Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема роли детей на войне

  • Текст: П. Ерашов. Женщина на войне

    (1)Это был первый настоящий бой Кати. (2)Артиллерийская подготовка началась перед рассветом, под её прикрытием заняли исходные позиции.

    (3)Накануне вечером писали письма. (4)Только Кате писать было некуда: все родные погибли. (5)Так что терять в бою ей, по сути, было нечего — кроме собственной жизни. (6)Но её она, молодая девчонка, после перенесённых страданий, к сожалению, уже мало ценила.

    (7)И вот он, бой. (8)Танк, в котором они находились, мотало из стороны в сторону, трясло так, что Катя едва удерживалась на сиденье. (9)«Если так будет дальше, как же стрелять?» — думала она. (10)Хотя её дело было не наводить пушку, а подавать снаряды. (11)Тужливо рыча, машины настырно карабкались вверх, от моторов, пущенных на полные обороты, жара стояла несусветная, ещё пахло соляркой, забивало отработанными газами, свежим воздухом тянуло только через технические зазоры и смотровую щель.

    (12) Тут по раскалённой от боя броне танка что-то застрекотало, однако Катя не сразу осознала, что их обстреливают. (13)Всё дальнейшее слилось для неё в сплошной грохот, дым, крики в переговорном устройстве. (14)Лупили то подкалиберными, то бронебойно-зажигательными, то осколочными снарядами. (15)Катя не понимала, что происходит снаружи, не могла ещё по видам снарядов, подаваемых ею, определить обстановку. (16)Она только слышала грохот; её, такую хрупкую и маленькую девушку, дёргало вместе с огромной машиной. (17)Страха, как ни странно, Катя вовсе не испытывала: она плохо соображала, что к чему, только слышала команды и выполняла их. (18)Бой шёл как бы сам по себе, а она была сама по себе.

    (19) И тут вдруг случилось нечто неожиданное и дикое: машина как бы провалилась, после чего Катю подкинуло, ударило больно сверху, внутренность танка наполнило теперь вовсе нестерпимым жаром и тяжёлыми угарными запахами, а после в один миг погасли плафоны освещения.

    (20) Командир открыл крышку башенного люка, Катя протиснулась вслед за ним.

    (21)Оказалось, танк ухнулся в бомбовую воронку, без посторонней помощи было не выбраться. (22)Катя вспомнила, сколько раз им напоминали, твердили, требовали повторять вслух железный закон: если танк подбит, но не горит, экипаж обязан защищать боевую технику до конца. (23)И Катя приготовилась биться до конца, ведь это был её воинский долг. (24)В этот момент она видела немцев: они были так близко, как никогда, почти рядом, бежали, строчили из шмайсеров. (25)«Всё, — подумала Катя, — сейчас конец».

    (26) Но, как ни странно, даже сейчас она страха не ощутила: слишком невероятно было всё происходящее вокруг этой молодой женщины, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни...

    (27) Катя дёрнула цепочку револьверной заглушки, высунула в отверстие рыльце автомата и начала лупить, не видя немцев, наугад, и ждала: сейчас, вот-вот... (28)Она почему-то увидела: часы на щитке приборов остановились — было девять часов двадцать минут.

    (29) Они с командиром отбились-таки и сохранили танк, вот только механик Генка погиб. (30)В сентябре сорок четвёртого сержант Екатерина Мушкина, отмеченная орденом, стала командиром танка. (31)Не женой, не матерью, не хранительницей семейного очага — командиром танка.

     

    (по В.П. Ерашову*)

     

    *Валентин Петрович Ерашов (1927-1999) — русский писатель, автор многочисленных произведений о войне.


