ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как искусство помогает человеку на войне?

  • Текст: В.Богомолов. День выдался отменный...

    День выдался отменный. Солнце сияло и грело, но не пекло нещадно, как всю последнюю неделю. От земли, от высокой сочной луговой травы поднимался свежий и крепкий аромат медвяных цветов и росы; в тишине мерно и весело, с завидной слаженностью трещали кузнечики.

    Голубые, с перламутровым отливом стрекозы висели над самым зеркалом воды и над берегом; я было попытался поймать одну, чтобы рассмотреть хорошенько, но не сумел.

    С удовольствием вдыхая чудесный душистый воздух, я медленно шел вдоль берега, глядел и радовался всему вокруг.

    Как может перемениться жизнь человека! Просто даже не верилось, что еще недавно я, изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике на высоте 114 (я стрелял лучше других и в бою, когда мог, всегда брался за пулемет) и короткими отрывистыми очередями косил рослых, как на подбор, немцев из танковой гренадерской дивизии СС "Фельдхернхалле", перебегавших и упрямо ползших вверх по склону.

    Как-то не верилось, что совсем недавно, когда кончились патроны, не осталось гранат и десятка три немцев ворвались на высоту в наши траншеи, я, ошалев от удара прикладом по каске и озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь, катался по земле с дюжим эсэсовцем, старавшимся - и довольно успешно - меня задушить, а затем, когда его прикончили, зарубил немца-огнеметчика чьей-то саперной лопаткой.

    Все это было позавчера, но оттого, что я сутки спал и только проснулся, оттого, что это были самые сильные впечатления последних дней, мне казалось, что бой происходил всего несколько часов тому назад.

    Я не удержался, раскрыл на ходу томик и начал было вполголоса читать, однако тут же решил покончить сперва со всем малоприятным, но неизбежным. На небольшом песчаном пляжике я скинул сапоги, быстро разделся и дважды старательно выстирал грязные, пропитанные потом, пылью, ружейным маслом и чьей-то кровью гимнастерку и шаровары, ставшие буквально черными портянки и пилотку. Затем, крепко отжав, развесил все сушиться на ветках орешника, спустился в воду и, простирнув самодельные плавки, начал мыться сам. Я намылился и со сладостным ожесточением принялся скрести ногтями голову и долго скоблил и тер все тело песком, пока кожа не покраснела и не покрылась кое-где царапинками. Последний раз я мылся по-настоящему недели три назад, и вода около меня, как и при стирке, сразу сделалась мутновато-темной.

    Потом я плавал и, ныряя с открытыми глазами, гонялся в прозрачной воде за стайками мальков и доставал со светлого песчаного дна раковины и камешки; самые из них интересные и красивые я отобрал, решив, пока мы будем здесь находиться, составить небольшую коллекцию. Дома, в Подмосковье, у меня хранился в сенцах целый сундук всяких необычных камешков и раковин - собирать их я пристрастился еще в раннем детстве.

    Немного погодя я вышел на берег, ощущая бодрость и приятную легкость во всем теле и чувствуя себя точно обновленным. Перевернув на ветках орешника быстро сохнувшие гимнастерку и шаровары, я со спокойной душой взял наконец книжку.

    Я любил и при каждой возможности читал стихи, но Есенина открыл для себя недавно, когда в начале наступления, в развалинах на окраине Могилева, нашел этот однотомник; стихи поразили и очаровали меня.

    На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям; многие четверостишия я знал уже наизусть и декламировал их (чаще всего про себя) к месту и не к месту. Но отдаться стихам Есенина безраздельно, в покойной обстановке мне еще не доводилось.

    Я начал читать, то заглядывая в книжку, то по памяти; начал с ранних, юношеских стихотворений:

    ...Ах, поля мои, борозды милые,

    Хороши вы в печали своей!

    Я люблю эти хижины хилые

    С поджиданьем седых матерей.

    ...Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

    Лишь к тебе я любовь берегу.

    Весела твоя радость короткая

    С громкой песней весной на лугу.

    Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена и молодыми березками на той стороне, золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками - все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина, его восторженной любви к родному краю, к раздолью полей и лугов, к русской природе и человеку.

    (По В. О. Богомолову*)

    *Владимир Осипович Богомолов (1924 – 2003) – русский советский писатель.

