Не путайте:
- Кристаллический – кристальный.
- Металл – алюминий.
- Артиллерия – кавалерия.
- Жужжать – дрожать.
- Баллы – цимбалы.
- Иммиграция – эмиграция.
- Дилемма – проблема.
- Балл (оценка) – бал (танцы).
- Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
- Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.
Что помогает человеку сделать выбор
-
Текст: А. Беляев. Чайки садятся на воду
(1)Было это давно уже, что-то году в сорок девятом, не позже. (2)Меня в первый раз пригласили в мореходное училище поработать в приемной комиссии; я капитаном уже плавал тогда.
(3)Ну, сидим мы, значит, в комиссии, заседаем каждый день, личные дела поступающих изучаем, разговариваем о том, о сем… (4)И вот подошла очередь Кузьмы Куроптева. (5)Смотрю я на его экзаменационный лист, а там одни пятерки. (6)И вдруг слышу, завуч — он председателем комиссии был —горестно говорит: «Вот, пожалуйста, одни пятерки у парня, а принять не сможем: росточек-то – сто сорок два сантиметра, а по положению нужно не меньше ста пятидесяти».
(7)Входит в кабинет Кузьма Куроптев. (8)Вошел, степенно поклонился, неторопливо сделал три шага и встал навытяжку перед столом комиссии. (9)На вид ему никак не больше тринадцати лет было, хотя по документам значилось полных пятнадцать. (10)Одет очень бедно: рваные ботиночки из брезента, заштопанная рубашка и изношенные донельзя брючки. (11)С виду совсем ребенок, личико такое худющее-прехудющее, только глаза смотрели не по годам серьезно.
(12)Он стоял, весь вытянувшись в струнку, изо всех сил стараясь казаться выше. (13)И светились в его глазах такое ожидание, такая надежда…
(14)Завуч вздохнул и развел руками.
— (15)Вот, брат, какое дело, экзамены ты сдал на пятерки, да не можем мы принять тебя – рост маловат.
(16)Кузьма долго молчал, а потом тихо так заговорил.
— (17)Откуда же росту быть — одну картошку дома ели… (18)А тут, в училище, я бы быстро вырос, тут ведь хорошо кормят… (19)Мне нельзя домой возвращаться: у матери еще пять душ, кроме меня, а отца нет, не вернулся с войны. (20)На училище одна надежда была. (21)Я буду очень стараться. (22)Примите, пожалуйста.
(23)Комиссия тогда раскололась: с одной стороны, уставы там разные, положения, а с другой — уж больно хорошим парнишка показался: серьезный, упорный, умный. (24)Вспомнил я Филиппа Тимофеевича, как он меня, несмышленыша, под крыло свое брал, учил, в люди выводил… (25)Эх, думаю, если не вступлюсь за парня – стыдно мне будет перед светлой памятью Филиппа Тимофеевича, и никогда не прощу я себе, если не помогу сейчас парню… (26)Спорили долго, до хрипоты. (27)Все-таки решили сделать исключение. (28)Позвали парня, объявили ему решение. (29)Он вспыхнул и выбежал.
(30)Взял я его на заметку, переписывался с ним, летом к себе на судно брал, у нас он часто живал здесь. (31)Учился Кузьма отлично. (32)Всерьез занялся спортом — на лыжах ходил, на коньках бегал, а уж гимнастикой увлекался до того, что первое место по городу держал…
(33)А в последнюю практику плавал он на учебном корабле. (34)И случилась у них в рейсе авария очень серьезная. (35)В горячую топку надо было лезть, чтобы исправить повреждение. (36)Вы представляете — в раскаленную топку лезть? (37)А Кузьма полез. (38)Ожоги сильные получил, но исправил все, что надо.
(39)Как-то сидели мы здесь, за этим столом, и я спросил его, что, мол, тебя заставило лезть в топку? (40)А Кузьма ответил: «Что там попусту говорить, надо ведь кому-то было, а я все же спортсмен, не я, так другой полез бы».
(41)Закончил Кузьма мореходку с отличием, а сейчас старшим механиком плавает у меня на сейнере. (42)Дом новый в поселке строит, мать со всей младшей оравой к себе собирается забрать. (43)И не хочет уходить с сейнера, хотя ему предлагали на большом пароходе должность. (44)Не хочет...
По А.А. Беляеву
Беляев Альберт Андреевич (род. 1928 г.) – советский и российский писатель, журналист и литературовед. Доктор филологических наук.
Отвечая на этот вопрос, А. Беляев рассказывает о случае, произошедшем в мореходном училище во время просмотра личных дел поступающих. Когда подошла очередь Кузьмы Куроптева, комиссия, в числе членов которых был автор произведения, раскололась. Дело в том, что поступающий, несмотря на отличную учёбу и желание, был маленького роста. "С одной стороны, уставы там разные, положения, а с другой — уж больно хорошим парнишка показался: серьезный, упорный, умный." Тогда автор вспомнил Филиппа Тимофеевича, который его, "несмышленыша" , под крыло свое взял, выучил, в люди вывел. И, чтобы не осквернять светлую память своего наставника, А. Беляев решил заступиться за Кузьму. Читатель понимает, делая выбор, человек опирается на свой пройденный жизненный путь и совесть.
Также автор пишет об аварии, случившейся на учебном корабле. "В горячую топку надо было лезть, чтобы исправить повреждение." Добровольцем вызвался Кузьма, "ожоги сильные получил, но исправил все, что надо." Когда у героя поинтересовались, какая причина сподвигла его на этот подвиг, он ответил, что поступил так, не задумываясь. Кузьма Куроптев руководствовался своими жизненными установками, нравственными нормами. Так автор говорит нам о том, что в сложных ситуациях человек опирается на взгляды и ориентиры.
Эти примеры дополняют друг друга. В принятии решений личности помогают как жизненный опыт, так и нормы, убеждения.
Позиция А. Беляева такова: именно в ситуациях выбора проявляются истинные качества человека, его взгляды на жизнь.
Я полностью согласна с мнением писателя. Например, в произведении М. Шолохова "Судьба человека" показано, насколько разные решения могут принимать люди в аналогичных ситуациях. В плену выявились те, кто готов выдать соотечественника, ради собственной выгоды, и те, кто до конца испытания ни разу не отступился от своих прироритетов. Это показывает, что в трудных условиях человек руководствуется своими установками и пройденным жизненным путем.
Подводя итог вышесказанному, отмечу, что помогает человеку сделать выбор его внутренний мир.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована некорректно. Проблемный вопрос всегда должен предполагать четкий ответ - позицию автора. Как можно ответить на вопрос, сформулированный Вами? Сделать выбор человеку могут помочь книги, друзья, семья, собственный жизненный опыт. Не стоит так формулировать проблему. Вы верно обнаружили авторскую позицию. Делайте удобный вопрос.
Проявляются ли в ситуациях выбора истинные качества человека? Хотя в вопросе слабо прослеживается нравственный аспект, но такой вопрос отсылает нас прямо к позиции автора.
K2 - Комментарий + 6 баллов
Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пояснение чересчур короткое, скудное.
Пример 2 указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована, хотя и коротко, но правильно. Старайтесь делать эту часть комментария более развернутой. Посмотрите образцы К2 на 6 баллов на нашем сайте.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса. Рекомендую сначала формулировать тезис, а затем аргументировать его.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.
Ошибки:
Что помогает человеку сделать выбор? |
Также автор пишет об аварии, случившейся на учебном корабле. |
Что помогает человеку сделать выбор? |
Позиция А. Беляева такова: именно в ситуациях выбора проявляются истинные качества человека, его взгляды на жизнь. |
Позиция А. Беляева такова: в ситуациях выбора человек руководствуется собственными качествами характера и взглядом на жизнь. |
Снят балл из-за потери балла по К10.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.
В плену выявились те, кто готов выдать соотечественника, ради собственной выгоды, и те, кто до конца испытания ни разу не отступился от своих прироритетов. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Ошибки:
Читатель понимает ЛУЧШЕ ДВОЕТОЧИЕ, делая выбор, человек опирается на свой пройденный жизненный путь и совесть. |
Когда у героя поинтересовались, какая причина сподвигла его на этот подвиг, он ответил, что поступил так, ЛИШНЯЯ ЗПТ не задумываясь. |
В плену выявились те, кто готов выдать соотечественника, ЛИШНЯЯ ЗПТ ради собственной выгоды, и те, кто до конца испытания ни разу не отступился от своих прироритетов. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.
Ошибки:
"С одной стороны, уставы там разные, положения, а с другой — уж больно хорошим парнишка показался: серьезный, упорный, умный." |
"В горячую топку надо было лезть, чтобы исправить повреждение." |
В плену выявились те, кто БЫЛ готов выдать соотечественника, ради собственной выгоды, и те, кто до конца испытания ни разу не отступился от своих прироритетов. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.
Ошибки:
Так автор говорит нам о том, что в сложных ситуациях человек опирается на СОБСТВЕННЫЕ взгляды и НРАВСТВЕННЫЕ ориентиры. |
В плену выявились те, кто готов выдать соотечественника, ради собственной выгоды, и те, кто до конца испытания ни разу не отступился от своих прироритетов. |
Это показывает, что в трудных условиях человек руководствуется МОРАЛЬНЫМИ установками и пройденным жизненным путем. |
4) Несочетаемость. Руководствоваться жизненным путем нельзя.
Дело в том, что поступающий, несмотря на отличную учёбу и желание УЧИТЬСЯ, был маленького роста |
В принятии решений личности помогают как жизненный опыт, так и нормы, убеждения. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов.
Когда подошла очередь Кузьмы Куроптева, комиссия, в числе членов которых был автор произведения, раскололась. |
Тогда автор вспомнил Филиппа Тимофеевича, который его, "несмышленыша" , под крыло свое взял, выучил, в люди вывел |
И, чтобы не осквернять светлую память своего наставника, А. Беляев решил заступиться за Кузьму. |
Общие рекомендации: следует усилить работу над формулировкой проблемного вопроса, логикой, грамматикой, пунктуацией, речью. Удачи!