23.04.2021 20:51:44
Автор: Екатерина Цевенкова

  Какую роли играли дети и подростки на войне? Способны были ли они перенести все ужасы и
лишения войны наравне со взрослыми? Именно это проблема находится в центре внимания Ерашова.
  Размышляя об искалеченной судьбе еще совсем юной Кати, автор акцентирует внимание на том, как девушка воспринимала события, происходившие вокруг нее: "Страха, как ни странно, Катя вовсе не испытывала: она плохо соображала, что к чему, только слышала команды и выполняла их. Бой шёл как
бы сам по себе, а она была сама по себе".  На данном примере мы видим, что война не сломила Катю,
а лишь закалила ее, научила бороться со страхом, чтобы противостоять врагу.
  Раскрывая проблему, Ерашов также говорит о том, что Катя, будучи еще подростком, уже была готова
на самопожертвование во благо Родины: "И Катя приготовилась биться до конца, ведь это был её
воинский долг. В этот момент она видела немцев: они были так близко, как никогда, почти рядом,
бежали, строчили из шмайсеров. «Всё, — подумала Катя, — сейчас конец»".
  Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять роль детей в
освобождении страны.
  На мой взгляд, позиция автора по данному вопросу предельно ясна. Ерашов считает, что несмотря на
все ужасы ужасы войны, дети были способны защищать свою Родину до конца вместе со взрослыми, проявлять героизм и идти на самопожертвование.
  С мыслью автора невозможно не согласиться. Я считаю, что проявление героизма на войне зависит совершенно не от возраста. Когда на кону стоит судьба Отечества, каждый должен быть готов
защищать родную землю до конца. Именно поэтому существует немало примеров, рассказывающих о самоотверженном поведении детей, подростков и даже стариков в годы войны. Бойцы встречали их
как в тылу,  так и на передовой. Именно эти люди поддерживали защитников  или добровольно записывались в ряды партизан.
Количество слов - 281

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Екатерина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно, с грамматической ошибкой.

Какую роли играли дети и подростки на войне?
Именно это проблема находится в центре внимания Ерашова.
Плохо, что Вы формулируете проблему с помощью двух вопросов.  
Какую роли играли дети и подростки на войне? Способны были ли они перенести все ужасы и лишения войны наравне со взрослыми? Именно это проблема находится в центре внимания Ерашова.
Если вы формулируете проблему с помощью цепи вопросов (это я Вам не рекомендую делать!), тогда нужно было писать по-другому: над этими вопросами размышляет автор; эти вопросы находятся в центре внимания писателя и т.д.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 (поведение Кати в бою) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 является продолжением первого примера-иллюстрации

Взаимосвязь между примерами не может быть оценена.

На мой взгляд, в комментарии много цитирования. Обратите внимание на формулировку задания (разработчики ЕГЭ предупреждают нас: избегайте чрезмерного цитирования.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно, но нет ответа на два вопроса, заявленные в первом абзаце (это отразится на оценивании логики (К5)).

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса выглядит неубедительно (общие фразы).

Пример должен быть конкретным.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Во-первых, в позиции автора не даны ответы на два вопроса, заявленные при формулировании проблемы (нарушение логики).

Раскрывая проблему, Ерашов также говорит о том, что Катя, будучи еще подростком, уже была готова на самопожертвование во благо Родины: "И Катя приготовилась биться до конца, ведь это был её воинский долг. В этот момент она видела немцев: они были так близко, как никогда, почти рядом, бежали, строчили из шмайсеров. «Всё, — подумала Катя, — сейчас конец»".
 Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять роль детей в освобождении страны.
Во-вторых, не совсем понятно, к какой категории Вы относите героиню теста. К подросткам? Детям? Анализируя связь, Вы пишете о роли детей (нарушение логики).

Жаль, что Вы не обратили внимание на последние предложения текста:

(30)В сентябре сорок четвёртого сержант Екатерина Мушкина, отмеченная орденом, стала командиром танка. (31)Не женой, не матерью, не хранительницей семейного очага командиром танка.
С мыслью автора невозможно не согласиться. Я считаю, что проявление героизма на войне зависит совершенно не от возраста. Когда на кону стоит судьба Отечества, каждый должен быть готов защищать родную землю до конца. Именно поэтому существует немало примеров, рассказывающих о самоотверженном поведении детей, подростков и даже стариков в годы войны. Бойцы встречали их как в тылу,  так и на передовой. Именно эти люди поддерживали защитников  или добровольно записывались в ряды партизан.
В-третьих, получается, что немало примеров самопожертвования во время войны было благодаря тому, что каждый должен защищать родную землю до конца (на мой взгляд, это нарушение причинно-следственной связи).
Бойцы встречали их как в тылу,  так и на передовой. Именно эти люди поддерживали защитников  или добровольно записывались в ряды партизан.

В-четвёртых, не очень логично заканчивается сочинение (нет вывода).

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Какую роли играли дети и подростки на войне?
Нарушение согласования.
Способны были ли они перенести все ужасы и лишения войны наравне со взрослыми?
Нарушение порядка слов.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Ошибки:

 На мой взгляд, позиция автора по данному вопросу предельно ясна. Ерашов считает, что несмотря на
все ужасы ужасы войны, дети были способны защищать свою Родину до конца вместе со взрослыми, проявлять героизм и идти на самопожертвование.

Слово "данному" ни на что не указывает (смысловая неполнота высказывания).

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Желаю удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку