Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема важности искусства для человека на войне

  • Текст: В.Богомолов. День выдался отменный...

    День выдался отменный. Солнце сияло и грело, но не пекло нещадно, как всю последнюю неделю. От земли, от высокой сочной луговой травы поднимался свежий и крепкий аромат медвяных цветов и росы; в тишине мерно и весело, с завидной слаженностью трещали кузнечики.

    Голубые, с перламутровым отливом стрекозы висели над самым зеркалом воды и над берегом; я было попытался поймать одну, чтобы рассмотреть хорошенько, но не сумел.

    С удовольствием вдыхая чудесный душистый воздух, я медленно шел вдоль берега, глядел и радовался всему вокруг.

    Как может перемениться жизнь человека! Просто даже не верилось, что еще недавно я, изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике на высоте 114 (я стрелял лучше других и в бою, когда мог, всегда брался за пулемет) и короткими отрывистыми очередями косил рослых, как на подбор, немцев из танковой гренадерской дивизии СС "Фельдхернхалле", перебегавших и упрямо ползших вверх по склону.

    Как-то не верилось, что совсем недавно, когда кончились патроны, не осталось гранат и десятка три немцев ворвались на высоту в наши траншеи, я, ошалев от удара прикладом по каске и озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь, катался по земле с дюжим эсэсовцем, старавшимся - и довольно успешно - меня задушить, а затем, когда его прикончили, зарубил немца-огнеметчика чьей-то саперной лопаткой.

    Все это было позавчера, но оттого, что я сутки спал и только проснулся, оттого, что это были самые сильные впечатления последних дней, мне казалось, что бой происходил всего несколько часов тому назад.

    Я не удержался, раскрыл на ходу томик и начал было вполголоса читать, однако тут же решил покончить сперва со всем малоприятным, но неизбежным. На небольшом песчаном пляжике я скинул сапоги, быстро разделся и дважды старательно выстирал грязные, пропитанные потом, пылью, ружейным маслом и чьей-то кровью гимнастерку и шаровары, ставшие буквально черными портянки и пилотку. Затем, крепко отжав, развесил все сушиться на ветках орешника, спустился в воду и, простирнув самодельные плавки, начал мыться сам. Я намылился и со сладостным ожесточением принялся скрести ногтями голову и долго скоблил и тер все тело песком, пока кожа не покраснела и не покрылась кое-где царапинками. Последний раз я мылся по-настоящему недели три назад, и вода около меня, как и при стирке, сразу сделалась мутновато-темной.

    Потом я плавал и, ныряя с открытыми глазами, гонялся в прозрачной воде за стайками мальков и доставал со светлого песчаного дна раковины и камешки; самые из них интересные и красивые я отобрал, решив, пока мы будем здесь находиться, составить небольшую коллекцию. Дома, в Подмосковье, у меня хранился в сенцах целый сундук всяких необычных камешков и раковин - собирать их я пристрастился еще в раннем детстве.

    Немного погодя я вышел на берег, ощущая бодрость и приятную легкость во всем теле и чувствуя себя точно обновленным. Перевернув на ветках орешника быстро сохнувшие гимнастерку и шаровары, я со спокойной душой взял наконец книжку.

    Я любил и при каждой возможности читал стихи, но Есенина открыл для себя недавно, когда в начале наступления, в развалинах на окраине Могилева, нашел этот однотомник; стихи поразили и очаровали меня.

    На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям; многие четверостишия я знал уже наизусть и декламировал их (чаще всего про себя) к месту и не к месту. Но отдаться стихам Есенина безраздельно, в покойной обстановке мне еще не доводилось.

    Я начал читать, то заглядывая в книжку, то по памяти; начал с ранних, юношеских стихотворений:

    ...Ах, поля мои, борозды милые,

    Хороши вы в печали своей!

    Я люблю эти хижины хилые

    С поджиданьем седых матерей.

    ...Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

    Лишь к тебе я любовь берегу.

    Весела твоя радость короткая

    С громкой песней весной на лугу.

    Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена и молодыми березками на той стороне, золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками - все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина, его восторженной любви к родному краю, к раздолью полей и лугов, к русской природе и человеку.

    (По В. О. Богомолову*)

    *Владимир Осипович Богомолов (1924 – 2003) – русский советский писатель.

