Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Проблема отношения к пленным на войне
-
Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.
(1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.
(2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.
(3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.
— (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.
(9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.
— (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.
(14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.
— (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!
(27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.
— (28)Тихо, друг, тихо!
(29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.
(32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.
(33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.
— (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..
(40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.
(42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.
(45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.
(47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:
— Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!
(52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.
(53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.
(54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».
Размышляя над проблемой отношения к пленным, автор повествует о солдате в маскхалате, который хотел убить немцев. «Я вас нагрею! Сейчас, сейчас… - солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами». Это пример показывает, что некоторые бойцы не жалели пленных и проявляли жестокость по отношению к ним. Далее автор пишет о враче «с засученными рукавами», который «перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя – свой или чужой». Этот эпизод позволяет понять, что некоторые солдаты во время войны проявляли милосердие к пленным.
Эти примеры, построенные на контрасте, дают читателю понять, что у людей было разное отношение к фашистам: кто-то жалел их и помогал им, а кто-то хотел убить, отомстив за товарищей.
Авторская позиция понятна. В.Астафьев считает, что на войне к пленным нужно относиться с пониманием, так как все люди равны, и даже если немцы являются нашими врагами, то мы не должны утрачивать человечность по отношению к ним.
Я полностью разделяю позицию автора. На мой взгляд, люди всё-таки должны проявлять положительные качества, доброжелательно и милосердно относиться к пленным. Так, в произведение К.Воробьёва «Уха без соли» речь идёт о том, как герои рассказа простили своего врага. При любых ситуациях они оставались людьми, так как проявляли чувство сострадания.
Прочитав текст В.Астафьева, можно сделать вывод о том, что пленные это тоже люди, поэтому не стоит забывать о таких качествах, как гуманность и человечность.
Здравствуйте, Елизавета!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл.
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 6 баллов.
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
Рекомендация: старайтесь делать пояснения более содержательными, развернутыми. Тогда и комментарий будет глубже и серьезнее!
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл.
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл.
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.
Так, в произведение К.Воробьёва «Уха без соли» речь идёт о том, как герои рассказа простили своего врага. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.
Ошибки:
Прочитав текст В.Астафьева, можно сделать вывод о том, что пленные НУЖНО ТИРЕ это тоже люди, поэтому не стоит забывать о таких качествах, как гуманность и человечность. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.
Ошибки:
«Я вас нагрею! Сейчас, сейчас… - солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами» |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.
Этот эпизод позволяет понять, что некоторые солдаты во время войны проявляли милосердие к пленным. Эти примеры, построенные на контрасте, дают читателю понять, что у людей было разное отношение к фашистам: кто-то жалел их и помогал им, а кто-то хотел убить, отомстив за товарищей. |
В.Астафьев считает, что на войне к пленным нужно относиться с пониманием, так как все люди равны, и даже если немцы являются нашими врагами, то мы не должны утрачивать человечность по отношению к ним. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Эти примеры, построенные на контрасте, дают читателю понять, что у людей было разное отношение к фашистам: кто-то жалел их и помогал им, а кто-то хотел убить, отомстив за товарищей. |
Общие рекомендации: усилить работу над речевым оформлением текста. Удачи!