11.04.2021 09:26:30
Автор: Улугбек Рахимов

Как искусство помогает человеку на войне? Именно эту проблему рассматривает в предложенном для анализа тексте Владимир Осипович Богомолов.
"… стихи поразили и очаровали меня", -  говорит рассказчик о однотомнике Есенина, который он нашёл в развалинах. Эти его слова подчёркивают приятное и преисполненное счастьем ощущение от прочтения поэзии великого писателя. Позже рассказчик говорит: "На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям". Эти строчки помогают понять особую важность искусства в условиях войны, оно даёт людям надежду и воодушевляет на подвиги ради своей родины. Эти два примера дополняют друг друга, демонстрируя, как человеку важно находить отклик для своей души в чём-то, что питало бы её жизненной силой и стремлением идти дальше, несмотря ни на что.
Позиция автора ясна: искусство - движущая сила и мотиватор для многих людей в трудные моменты. Именно любовь к родине, красиво описанная в стихах писателей, заставляет людей до конца защищать эти луга, речки и берёзки.
Я не могу не согласиться с автором. Душа человека находит в искусстве отражение того, что она чувствует, из-за чего эти ощущения раскрываются в полной мере, толкая людей на подвиги. А как можно победить без подвигов?
В доказательство приведу пример Великой Отечественной войны. Мы тогда победили, как раз благодаря подвигам обычного народа, воодушевляло на которые их в огромной степени искусство: песни, книги, плакаты, журналы, стихи - всё это заставляло советский народ стоять за родину всё крепче. К тому же тем, кто оказался на фронте, было психологически трудно, и книги о любви к родине поднимали их моральный дух, не давая впасть в уныние или утонуть в страхах, преследующих каждого в такое трудное время.
В заключение своих слов хотелось бы упомянуть важность искусства не только на войне, но и в любые другие трудные моменты. Оно помогает решить как личностные, так и глобальные проблемы. Люди придумали искусство, чтобы выражать в нём свои мысли и эмоции, и хотели, чтобы и кто-нибудь другой мог найти в нём отклик для своей души.
Количество слов - 327

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте,  Улугбек!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла.

Я вам засчитываю лишь один пример с пояснением. Вы построили комментарий, проанализировав только второй эпизод. Зачем в тексте первая часть, где рассказик дрался с немцами?  Именно чтение стихов Есенина помогло ему нравственно очиститься. Вот что нужно было увидеть в тексте. Вы же растянули один пример на два. Так делать нельзя. Нужно анализировать текст в смысловом единстве. Взаимосвязь и анализ при отсутствующем втором примере зачесть невозможно.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Позже рассказчик говорит: "На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям".
"… стихи поразили и очаровали меня", -  говорит рассказчик о однотомнике Есенина, который он нашёл в развалинах.
1) Логический провал. Вовсе не понятно, кто такой рассказчик, в каких развалинах он искал томик  и зачем  читал стихи. В начале комментария необходимо максимально полно представить персонажа, о котором пойдет речь.
В заключение своих слов хотелось бы упомянуть важность искусства не только на войне, но и в любые другие трудные моменты. Оно помогает решить как личностные, так и глобальные проблемы.
2) В выводе заявили новый тезис. Так нельзя делать. Необходимо сделать заключение, а не предлагать новый тезис, требующий аргументов.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

"… стихи поразили и очаровали меня", -  говорит рассказчик о однотомнике Есенина, который он нашёл в развалинах.
1) Цитату начинают с прописной буквы, когда цитирующий начинает цитатой предложение, даже если в ней опущены начальные слова и она открывается многоточием.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибки:

В доказательство приведу пример Великой Отечественной войны.
Верно: из истории.

Мы тогда победили, как раз благодаря подвигам обычного народа, воодушевляло на которые их в огромной степени искусство: песни, книги, плакаты, журналы, стихи - всё это заставляло советский народ стоять за родину всё крепче.
Лучше после "стихи" поставить точку.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Эти два примера дополняют друг друга, демонстрируя, как человеку важно находить отклик для своей души в чём-то, что питало бы её жизненной силой и стремлением идти дальше, несмотря ни на что.
Люди придумали искусство, чтобы выражать в нём свои мысли и эмоции, и хотели, чтобы и кто-нибудь другой мог найти в нём отклик для своей души.
Шероховатость. Лучше: отдушина.

Позиция автора ясна: искусство - движущая сила и мотиватор для многих людей в трудные моменты.
1) Это слово имеет помету "спец", что говорит о бытовании слова лишь в профессиональном, научном, техническом употреблении. Нужно заменить на "источник вдохновения".
Я не могу не согласиться с автором. Душа человека находит в искусстве отражение того, что она чувствует, из-за чего эти ощущения раскрываются в полной мере, толкая людей на подвиги. А как можно победить без подвигов?
Шероховатость. Лучше: вдохновляя.
Мы тогда победили, как раз благодаря подвигам обычного народа, воодушевляло на которые их в огромной степени искусство: песни, книги, плакаты, журналы, стихи - всё это заставляло советский народ стоять за родину всё крепче.
2) Неоправданный повтор.
Эти его слова подчёркивают приятное и преисполненное счастьем ощущение от прочтения поэзии великого писателя
3) Либо ЭТИ, любо ЕГО. Одно из местоимений надо убрать.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Именно любовь к родине, красиво описанная в стихах писателей, заставляет людей до конца защищать эти луга, речки и берёзки.
Стихотворения пишут поэты. Лучше написать: ощущение от прочтения стихотворения великого поэта.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы и логикой. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 16

Возврат к списку