Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема взаимоотношения человека и природы.

  • Текст: В. Арсеньев. Путешествие по тайге...

    (1)Путешествие по тайге всегда довольно однообразно. (2)Сегодня – лес, завтра – лес, послезавтра – опять лес. (3)Ручьи, которые приходится переходить вброд, заросшие кустами, заваленные камнями, с чистой прозрачной водой, сухостой, валежник, покрытый мхом, папоротники удивительно похожи друг на друга. (4)Вследствие того что деревья постоянно приходится видеть близко перед собой, глаз утомляется и ищет простора. (5)Чувствуется какая-то неловкость в зрении, является непреодолимое желание смотреть вдаль.

    (6)Иногда среди тёмного леса вдруг появляется просвет. (7)Неопытный путник стремится туда и попадает в бурелом. (8)Просвет в лесу в большинстве случаев означает болото или место пожарища, ветролома. (9)Не всегда бурелом можно обойти стороной.

    (10)Если поваленные деревья невелики, их перерубают топорами, если же дорогу преграждает большое дерево, его стёсывают с боков и сверху, чтобы дать возможность перешагнуть лошадям. (11)Всё это задерживает вьюки, и потому движение с конями по тайге всегда очень медленно.
    (12)Если идти по лесу без работы, то путешествие скоро надоедает. (13)Странствовать по тайге можно только при условии, если целый день занят работой. (14)Тогда не замечаешь, как летит время, забываешь невзгоды и миришься с лишениями.

    (15)Я заметил, что бурундук постоянно возвращается к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносит с собой. (16)Когда он уходил, его защёчные мешки были туго набиты, когда же он появлялся снова на поверхности земли, рот его был пустой. (17)Меня эта картина очень заинтересовала. (18)Я подошёл ближе и стал наблюдать. (19)На колоднике лежали сухие грибки, корешки и орехи. (20)Так как ни грибов, ни кедровых орехов в лесу ещё не было, то, очевидно, бурундук вытащил их из своей норки. (21)Но зачем? (22)Тогда я вспомнил рассказы Дерсу о том, что бурундук делает большие запасы продовольствия, которых ему хватает иногда на два года. (23)Чтобы продукты не испортились, он время от времени выносит их наружу и сушит, а к вечеру уносит обратно в свою норку.

    (24)Первобытные девственные леса в большей части страны выгорели, и на смену им появились леса, состоящие из лиственницы, березы и осины. (25)Там, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения, туземцы отошли на север, и количество зверя в тайге сильно уменьшилось.

    (26)Край начал утрачивать свою оригинальность и претерпевать то превращение, которое неизбежно несет за собой цивилизация. 

    (по В. Арсеньеву)


18.04.2021 21:38:01
Автор: Алина Галимова

Каково взаимоотношения природы и человека? Этот вопрос находится во внимании В.Арсеньева в предложенном для анализа тексте.
Рассуждая о проблеме, автор пишет: «путешествие по Тайге всегда довольно образно», но если «целый день занят работой, … не замечаешь, как летит время, забываешь невзгоды и миришься с лишениями. Этот пример показывает, что природа успокаивает человека и помогает на время забыть проблемы. Далее автор обращает наше внимание на приближение цивилизации: «там, где раньше ревел тигр, нынче свистит паровоз», «количество зверя в тайге сильно уменьшилось». На этом примере мы видим, что, несмотря на всю пользу природы, человек разрушает ее, так как мир технологий не стоит на месте.
Контраст между примерами помогает понять, что природа важна в жизни общества, она помогает найти умиротворение, но приход цивилизации привёл к разрушению леса. Человек уничтожает планету, ради новых городов и заводов.
Позиция автора понятна. Он считает, что природа во многом способствует человеку, скорое приближение мира технологий приводит к тому, что леса утрачивают свою «оригинальность».
Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что флора и фауна нашего мира страдает из-за человека. Так, в 2020-м году больше всего лесов было вырублено в Сибири. Эти деревья являются «лёгкими страны», они позволяют нам свободно дышать. Но человек уничтожает сибирский леса ради получения выгоды и использования их на заводах.
Прочитав текст, я сделала вывод, что люди эксплуатируют природу, в то время как сама природа во многом помогает нам.
Количество слов - 226

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Алина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 3  балла.

Пример 1 в сочинении указан, но сделано это очень скупо, пояснение выполнено неверно. Посудите сами.