14.04.2021 11:21:36
Автор: Лиза Мецгер

Способно ли искусство помочь человеку на войне? Над этой проблемой размышляет в предоставленном для анализа тексте В. Богомолов.
    В центре внимания автора фигурирует главный герой-рассказчик, повествующий об одном из своих дней во время войны, проведенном в окопах и траншеях.
    В качестве первого примера писатель приводит условия, в которых протекает военная жизнь героя. Бесконечная стрельба, постоянная опасность в виде наступающих немцев, ужас и страх: «Как-то не верилось, что совсем недавно, когда кончились патроны, не осталось гранат и десятка три немцев ворвались на высоту в наши траншеи, я, ошалев от удара прикладом по каске и озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета…» Данным примером автор показывает, как нелегко приходится человеку на войне.
    Развивая сюжетную линию, В. Богомолов показывает, что даже во время военных действий главный герой тянется к искусству: в любой свободный момент жаждет насладиться стихами из томика Есенина, который он всегда носит с собой: «Я не удержался, раскрыл на ходу томик и начал было вполголоса читать, однако тут же решил покончить сперва со всем малоприятным, но неизбежным.» Чтение стихотворений навевает герою воспоминания о родной природе, деревушке, греет сердце необъяснимым родным теплом: «Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена… - все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина, его восторженной любви к родному краю…» Автор подчеркивает, что даже во время войны человек зачастую тянется к искусству, ищет в нем вдохновения и сил.
    Данные два примера противопоставлены друг другу, ведь чувство страха и ужаса, которым охвачен главный герой во время сражения противоположно тому теплу и спокойствию, которые воцаряются в его душе при чтении стихотворений С. Есенина. Так автор показывает, как искусство может влиять на внутреннее состояние человека даже в невероятно напряженной ситуации.
    Автор считает, что искусство может действительно помочь человеку в трудной жизненной ситуации, даже такой страшной как война, вселить в него силы и надежду на лучшее.
    Невозможно не согласиться с писателем. Действительно, даже на войне человек всегда стремится соприкоснуться с литературой, музыкой, ведь искусство невероятным образом способно вселять в душу надежду на светлое и благополучное будущее, веру в себя, силы и энергию. Так, например, мой дедушка, прошедший Вторую Мировую Войну, рассказывал, что необъяснимую целительную силу черпал он из простой игры на гитаре, с которой он не расставался никогда и очень ей дорожил. При нахождении вдали от родного дома и семьи действительно подбодрить и воодушевить могла его лишь мелодия гитары.
    В заключение мне хотелось бы сказать, что я благодарна В. Богомолову за возможность задуматься о проблеме важности искусства для человека на войне.

Количество слов - 433

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Лиза!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

«Как-то не верилось, что совсем недавно, когда кончились патроны, не осталось гранат и десятка три немцев ворвались на высоту в наши траншеи, я, ошалев от удара прикладом по каске и озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета…»
Рекомендация: предложение стоит укоротить, делайте микроцитирование.

Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балла.

Ошибки: нет максимума по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Вторую Мировую Войну

Вторая мировая война

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

«Я не удержался, раскрыл на ходу томик и начал было вполголоса читать, однако тут же решил покончить сперва со всем малоприятным, но неизбежным
Невозможное сочетание знаков, точку нужно поставить после кавычек.

чувство страха и ужаса, которым охвачен главный герой во время сражения ЗПТ противоположно тому теплу и спокойствию, которые воцаряются в его душе при чтении стихотворений С. Есенина.
Граница придаточной части в СПП
искусство может действительно помочь человеку в трудной жизненной ситуации, даже такой страшной ЗПТ как война
обороты с союзом «как» выделяются запятыми, если в основной части предложения имеется указательное слово «такой»

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

В центре внимания автора фигурирует главный герой-рассказчик
1) Стилистическая  шероховатость: слово "фигурирует" книжное, лучше заменить его на нейтральное "находится".
2) Лексическая несочетаемость: в центре внимания нельзя фигурировать.
Быть, находиться где-нибудь, принимать участие в чем-нибудь. Фигурировать на суде в качестве свидетеля.
|| Быть предметом внимания, обсуждения.
даже во время войны человек зачастую тянется к искусству
Шероховатость: лишнее слово
Данные два примера противопоставлены друг другу, ведь чувство страха и ужаса, которым охвачен главный герой во время сражения противоположно тому теплу и спокойствию, которые воцаряются в его душе при чтении стихотворений С. Есенина.
Рекомендация: постарайтесь избегать слов ДАННЫЙ (канцелярит) и ВЕДЬ (разговорное)
Так автор показывает, как искусство может влиять на внутреннее состояние человека даже в невероятно напряженной ситуации.
    Автор считает, что искусство может действительно помочь человеку в трудной жизненной ситуации, даже такой страшной как война, вселить в него силы и надежду на лучшее.
Слово ИСКУССТВО ключевое- повтор засчитываться не будет.
СИТУАЦИЯ- повтор
необъяснимую целительную силу черпал он из простой игры на гитаре, с которой он не расставался никогда и очень ей дорожил.
повтор слова ОН

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации.

Лиза, Вы создали качественное сочинение, грамотное, логичное.
Обратите внимание на рекомендации, сделанные мной в рецензии, поработайте над речевыми и стилистическими шероховатостями.

Пусть на ЕГЭ всё удастся! Желаю Вам максимального балла за сочинение.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 21

Возврат к списку