    (По В. О. Богомолову*)

    *Владимир Осипович Богомолов (1924 – 2003) – русский советский писатель.

24.04.2021 20:03:48
Автор: Ева Гладышева

Какую роль в жизни человека играет литература? Этим вопросом задаётся В. О. Богомолов в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над проблемой, автор описывает эпизод из жизни солдата. Герой любит поэзию и искренне восхищается ей. Находясь на войне, он находит книгу со стихотворениями С. А. Есенина. Солдата восхищают и завораживают произведения поэта, в текстах которых он ищет "подтверждение своим мыслям и желаниям". "Многие четверостишия я знал уже наизусть" - настолько часто герой-рассказчик обращался к сборнику. На этом примере мы видим, что литература, в частности поэзия, помогает человеку отвлечься от тягот жизни и найти ответы на тревожащие вопросы. Далее писатель обращает внимание читателя на впечатления солдата от найденной книги: описываемые поэтом реки, луга, поля "до боли напоминали исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась мать рассказчика и где прошло в основном его детство". Вызываемые чтением ассоциации поражают и удивляют героя: "... всё вокруг было удивительно созвучно стихам Есенина". Этот пример показывает, что поэзия умиротворяет читателей, позволяя им по-новому взглянуть на окружающую действительность и предаться воспоминаниям. Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять значимость литературы: она вдохновляет, помогает отвлечься от проблем, испытать массу новых эмоций.

Авторская позиция ясна. В. О. Богомолов считает, что чтение способно не только погрузить в иной мир, но и преобразовать взгляд на реальность.

Я согласна с мнением писателя и тоже думаю, что литература, будь то проза или поэзия, играет в жизни человека большую роль. Читая, мы развиваем свою душу, питаем ум и воображение. Для доказательства приведу пример из романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Тихая, скромная и робкая Татьяна Ларина живёт чтением книг. Литература открывают перед ней совершенно новый мир: отвлекаясь от действительности и испытывая бурю новых эмоций, девушка часто представляет себя героиней того или иного произведения, воображает о другой жизни.

Таким образом, обладающая множеством полезных свойств литература имеет огромное значение в жизни человека.

Количество слов - 299

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Ева!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, но не проанализирована (сделана только попытка). Во-первых, нужно очень аккуратно использовать такой тип связи, как дополнение; во-вторых, если Вы пишете о дополнении, то делайте развёрнутый, аргументированный анализ связи (что делает один пример, что привносит другой пример и т.д.). Иначе балл/баллы Вы на экзамене не получите.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена верно, но с речевой шероховатостью.

Авторская позиция ясна. В. О. Богомолов считает, что чтение способно не только погрузить в иной мир, но и преобразовать взгляд на реальность.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла

Ошибки: нет.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: есть неточности в словоупотреблении.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки:  нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Литература открывают перед ней совершенно новый мир: отвлекаясь от действительности и испытывая бурю новых эмоций, девушка часто представляет себя героиней того или иного произведения, воображает о другой жизни.
Нарушена связь между подлежащим и сказуемым.
"Многие четверостишия я знал уже наизусть" - настолько часто герой-рассказчик обращался к сборнику.

Предложение оформлено как прямая речь, но прямой речью не является: нет слов автора (отсутствуют глаголы говорения).

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла

Ошибки:

Литература открывают перед ней совершенно новый мир: отвлекаясь от действительности и испытывая бурю новых эмоций, девушка часто представляет себя героиней того или иного произведения, воображает о другой жизни.
Неточно подобрано слово. Лучше сказать: мечтает о другой жизни.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над связью между примерами и анализом связи в комментарии. Желаю удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 22

Возврат к списку