Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема стойкости человека

  • Текст: В. Астафьев. Руки жены

    Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.

     Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.

     Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.

     Один раз он обернулся, спросил участливо:

     - Уморились? Тогда давайте посидим.

    Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.

     Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
     Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.

     - Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.

     - Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!

     И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.

     Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.

    Пылая жаром в больничной палате, думал: »Вот так всю жизнь?..»

    Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:

    - Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
    Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.

     - Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
    И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:

     - Руки то жжёт, жжёт…
     И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
    И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
    Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
    Он отговаривал её:
     - Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…

     - Да ничего, ничего, Стёпа.

    После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?

     - Так как же мы будем, Надежда?

    Она вздрогнула, но сказала спокойно:

     - Как все, так и мы.

     - Рук у меня нету, Надя.
     - Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
     - Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай!..

     Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.

    По В. Астафьеву


    Текст печатается по по просьбе преподавателей по сборнику Иванова С.Ю.,Еричева Е.В. "Сдай ЕГЭ на все 100!Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку. 2020:Тренировочные материалы"/С.Ю.Иванова,Е.В.Еричева.-Самара:ООО «Офорт»,2020._239 с.


06.04.2021 15:07:55
Автор: Алсу Хужахметова

      Как собрать в кулак свои силы, когда руки совсем опустились? Может ли близкий человек заставить пострадавшего поверить в себя? Ответы на эти вопросы можно найти в предложенном для анализа тексте Астафьева Виктора Петровича.
       Чтобы читатель осознал важность проблемы, автор рассказывает нам историю жизни охотника Степана Творогова, который лишился рук, работая на шахте. Виктор Астафьев пишет о нём:"Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил....". Этот пример свидетельствует о невероятной душевной и физической стойкости Степана.Но что же стоит за этим? Кто был с ним рядом в трудные минуты? Это его жена Надежда. Степан не отрицает этого:".....без неё я так и остался бы разваренной картошкой." Надежда, узнав о беде Степана, не оставляет его одного, а дарует ему веру в жизнь.Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что за каждым великим мужчиной стоит женщина, которая питает его любовью и жизненной силой.
       Позиция автора выражена четко: самолет с жестяным пропелером не поднимется ввысь без помощи силы ветра. Надежда, словно ангел, дала Степану силы, чтобы подняться с колен.
       Я согласна с позицией Виктора Астафьева. Действительно, Надежда смогла вернуть Степану радость к жизни. В качестве аргумента хочу привести произведение Александра Ивановича Куприна "Куст сирени". Николай Евграфович на карте, которую нужно сдать на проверку профессору, допускает досадную ошибку. Герой сильно разочаровывается в себе, но его супруга жертвует своими драгоценностями, чтобы помочь мужу сдать важный экзамен. Постоянная поддержка со стороны Верочки помогли Николаю Евграфовичу добиться своей цели.
       Таким образом, человеку для преодоления жизненных трудностей нужно иметь не только твердый характер, но и надежных товарищей, которые будут рады помочь ему в трудные минуты.
Количество слов - 268

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Алсу!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл.

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, но проанализирована некорректно. Посудите сами.

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что за каждым великим мужчиной стоит женщина, которая питает его любовью и жизненной силой.
Вы сделали отсылку лишь ко второму примеру, допустив в анализе фактические ошибки. Почему Степан Творогов великий мужчина? Великими мы называем людей, сделавших какой-либо вклад в развитие общества, совершивших подвиг. Степан - обычный человек, сумевший, благодаря любви жены и собственной силе духа, жить дальше, несмотря на физическое увечье. В этом его сила, но не величие, конечно. К первому примеру отсылки нет. В общем, необходимо сжато указывать на каждый пример и демонстрировать, как именно один дополняет другой. Это и будет анализ связи. Тренируйтесь, время еще есть.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл.

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена не совсем корректно, но я решила ее зачесть. Укажу Вам на недочет. Буду верить, что Вы исправите его. В позиции автора не должно быть имен персонажей, поскольку здесь Вы формулируете идею текста, некую мораль, которую поняли, усвоили, прочитав текст. Вы задали прекрасные проблемные вопросы. Вот и давайте прямые ответы на них. Балл за логику сниму, поскольку проблема и позиция не соотносятся как вопросно-ответное единство. И еще. Все-таки фокусируйте внимание на одной проблеме.

Алсу, хочу Вас похвалить за удачно подобранное сравнение. Вы молодец. Это редкость в работах выпускников.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.

Отношение к позиции автора содержит согласие, но нет тезиса. Нельзя снова обращаться к исходному тексту. Нужно выразить своё отношение к позиции автора текста по проблеме. Поскольку в позиции Вы апеллировали к персонажам, то и здесь не смогли от них уйти. Будьте внимательны. Повторите композицию эссе.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Снят один балл. Причина объяснена в К4.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Речь богатая, выразительная, синтаксические конструкции разнообразные. Однако из-за потери балла по К10 снят балл по К6. Допуская две речевых ошибки, вы теряете два балла - за К10 и за К6.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

В качестве аргумента хочу привести произведение Александра Ивановича Куприна "Куст сирени". Николай Евграфович на карте, которую нужно сдать на проверку профессору, допускает досадную ошибку. Герой сильно разочаровывается в себе, но его супруга жертвует своими драгоценностями, чтобы помочь мужу сдать важный экзамен. Постоянная поддержка со стороны Верочки помогли Николаю Евграфовичу добиться своей цели.
1) Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Этот пример свидетельствует о невероятной душевной и физической стойкости Степана.Но что же стоит за этим? Кто был с ним рядом в трудные минуты? Это его жена Надежда. Степан не отрицает этого:".....без неё я так и остался бы разваренной картошкой."
1) Тавтология.

Надежда, узнав о беде Степана, не оставляет его одного, а дарует ему веру в жизнь.
2) Неоправданное употребление слова высокого стиля. Используйте нейтральное слово "дарит".

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом взаимосвязи, позицией автора, обоснованием собственной позиции и устранением речевых, грамматических ошибок. Удачи на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку