Запомни!

  Ь на конце наречий и частиц:
  • лишь
  • бишь
  • вишь
  • ишь
  • навзничь
  • настежь
  • напрочь
  • прочь
  • сплошь
  • наотмашь
  • вскачь
  • невмочь
  • точь-в-точь


На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблелема исторической памяти

  • Текст: В. П. Катаев. О памятниках культуры
    (1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

    (2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

    (3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

    (5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

    (6)Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

    (7)Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, — с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, — памятник, лишённый индивидуальности и поэзии... (10)Память разрушается, как старый город. (11)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков... (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий... (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

    (15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

    (18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь

    на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

    (21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (30)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться.

    (33)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.
07.04.2021 17:52:53
Автор: Кристина Лисева

Важно ли беречь памятники культуры? Именно эта проблема находится в центре внимания В.П.Катаева.

Размышляя над этим вопросом, автор отмечает: "До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь". Монумент великому поэту создавал привычный облик Москвы, без него рассказчик чувствует душевную пустоту, грусть. Архитектурные памятники ценны для каждого из нас, они помогают человеку почувствовать близость с Родиной, историческими событиями и выдающимися личностями. В.П.Катаев пишет: "Память разрушается, как старый город. Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием". Город теряет свой колорит, меняется из-за перестановки и уничтожения памятников. Писатель уверен, что люди должны уважать историю и свои истоки. Более того, библиотеки, улицы, мемориалы влияют на мировоззрение и духовное развитие человека. Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают осознать ценность архитектуры.

Автор считает, что к памятникам культуры необходимо относиться бережно и с уважением.

Я согласна с мнением писателя и думаю, что историческая архитектура оказывает огромное влияние на человека. Для обоснования своей позиции приведу пример из читательского опыта.

В.Г.Распутин в очерке "Вечное поле" пишет о своей поездке на место Куликовской битвы. Автор вдохновляется пейзажем и внутренне чувствует тесную связь с участниками сражения. Благодаря обелискам, воздвигнутым в честь предков, память об этом великом событии живет до сих пор в сердцах людей.

Таким образом, важно ценить памятники культуры, ведь они несут в себе воспоминания о прошлом.
Количество слов - 226

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Кристина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл.

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 4 балла.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена неверно: в комментарии прослеживается причинно- следственная связь. Анализ выполнен поверхностно.  Необходимо сжато указать на каждый пример и продемонстрировать, что привносит один, а что другой.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.

Отношение к позиции автора содержит согласие, но тезис сформулирован некорректно. Посудите сами.

Я согласна с мнением писателя и думаю, что историческая архитектура оказывает огромное влияние на человека.
Вы пишете о влиянии архитектуры (?) на человека, а нужно выразить своё отношение к позиции автора текста по проблеме.
Автор считает, что к памятникам культуры необходимо относиться бережно и с уважением.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Архитектурные памятники ценны для каждого из нас, они помогают человеку почувствовать близость с Родиной, историческими событиями и выдающимися личностями.
1) Абсурд.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

Снят балл из-за потери балла по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Важно ли беречь памятники культуры? Именно эта проблема находится в центре внимания В.П.Катаева.

Размышляя над этим вопросом, автор отмечает: "До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь".
1) Тавтология.

Монумент великому поэту создавал привычный облик Москвы, без него рассказчик чувствует душевную пустоту, грусть.
2) Некорректное употребление местоимения 3 лица. Это  местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Ошибка привела к искажению смысла.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов.

Монумент великому поэту создавал привычный облик Москвы, без него рассказчик чувствует душевную пустоту, грусть.
В публицистическом тексте перед нами автор, а не рассказчик.
Архитектурные памятники ценны для каждого из нас, они помогают человеку почувствовать близость с Родиной, историческими событиями и выдающимися личностями.
В примере Вы пишете о памятнике скульптуры, а не архитектуры.

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом взаимосвязи и обоснованием собственной позиции. Тщательно проверяйте сочинение на предмет речевых ошибок. Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 18

Возврат к списку