Запомни!

О после шипящих в суффиксах существительных:
рубашонка, девчонка, речонка, ручонка, коробчонка, собачонка, лавчонка, душонка, книжонка, бумажонка, шпажонка, одежонка, рыбчонка, юбчонка, мужичонка, шапчонка, шляпчонка, тысчонка, мальчонка, старушонка.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема нехватки современному человеку духовно-нравственного совершенствования

  • Текст: А. Лиханов. Чего нам так не хватает.

     (1) Чего нам так не хватает?

    (2)А не хватает нам любви к детям. (3)Не хватает самоотверженности родительской, педагогической. (4)Не хватает сыновней, дочерней любви.

    (5)Есть простая поговорка: «Как аукнется, так и откликнется». (6)Сколько положишь, столько и получишь. (7)Верные вроде бы формулы. (8)Только если следовать лишь им, добьёшься одного воспроизводства. (9)Для сеятеля это просто беда, когда зерна он снимет ровно столько же, сколько посеял. (10)Пахарь должен получить прибавок, только тогда он выживет, прокормит свою семью. (11)Так же точно и общество должно бы существовать. (12)Прогресс состоит из прибавок, которые дают поколения, «посеянные» их родителями и наставниками. (13)Конечно, прибавок этот есть, но в каких пространствах? (14)В пространстве человеческих знаний, конечно. (15)В области технологий. (16)А как с духовностью? (17)Увы, в этой тонкой сфере воспроизводства мы радуемся даже простому отклику на ауканье. (18)И слишком часто замечаем простые потери: не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия. (19) Грубее и жёстче отношения между самыми добрыми вроде бы людьми. (20)Исполнение долга в межчеловеческих отношениях уступает служебным обязанностям − там человек и обязательнее, и профессиональнее. (21)А любовь к детям стала напоминать любовь к собственному имуществу. (22)Впрочем, имущество порой дороже людей… (23)Что может быть печальней и горше! (24)Давно замечено: и лучшие, и худшие стороны человека выявляет беда. (25)Януш Корчак не только последние месяцы своего бытия, но и всю предыдущую жизнь стоял рядом с бедой, точнее, жил в её гуще, работая с детьми-сиротами. (26)Сиротство, эта библейски древняя форма человеческого одиночества, требует сострадания и соучастия, самоотверженной и терпеливой любви настоящих гуманистов.

    (27)Януш Корчак - первый из них; но не временем, пусть трагическим, измерено это первенство, а мерой его выбора, мерой честности.

    (28)Мера эта − смерть.

    (29)Не только поляки чтут выбор своего бессмертного учителя. (30)Его имя внесено в святцы и мировой педагогики, и элементарной человеческой порядочности. (31)И именно в его устах, под его пером в высшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление: как любить детей.

    (32)Небольшая книжка Януша Корчака «Как любить ребёнка» − своеобразный манифест гуманизма. (33)Нестареющий завет, переданный в наши и грядущие времена из времён, как будто от нас удалённых и в то же время совершенно похожих, потому что речь идёт о любви к детям, а это ценность постоянная. (34)Духовная комфортность делает человека толстокожим, совершает в его сознании странные подвижки, когда ценности мнимые застят свет, а ценности подлинные уходят обочь. (35)Каждому рано или поздно воздаётся по заслугам, но часто − слишком поздно, когда ничего не исправишь, и в этом истоки многих человеческих драм. (36)Те, кто воображает, будто доброта и любовь малозначимые, второстепенные качества, которые не помогают, а, напротив, даже вредят, допустим, при достижении карьеры, бывают наказаны на краю этой карьеры, а ещё чаще − на краю собственной жизни − нелюбовью и недобротой окружающих.

    (37)И пусть же всякий, кто спохватится и заторопится вперёд − от нелюбви к любви, от недоброты к доброте, припадёт, как к чистому истоку, к этой последней заповеди Януша Корчака. 

     

    (По А.А. Лиханову*)

    Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – детский и юношеский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, лауреат Международной премии имени Януша Корчака.

     

     


14.04.2021 13:22:30
Автор: Лиза Мецгер

Чего действительно недостает человеку в современном мире? Над этой проблемой размышляет в предоставленном для анализа тексте А. Лиханов.
    Писатель в качестве первого примера приводит свою мысль о том, что сегодня человечество прогрессирует практически во всех сферах: в науке, технике, однако вопросы нравственности и духовности зачастую остаются в стороне: «А как с духовностью? Увы, в этой тонкой сфере воспроизводства мы радуемся даже простому отклику на ауканье. И слишком часто замечаем простые потери: не больше, нет, а меньше становится доброты, милосердия. Грубее и жёстче отношения между самыми добрыми вроде бы людьми…» Автор подчеркивает, что с течением времени важнейшие морально-нравственные ценности утрачиваются и забываются. А получается так из-за равнодушия родителей к духовному воспитанию их детей, из-за катастрофической нехватки в семьях родительской самоотверженности и самозабвенной любви.
    В качестве второго примера автор приводит позицию публициста и общественного деятеля Януша Корчака, которым он восхищается: «Небольшая книжка Януша Корчака «Как любить ребёнка» − своеобразный манифест гуманизма…пусть же всякий, кто спохватится и заторопится вперёд − от нелюбви к любви, от недоброты к доброте, припадёт, как к чистому истоку, к этой последней заповеди Януша Корчака…» Корчак призывает людей уделять больше внимания именно духовному воспитанию и нравственному совершенствованию, а в воспитании детей главной задачей видит прививание им истинных нравственных идеалов и ценностей.
    Данные примеры являются дополнением друг друга. Мнение самого писателя является дополнением позиции Януша Корчака. Так А. Лиханов более глубоко раскрывает картину современного мира, выявляет проблемы, с которыми столкнулось человечество в современности.
    Автор считает, что в современном мире человек как никогда нуждается в духовном совершенствовании, а также в не хватающей сегодня любви, взаимопонимании, взаимоподдержке.
    Невозможно не согласиться с мнением писателя. Действительно, можно заметить, что каждое новое поколение детей и подростков все более заметно утрачивает морально-нравственные ориентиры, и главной нашей задачей становится исправление этой ситуации, уделение в воспитании детей большего внимания их духовному становлению.  В качестве примера могу привести семью, проживающую со мной по соседству, состоящую из семейной пары и их детей. Именно из-за того, что все её члены всегда приоритетным аспектом своей жизни выделяли духовное совершенствование, а дети росли в заботе и любви в этой семье всегда царит гармония и тепло.
    В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна А. Лиханову за возможность поразмышлять о проблеме недостатка современному человеку морально-нравственного совершенствования.



Количество слов - 365

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Лиза!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 (размышления автора о недостатке любви, утрате морально-этических ценностей) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (позиция Януша Корчака, его книга как своеобразный манифест любви) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена неверно, не проанализирована. Допущена логическая ошибка:

Данные примеры являются дополнением друг друга. Мнение самого писателя является дополнением позиции Януша Корчака. Так А. Лиханов более глубоко раскрывает картину современного мира, выявляет проблемы, с которыми столкнулось человечество в современности.
Совет: не увлекайтесь чрезмерным цитированием (внимательно читайте формулировку к заданию № 27). Нас предупреждают об этом.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Рекомендация: пример должен быть конкретным.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Ошибки:

Данные примеры являются дополнением друг друга. Мнение самого писателя является дополнением позиции Януша Корчака. Так А. Лиханов более глубоко раскрывает картину современного мира, выявляет проблемы, с которыми столкнулось человечество в современности.
Логическая ошибка. В первом примере речь идёт об утрате доброты, любви, а во втором - о безграничной любви и преданности, о манифесте гуманизма (книга Януша Корчака). Личность Януша Корчака - это пример беззаветной любви, доброты, преданности. Так разве эти примеры дополняют друг друга?
В качестве второго примера автор приводит позицию публициста и общественного деятеля Януша Корчака, которым он восхищается: «Небольшая книжка Януша Корчака «Как любить ребёнка» − своеобразный манифест гуманизма…пусть же всякий, кто спохватится и заторопится вперёд − от нелюбви к любви, от недоброты к доброте, припадёт, как к чистому истоку, к этой последней заповеди Януша Корчака…»
Нарушение логики: в начале предложения речь идёт о позиции Януша Корчака, но далее Вы пишете о книге.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: так как за К10 сняты баллы, автоматически снимаются баллы по К6.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Автор считает, что в современном мире человек как никогда нуждается в духовном совершенствовании, а также в не хватающей сегодня любви, взаимопонимании, взаимоподдержке.
Неудачный порядок слов (ошибка в построении предложения с причастным оборотом). Лучше так: Автор считает, что в современном мире человек как никогда нуждается в духовном совершенствовании,  в любви, которой так сегодня не хватает,  а также во взаимопонимании, взаимоподдержке.
В заключение хотелось бы сказать, что я благодарна А. Лиханову за возможность поразмышлять о проблеме недостатка современному человеку морально-нравственного совершенствования.
Нарушения управления (возможный вариант: о проблеме недостатка (у кого?) у современного человека (чего?) морально-нравственных качеств.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Чего действительно недостает человеку в современном мире? Над этой проблемой размышляет в предоставленном для анализа тексте А. Лиханов.
Смешение паронимом (представленном-предоставленном).
Писатель в качестве первого примера приводит свою мысль о том, что сегодня человечество прогрессирует практически во всех сферах: в науке, технике, однако вопросы нравственности и духовности зачастую остаются в стороне: «А как с духовностью?
Употребление близких по смыслу слов (речевая избыточность - плеоназм). Неуместное употребление местоимения "свою".
Данные примеры являются дополнением друг друга. Мнение самого писателя является дополнением позиции Януша Корчака.
Неоправданные повторы.
Так А. Лиханов более глубоко раскрывает картину современного мира, выявляет проблемы, с которыми столкнулось человечество в современности.  Автор считает, что в современном мире человек как никогда нуждается в духовном совершенствовании, а также в не хватающей сегодня любви, взаимопонимании, взаимоподдержке.
Смысловая избыточность (повторы).
В качестве примера могу привести семью, проживающую со мной по соседству, состоящую из семейной пары и их детей.
Неудачно построенное предложение с двумя причастными оборотами.
Именно из-за того, что все её члены всегда приоритетным аспектом своей жизни выделяли духовное совершенствование, а дети росли в заботе и любви в этой семье всегда царит гармония и тепло.
Нарушение лексической сочетаемости (правильнее сказать так:  приоритетным аспектом считали духовное совершенствование).

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, речевым оформлением. Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 15

Возврат к списку