Этот пример показывает, что природа успокаивает человека и помогает на время забыть проблемы.
Рассказчика ничего не радует, путешествие утомило его, однообразие вызвало скуку. Именно этот эпизод нужно было пояснять, а Вы прокомментировали лишь одно предложение из первого эпизода и сделали это неудачно: рассказчик не занят работой, он просто бредет по лесу. Герой - повествователь предположил, что если есть какое-то занятие в лесу, то тогда не будет скучно.

Пример 2  указан, пояснен. Однако странно, что Вы не увидели второй эпизод, в котором рассказчик наблюдает за бурундуком. Этот фрагмент более удачен для построения комментария.

Взаимосвязь между примерами определена неверно, проанализирована неверно. Какой же контраст, если и в первом, и во втором примере люди равнодушны к природе? Алина, в тексте, конечно, контраст присутствует, но он между первым и вторым эпизодом ощутим. Вам стоит тщательнее отбирать материал для комментария.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

На этом примере мы видим, что, несмотря на всю пользу природы, человек разрушает ее, так как мир технологий не стоит на месте.
1) Нарушение причинно-следственных связей. Что Вы имели в виду под миром технологий? Очевидно, научно-технический прогресс? Так вот он не является причиной того, что человек разрушает природу. Люди могут губить ее и без этого.

Контраст между примерами помогает понять, что природа важна в жизни общества, она помогает найти умиротворение, но приход цивилизации привёл к разрушению леса. Человек уничтожает планету, ради новых городов и заводов.
2) Этого нет в тексте. Ложный вывод.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Снят балл из-за потери балла по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Рассуждая о проблеме, автор пишет: «путешествие по Тайге всегда довольно образно», но если «целый день занят работой, … не замечаешь, как летит время, забываешь невзгоды и миришься с лишениями
1) Верно: по тайге.
Рассуждая о проблеме, автор пишет: «путешествие по Тайге всегда довольно образно», но если «целый день занят работой, … не замечаешь, как летит время, забываешь невзгоды и миришься с лишениями.
2) Верно: Путешествие.
Далее автор обращает наше внимание на приближение цивилизации: «там, где раньше ревел тигр, нынче свистит паровоз», «количество зверя в тайге сильно уменьшилось».
3) Верно: Там.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Рассуждая о проблеме, автор пишет: «путешествие по Тайге всегда довольно образно», но НУЖНА ЗПТ если «целый день занят работой, не замечаешь, как летит время, забываешь невзгоды и миришься с лишениями.
1) Нужна запятая на стыке союзов.

Многоточие нужно убрать.

Человек уничтожает планету, ЛИШНЯЯ ЗПТ ради новых городов и заводов.
2) Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Каково взаимоотношения природы и человека?
1) Каковы.
Контраст между примерами помогает понять, что природа важна в жизни общества, она помогает найти умиротворение, но приход цивилизации привёл к разрушению леса. Человек уничтожает планету, ради новых городов и заводов.
2) Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.
Так, в 2020-м году больше всего лесов было вырублено в Сибири. Эти деревья являются «лёгкими страны», они позволяют нам свободно дышать. Но человек уничтожает сибирский леса ради получения выгоды и использования их на заводах.
3) Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Далее автор обращает наше внимание на приближение цивилизации: «там, где раньше ревел тигр, нынче свистит паровоз», «количество зверя в тайге сильно уменьшилось».
Лучше: автор показывает влияние цивилизации на природу.

На этом примере мы видим, что, несмотря на всю пользу природы, человек разрушает ее, так как мир технологий не стоит на месте.
Лучше: этот пример позволяет понять, что...

Контраст между примерами помогает понять, что природа важна в жизни общества,
1) Несочетаемость.  Либо важна для жизни людей, либо важна для общества.

Контраст между примерами помогает понять, что природа важна в жизни общества, она помогает найти умиротворение, но приход цивилизации привёл к разрушению леса.
2) Несочетаемость. Цивилизация не может прийти или уйти. Верно: влияние цивилизации.

Он считает, что природа во многом способствует человеку, скорое приближение мира технологий приводит к тому, что леса утрачивают свою «оригинальность».
3) Речевая недостаточность. Верно: природа благотворно влияет на человека.

4) Мир технологий заменить на научно-технический прогресс.

5) НТП не может приблизиться. Он есть и все. Влияет пагубно НТП на экологию.

Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что флора и фауна нашего мира страдает из-за человека.
Лучше: нашей планеты.

Пишите проще, каждая мысль должна быть ясна прежде всего Вам!

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы, грамматикой, логикой и речью. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 1
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку